Педагогические идеи Просвещения

 

Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке пришлась в основном на последнюю треть XVII — конец XVIII в. Представители Просвещения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека. Они перестали воспринимать обучение священнодействием по извлечению знаний. Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации воспитания и образования в Новое время.

Американские просветители

 

В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели, прежде всего Т. Джефферсон и Б. Франклин, которые видели в просвещении важный путь преобразования общества. В их педагогических идеях отразились идеалы совершенствования личности путем воспитания и образования. Эти идеи пронизаны верой в просвещение как в самую надежную основу всеобщего благополучия. Американскими просветителями выдвинуты планы организации всеобщего обучения.

Томас Джефферсон (1743-1826) полагал, что распространение просвещения служит укреплению республиканских институтов, и поэтому решительно выступал за всемерное развитие системы образования. В труде «Билль о всеобщем распространении знаний» Джефферсон подчеркивал, что образованность населения — важнейшая гарантия свободного и демократического общества. Джефферсон предлагал готовить лояльных к республиканскому строю учителей. Будучи сторонником светского обучения, он настаивал на мировоззренческом нейтралитете школы. Им подготовлены программы грамматических школ, куда включены наряду с древними языками и литературой английский язык, география.

Бенджамину Франклину (1706-1790) принадлежали планы обеспечения регулярного посещения афроамериканцами школ, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры. Франклин советовал отказаться от попыток давать энциклопедическое образование, считая, что человеческая жизнь слишком коротка и изучить все науки невозможно, так что следует ограничиться обучением наиболее полезным знаниям. В отличие от Джефферсона, он говорил о преимуществах нового, практического образование, прежде всего обучения арифметике, английскому языку, геометрии, астрономии, а также истории, географии, естествознанию. Учебу в классе предлагалось сочетать с работой в саду, поле, с экскурсиями. При изучении практических знаний юноши должны были узнать о новейших изобретениях, уметь читать географическую карту и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: