double arrow

Английское Просвещение

 

В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты целой плеядой мыслителей. Некоторые из них писали об организации всеобщего начального обучения на родном языке (Томас Пейн (1737-1809)), предлагали создать ремесленные школы для обучения детей всех возрастов (Уильям Петти (1623-1687)), настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования (Джон Беллерс (1654-1725)).

Заметный след в развитии идей воспитания и обучения подрастающего поколения составило творчество английского просветителя Джона Локка (1632 – 1704). В его трактатах «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» ярко выражены важные передовые педагогические устремления. В трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования. Поставив цель воспитания образцовых граждан, Локк полагал, что для ее достижения необходимо преодолевать невежество и суеверия, широко распространенные среди населения Англии.

Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель Оксфорда, Дж. Локк отлично знал работы выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени. Так, он с особым интересом изучал взгляды Ф. Бэкона и Е Декарта. Представления Дж. Локка о воспитании складывались в контексте его общефилософских воззрений, на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях.

Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение: «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они естьдобрыми или злыми, полезными или нетблагодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми».

Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. В отличие от картезианства, отправная формула которого «Мыслю — следовательно, существую» означала критику чувственного опыта как критерия познания, Локк утверждал, что человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. По Локку, у человека нет врожденных представлений и идей. Иначе, чем у Декарта, трактуется появляющийся на свет, подобный чистой доске (tabula rasa) ребенок. Такой естественный человек готов и должен воспринимать окружающий мир прежде всего посредством своих чувств, через внутренний опыт — рефлексию.

Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. (Вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.) Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но при этом назывались определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого необходимо постоянно закаливать и физически упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально осуждая унизительные физические наказания (исключения делались лишь в случае дерзкого и систематического неповиновения).

Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации образования. Вот почему он оправдывает и предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из верхов, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.

В набор дисциплин и занятий полноценного обучения Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Получавшему такую подготовку юному джентльмену необходимо было преподать также навыки социального поведения — хорошие манеры и знание света. При рассмотрении организации и методов обучения элиты Локк ратовал за строго контролируемое частное образование. Это значило, что в раннем детстве о мальчиках надлежало заботиться родителям и гувернерам. Затем гувернеров должны заменять тщательно отобранные частные наставники, которые обучают, воспитывают своих подопечных, опекают их при обучении в небольших частных школах и университетах. Заключительная стадия образования джентльмена — длительное путешествие в континентальную Европу в сопровождении и под надзором наставника.

Сохранив верность элитарному сословному воспитанию, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения — для деловых занятий в реальном мире. Для этого предлагалось упростить школьную программу, ввести в нее новые предметы. Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, — это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

Немецкое Просвещение

 

В конце XVIII столетия в Германии начался небывалый взлет педагогической мысли. Облик немецкого Просвещения складывался на идеях морального самосовершенства, трудолюбия, семейных добродетелей, национального воспитания, гуманистической образованности. Один из зачинателей немецкого Просвещения, Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), писал в «Воспитании человеческого рода»: «Неужели человечеству никогда не достичь высшей ступени просвещения и чистоты? Боже милосердный, избавь меня от такого богохульства». Среди педагогических течений немецкого Просвещения выделялись филантропизм и неогуманизм.

Главными заслугами филантропизма в сфере педагогики и просвещения явились пропаганда идей светского гражданского воспитания, продвижение к построению педагогики на научной основе, формулировка идей наглядного обучения, современного образования, физического воспитания, искоренения жестоких наказаний.

Лидер филантропизма Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790) исходил из того, что общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле. Главный порок традиционного образования он видел в недоступности детскому сознанию значительной части учебного материала, в авторитарно-жестоком отношении к детям. Его совершенно не устраивал отрыв школы от потребностей жизни: «Природа! Школа! Жизнь! Если между ними тремя царят дружба и согласие, то человек становится тем, чем он должен быть... Однако если природу изгоняют из школы, а в жизни насмехаются над школой, то человек вырастает тройным уродом: три головы, шесть рук, и все они в беспрерывной ссоре».

Базедов, ставя на первый план необходимость увязать воспитание и обучение с жизнью, следующим образом формулирует основную педагогическую цель: «...Подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни... Важное звание, богатый доход, ученость, ловкость движений и приятные манерывсе это такие преимущества, о приобретении которых детьми следует заботиться только при том условии, если не будет нанесен вред главной цели».

Базедов полагал, что идеал воспитания полезного и счастливого человека — одно целое. Подобный идеал тесно увязан с идеей гармонии умственного образования, физического и нравственного воспитания. При этом на главное место выдвигалось нравственное становление личности. Базедов писал в «Книге методов», что прекрасно образованный человек, не будучи воспитанным, рискует совершать аморальные поступки. В процесс нравственного воспитания особая роль отдавалась труду, работе, под которыми понимались любые занятия, которые предписаны ребенку.

Излагая в трактате «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» свои педагогические взгляды, Базедов предлагал физически воспитывать и закаливать ребенка с первых дней жизни, основывать нравственное воспитание (особенно в раннем возрасте) на послушании, обучение начинать с чувственных восприятий. Свои идеи Базедов достаточно успешно осуществил в филантропине — учрежденном им учебно-воспитательном интернате в Дессау.

Другой идеолог филантропизма, Йоахим Генрих Кампе (1746-1818), отчетливо провозглашал идеи независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями. Исходя из убеждения в том, что общество должно уважать каждого человека и давать ему возможность свободного развития, Кампе указывал на правомерность свободы совести в школе, в частности непозволительность обязательного религиозного обучения, а также необходимость распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу.

Создания единой светской школы, общественно полезного обучения граждан требовали увлеченные идеями Просвещения теоретики неогуманизма. Они уделяли особое внимание реорганизации среднего учебного заведения. По их суждению, гимназия должна одновременно давать практически полезные и необходимые знания, т.е. «современное» образование, и знание древних языков и литературы — «классическое» образование. В педагогической теории ставилось понятие гуманности, важнейшим средством воспитания которой считались античные греческие культура и искусство.

Заметный представитель неогуманизма Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) возглавлял народное образование в Пруссии, был инициатором открытия Берлинского университета (1809 г.), выступал за создание единой системы образования, состоящей из элементарной школы, гимназии и университета. Им был составлен новый учебный план гимназии, который включал древние и немецкий языки, математику, естествознание, историю, географию, пение и исключал изучение религии. Он отвергал какую-либо дифференциацию среднего образования: она мало или односторонне способствует развитию учащихся. По его суждению, идея дифференциации противоречит предназначению общего образования, которое может успешно развиваться лишь благодаря общей... взаимосвязи нашего Я с окружающим миром.

Гумбольдт полагал, что задачу развития свободного и самостоятельного человека можно осуществить прежде всего вне государственных учебных заведений: «Если воспитание должно развить человека вообще — независимо от определенных, окружающих его гражданских форм, то в таком случае оно не нуждается в помощи государства». По мнению Гумбольдта, роль государства должна состоять в том, чтобы следить за соблюдением законности в сфере образования.

В известном смысле неогуманизм оказался наследником гуманистических идей Возрождения. Но его представители пошли дальше в разработке идеи воспитания гармоничного человека, осознав, что обществу требуются индивиды универсального типа в одной сфере социальной деятельности, т.е. люди с высоким уровнем развития отдельных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: