double arrow

Раздел III. Школа и педагогические учения нового времени


 

Глава 1. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения

Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в России XVIII в.

Глава 3. Педагогика и школа Запада XIX в.

Глава 4. Школа и педагогика России XIX в.

 

Глава 1. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения

 

Общий взгляд

 

В XVII-XVIII вв. педагогика и школа Западной Европы и Северной Америки развивались в экономических и общественных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

Появляется небывалое число трактатов, в которых выражено стремление сделать личность свободной, обновить посредством воспитания и образования духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Общественная мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.

Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и Просвещения. Эти идеи носят гораздо более рациональный, светский смысл. Провозглашается свобода совести и право на религиозное образование согласно своей конфессии. Усиливаются стремления обеспечить национальное воспитание. Ускоряется формирование иных общественных и духовных ценностей, пересматривается концепция человека и мира. Меняются трактовки воспитания идеальной личности. Если В XVII в. речь шла прежде всего о благородном человеке, то в следующем столетии — о просвещенном гражданине.

Новый педагогический идеал был ориентирован на развитие человека, постигающего окружающую действительность как целостный мир и одновременно часть множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т.д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую «школьную премудрость» на латинском языке.

Педагогика позднего Возрождения и Просвещения должна была приспособить полноценное образование к обслуживанию иной клиентуры: промышленников, ремесленников, торговцев. Была выдвинута новая программа воспитания и обучения. Пересматривались цели, направленность воспитания, провозглашались активное, мотивированное обучение, включение в программу образования родного языка, расширение преподавания точных и естественных наук, отказ от исключительно вербального преподавания, поощрение преподавания национальной истории и пр. Были поставлены вопросы о всеобщности начального обучения, изменения роли изучения древних и современных языков и литературы. Подчеркивались потребности обновления воспитания детей, образования взрослых, формирования гражданина.

В итоге общественной мыслью Запада к концу XVIII в. была намечена новая парадигма целей, содержания воспитания и образования, изучения ребенка и взрослого и, наконец, предмета педагогической науки. Но это был скорее эскиз, нежели развернутые теории. Завершить оформление новой педагогики предстояло мыслителям XIX столетия.

Нидерландская революция (1566-1609), Английская революция (1640-1660), война за независимость США (1777-1783), Французская революция (1789-1794) — таковы исторические точки отсчета возникновения новых педагогики и школы. Западная педагогическая мысль в указанные исторические сроки прошла два принципиальных этапа развития: начало Нового времени (первые три четверти XVII в.) и эпоха Просвещения (конец XVII — XVIII вв.)


Сейчас читают про: