Чугун содержат углерода выше 2,14%.
Кроме углерода в чугуне содержаться примеси марганца (0,5-1,5%), кремния (0,5-4,0%), фосфора (0,07-2,0%), серы (0,02-0,07%). Могут также содержаться различные элементы, специально введенные для придания чугуну тех или иных свойств. Такие чугуны называются легированными. Эти примеси существенно влияют на структуру и свойства чугуна.
Содержащийся в чугуне углерод в зависимости от ряда факторов может находиться или в связанном с железом состоянии в виде цемента, или в свободном состоянии в виде графита, или одновременно в виде цемента и графита.
На свойства чугуна в значительной мере влияют количественные соотношения связанного и свободного углерода.
Чугун, в котором весь углерод находится в связанном состоянии в виде цемента, называется белым (передельным) чугуном.
Цементит придает излому чугуна специфический белый цвет и металлический блеск. Белый чугун отличается высокой твердостью и хрупкостью, обработке резанием не поддается. Основное количество белого чугуна идет на передел в сталь.
Чугуны, содержащие свободный углерод в виде графита, называют серым чугуном, так как их цвет в изломе бархатисто-серый из-за черных включений графита.
Благодаря наличию углерода в виде графита, чугун имеет следующие преимущества перед сталью:
1) увеличение массового содержания углерода повышает литейные свойства чугуна. Более низкая температура плавления чугуна по сравнению со сталью и окончание кристаллизации при постоянной температуре (образование эвтектики) обеспечивает не только удобство в работе, но и лучшие жидкотекучесть и заполняемость формы. Таким образом, углерод улучшает литейные свойства чугуна и позволяет получить качественное тонкостенное литье:
2) чугун обладает хорошими антифрикционными свойствами благодаря смазывающему действию графита;
3) наличие графитовых включений быстро гасит вибрации и резонансные колебания;
4) чугун почти нечувствителен к дефектам поверхности, надрезам и т.д.;
5) наличие графита облегчает обрабатываемость резанием, делает стружку ломкой (стружка ломается, когда резец дойдет до графитового включения).
Серый чугун. Чугун, в котором графит имеет форму пластин различного размера, называют серым чугуном. Он получается непосредственно при кристаллизации из жидкого состояния.
Серый чугун имеет низкие характеристики механических свойств при испытаниях на растяжение.
Однако серый чугун обладает хорошими литейными свойствами и позволяет получить дешевое литье, так как при низкой стоимости обладает хорошей жидкотекучестью и малой усадкой. Он хорошо обрабатывается режущим инструментом, обладает хорошими антифрикционными свойствами, гасит вибрации и резонансные колебания.
В соответствии с ГОСТ 1412-85 серый чугун маркируется буквами СЧ (серый чугун) и двумя цифрами, которые показывают минимальное значение предела прочности при растяжении (σВ, МПа).
Марки серого чугуна: СЧ10, СЧ15, СЧ20, СЧ25, СЧ30, СЧ35, СЧ40, СЧ45.
Серый чугун применяют для отливки станин мощных станков и механизмов, поршней, цилиндров, деталей, работающих на износ в условиях больших давлений (дизельные цилиндры, блоки двигателей, детали металлургического оборудования и т.д.).
Высокопрочный чугун имеет тот же состав, что и серый, по форме графита шаровидная.
Получение такой формы графита обеспечивается обработкой (модифицированием) расплавленного чугуна присадками небольших добавок некоторых щелочных и щелочноземельных металлов. Чаще для этой цели применяют магний в количество 0,03-0,07%.
Чугун с шаровидными графитом имеет значительно более высокую пластичность и прочность при растяжении и изгибе, чем чугун с пластинчатым графитом (отсюда и название чугуна - высокопрочный). Чугуны с шаровидным графитом имеют хорошие литейные свойства и обрабатываемость резанием, способность вибрации, высокую износостойкость и т.д.
Маркируют высокопрочный чугун буквами ВЧ (ГОСТ 7293-85) и цифрой, характеризующей величину временного сопротивления при растяжении (σВ, МПа). Марки высокопрочного чугуна: ВЧ30, ВЧ40, ВЧ45, ВЧ50, ВЧ60, ВЧ70, ВЧ 80, ВЧ100.
Отливки из высокопрочного чугуна широко используют в различных отраслях народного хозяйства: в авиастроении и дизелестроении для коленчатых валов, крышек цилиндров и других деталей; в тяжелом машиностроении - для многих деталей прокатных станов; в кузнечно-прессовом оборудовании, например, для молотов, прессов; в химической и нефтяной промышленности - для корпусов насосов, вентилей и т.д.
Ковкий чугун получается в результате длительного отжига (760-10000С) из белого чугуна. В ковком чугуне весь углерод или значительная часть его находится в свободном состоянии в виде графита. Графит в ковком чугуне имеет форму хлопьев.
Название «ковкий» является условным, т.к. чугун ковке не подвергается.
В зависимости от структуры металлической основы различают ферритный и перлитный ковкий чугун. Ферритный чугун более мягкий и пластичный, перлитный более прочный и хрупкий.
Маркируют ковкий чугун КЧ и цифрами (ГОСТ 1259-79). Первые две цифры указывают предел прочности при растяжении (σВ, МПа), а вторые – относительное удлинение (δ, %).
Ковкий чугун широко применяют в сельскохозяйственном машиностроении (при изготовлении зубчатых колес, муфты, тормозные колодки), в автомобильной, тракторной и многих других отраслях промышленности.
По своим литейным механическим свойствам ковкий чугун занимает промежуточное положение между серым чугуном и сталью.
По сравнению со сталью ковкий чугун более дешевый, имеет лучшие литейные свойства, прекрасно гасит возникающие в нем вибрации, меньшую чувствительность к надрезам.
По сравнению с серым чугуном ковкий чугун более пластичный, вязкий и прочный. Серьезным конкурентом ковкого чугуна является высокопрочный чугун, у которого высокие механические свойства получены при менее сложных технологических процессах.
Товарная классификация чугуна
Основным классификационным признаком чугуна как товарной продукции является его назначение.
По этому признаку его делят на:
- передельный,
- литейный.
- чугуны специального назначения.
Передельный чугун предназначен для передела на сталь в конвертерах, мартеновских и электрических печах. Производство этого чугуна очень велико – 90% всего металла, выплавляемого в доменных печах.
В качестве передельного преимущественно используют белый чугун. Для передельного чугуна важен только химический состав, так как он определяет способ и режим технологии его дальнейшего передела на сталь.
Химический состав передельного чугуна отражают в его марке, которая состоит из букв и порядкового номера.
Согласно ГОСТ 805-80 передельный чугун изготавливают:
1) для сталеплавительного производства марок П 1 и П 2. В зависимости от содержания марганца, фосфора и серы чугуны делят на три группы, три класса и пять категорий;
Литейный чугун является важнейшим машиностроительным материалом. Из него методом литья изготавливают многие металлоемкие детали машин и конструкций: станины, радиаторы, шестерни, валки прокатных станов и др.
В качестве литейного чугуна используют серый, высокопрочный чугун и меньшее количество ковкого.
Эти чугуны обладают высокими технологическими и эксплуатационными свойствами. Они являются прекрасным литейным материалом, хорошо обрабатывается резанием, достаточно прочны, имеют высокую износоустойчивость при работе на трение.
Литейный чугун поставляют в виде готовых отливок или в форме чушек, из которых на заводе-потребителе путем повторного переплава получают нужные отливки.
К чугунам специального назначения относятся легированные чугуны, в которых кроме обычных примесей содержатся легирующие элементы - хром, молибден, никель, ванадий, титан, кремний, улучшающие механические свойства чугуна и придающие ему особые физико-механические качества. Содержание серы и фосфора в этих чугунах минимальное.
Из легированных чугунов изготавливают отливки по ГОСТам, которые устанавливают полный химический состав чугуна, разных марок, их структуру, механические свойства и некоторые специфические требования, соответствующие эксплуатационным условиям отливки.
Антифрикционный чугун (ГОСТ 1585-85) предназначен для отливок, работающих условиях абразивного износа и в узлах трения. Эти чугуны легируют хромом (до 0,5%), никелем (до 0,5%) с добавками таких элементов как титан, медь, алюминий. Антифрикционный чугун подразделяется на марки в зависимости от формы включения графита и марки чугуна. Из таких чугунов изготавливают тормозные барабаны автомобилей, диски сцепления и другие детали.
Жаростойкий чугун (ГОСТ 7769-75) обладает достаточной жаростойкостью - способностью оказывать опоротивление окалинообразованию (не более 0,5 г/м2×ч) при высоких температурах. К ним относится хромистый чугун с содержанием хрома от 0,5 до 30%; алюминиевый чугун, содержащий 19-25% Аl. Применяются жаростойкие чугуны для изготовления деталей печей и вагранок, коксохимических установок, горелок, кокилей и др.
Коррозионно-стойкие и жаропрочный чугуны (ГОСТ 11849-76) обладают высокой коррозионной стойкостью и прочностью не только на воздухе, но и в различных агрессивных средах. К жаропрочным чугунам относится чугун с шаровидным графитом, содержащий 10-12% Ni, 5-8% Mn, 1-2,5% Cr. Их применяют для изготовления деталей дизелей, компрессоров, по сжатию газов и др.
Коррозионно-стойкие чугуны бывают низколегированные, работающие при повышенных температурах в газовых средах (блоки и головки цилиндров двигателей внутреннего сгорания) и высоколегированные - кремнистые чугуны (ферросилиды, содержащие 14-18% Si), стойкие во всех кислотах и щелочах. Их применяют для изготовления труб, теплообменников и других деталей химической промышленности.