Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Профессиональный союз — добровольное обществен­ное объединение граждан, связанных общими производ­ственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от ор­ганов исполнительной власти, местного самоуправле­ния, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.

Основная функция профсоюзов состоит в защите и реа­лизуется в четырех организационно-правовых формах: уча­стия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в орга­низации; участия в разрешении трудовых споров; осуществ­ления профсоюзного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответству­ющему органу профсоюзной организации о результатах рас­смотрения данного'требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

-беспрепятственно посещать организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсо­юзов, входящих в объединение;

-проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

-защищать права и интересы членов профессиональ­ного союза по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве;

-осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

-принимать участие в работе комиссий по испытани­ям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов;

-принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязатель­ные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

66. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ

Трудовое законодательство предусматривает несколько форм самозащиты трудовых прав работников.

Работник имеет право на отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.В этомслучае работник вправе выходить на работу, не выполняя своих трудовых обязанностей, либо прекратить выходить на работу, предварительно известив об этом работодателя в письменной форме. На время самозащиты за работником сохраняется средняя заработная плата на все время самоза­щиты.

Работник имеет право на отказ от выполнения рабо­ты, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. В данном случае работодатель обязан предоставить работ­нику другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам не­возможно, работодателем оплачивается время простоя до ус­транения опасности для его жизни и здоровья. Отказ работ­ника от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых ра­бот и работ с вредными и опасными условиями труда, кото­рые не предусмотрены трудовым договором, не влечет за со­бой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

На время отказа от указанной работы за работником со­храняются все права, предусмотренные действующим тру­довым законодательством.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществ­лении ими самозащиты трудовых прав. Преследова­ние работников за использование ими допустимых законо­дательством способов самозащиты трудовых прав запре­щено.

Работник обязан письменно предупредить представителей работодателя о самозащите трудовых прав, указав в заявлении о правонарушении, допущенном представителями работодате­ля. Получив заявление, представители работодателя вправе пре­кратить действия или бездействие работника либо обжаловать в суде "или государственной инспекции труда. Признание дей­ствий или бездействий работника по самозащите трудовых прав незаконными соответствующими органами обязывает работни­ка прекратить используемые им способы самозащиты трудовых прав. В противном случае работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В случае, если судом или инспекцией труда самозащита работника признается законной, названные органы могут обязать представителей работодателя устранить допущенные нарушения прав работников.

В ином случае представители работодателя могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответ­ственности.


67. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Трудовой спор — поступившие на разрешение юрисдикци- онного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или ус­тановлении в партнерском порядке новых условий труда.

Среди форм разрешения противоречий выделяют:

-выступления на собраниях коллектива;

-проведение де­монстраций; обращение в прессу;

-обращение к выше­стоящему руководству организации; предъявление требова­ний через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов;

-забастовки.

Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.Закрепление этого права служит важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан. Также ст. 46 Конституции РФ гаран­тирует каждому гражданину судебную защиту его прав и сво­бод, закрепляет положение, гласящее, что решения и дей­ствия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Эти положения Конституции лежат в основе разрешения всех трудовых споров.

Критерии классификации трудовых споров:

-по характеру спора:

1.на споры работников с работодателями или их пред­ставителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллектив­ных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство;

2.споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушен­ное право работника или коллектива работников

-по правоотношениям, из которых возникают трудовые споры, они подразделяются на:

1.возникающие из трудовых правоотношений;

2.из правоотношений по трудоустройству;

3.из правоотношений по надзору и контролю за соблюде­нием трудового законодательства и правил охраны труда;

4.из правоотношений по подготовке кадров и повыше­нию квалификации работников;

5.из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю;

6.из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здо­ровья на работе или нарушением его права на труд;

7.из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;

8.из правоотношений коллектива работников с работо­дателем;

9.из социально-партнерских правоотношений.

Правильная классификация трудовых споров по спорящим субъектам, по характеру спора и по спорным правоотношени­ям имеет очень большое значение, поскольку необходима для определения подведомственности, т.е. органа, правомочного рассматривать и разрешать данный трудовой спор.


68. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. ОРГАНЫ ПО ИХ РАССМОТРЕНИЮ.

Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по во­просам применения законов и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, коллек­тивного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмот­рению индивидуальных трудовых споров.

Стороны индивидуального трудового спора — работник и работодатель.

Действующее законодательство предусматривает не­сколько способов разрешения индивидуальных трудовых споров. Это рассмотрение и разрешение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС); в судебном порядке, минуя КТС, и в специальном порядке, когда спор разрешает­ся в вышестоящем органе.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами в случае, если работник самостоятельно или с уча­стием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Норматив­ной базой, регулирующей порядок рассмотрения индивиду­альных трудовых споров, является трудовое законодатель­ство, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодатель­ством Российской Федерации.

КТС рассматривают споры о переводах на другую работу, применении других условий договора, об ин­дивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полага­ющегося ему отдыха, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие споры.

КТС образуютсяпо инициативе работников и (или) ра­ботодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по тру­довым спорам избираются общим собранием (конференци­ей) работников организации или делегируются представи­тельным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руко­водителем организации.

Организационно-техническое обеспечение деятельно­сти КТСосуществляется работодателем.КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разре­шить спор по существу.


69.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Коллективный трудовой спор — неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и рабо­тодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), за­ключения, изменения и выполнения коллективных догово­ров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работ­ников при принятии локальных нормативных актов.

Этапы порядка разрешения коллективного трудо­вого спора: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посред­ника; в трудовом арбитраже. Каждая из сторон в любой мо­мент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу по урегулированию трудовых споров для уведомительной регистрации.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудо­вого спора. Решение о создании комиссии оформля­ется соответствующим приказом (распоряжением) работо­дателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента из­дания приказа (распоряжения) о ее создании. Решение при­мирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполня­ется в порядке и сроки, которые установлены решением при­мирительной комиссии. При недостижении согласия в при­мирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж— временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, ко­торый создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора при­мирительной комиссией или посредником. Спор рассматрива­ется в срок до пяти рабочих дней со дня создания арбитража. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию кол­лективного спора передаются сторонам в письменной форме. Результатом рассмотрения коллективных трудовых споров ста­новится соглашение. Оно оформляется письменно и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: