В это же время подготовка европейских монархий к интервенции против

революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. - Великобритания. Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов фран­цузской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные союзники интервентов - связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее.

Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию 10 августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии.

На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влия­тельной политической силой в Законодательном собрании. Из их пред­ставителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783 депутата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большин­ство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составля­ли политический центр.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.

Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неде­лимой республикой.

Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между Жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоя­тельств:

- придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию;

- отменив Конституцию 1791 г. они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;

- оставался нерешенный вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;

- резко ухудшилось экономическое и, в особенности продовольственное положение вследствие войны.

Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвен­та привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.

Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев заверши­лось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года). Серией декретов, принятых в июне - июле, Конвент, где теперь преоб­ладали якобинцы, передал крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (отчасти бесплатно, отчасти по льгот­ной иене) и полностью ликвидировал вес оставшиеся феодальные пра­ва и привилегии. Принятые решения стали немедленно претворяться в жизнь. Одновременно с этим проводились преобразования в государ­ственном строе.

Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 нюня 1793 года была принята новая Конституция («Конституция первого года респуб­лики»), гораздо более демократическая.

Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и граж­данина и собственно Конституционного акта.

Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что це­лью общества является «общее счастье», что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естествен­ных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла:

• равенство (юридическое - в полном объеме),

• свободу;

• безопасность;

• собственность.

В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение обшей воли. Верховенство закона нераз­рывно связывалась с понятием «суверенитет народа», введенным вза­мен понятия «суверенитет нации».

Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев.

Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его посылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.

Высшим правительственным органом республики являлся Исполни­тельный совет, на который было возложено руководство деятельнос­тью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Нацио­нальным собранием.

Критическое положение республики в связи с внутренними и междуна­родными условиями вынудило Конвент отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - систе­мой правления, наделенной исключительными правомочиями. Полнотой власти в этой системе обладали:

• Конвент, имевший право издания и истолкования законов;

• Комитет общественного спасения, ставший фактически главным орга­ном правительства;

• Комитет общественной безопасности.

На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и «народные общества».

Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, по­дотчетные Комитету общественного спасения.

Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, применяв­ший смертную казнь в качестве единственной меры наказания. За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи революции, остававшиеся нерешенными 8 течение четырех предшествовав­ших лет.

Уже к октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций, а к лету 1794г. в результате побед революцион­ной армии военная опасность исчезла и новый республиканский строй стал политической реальностью.

Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усиле­нию внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов де­мократии, начал превращаться в авторитарный. Принятые в феврале - марте 1794 г. вантозские декреты (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупнососбтвеннических элементов в аппарате якобинской диктатуры.

Якобинцев перестали поддерживать:

1. сельская беднота и плебейские элементы – потому что ряд их социальных требований не был удовлетворен;

2. зажиточное крестьянство и буржуазия – потому что не желали мириться с ограничительным режимом и политикой реквизиций.

27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявшегося Робеспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобинскую республику.

Установился режим Директории.

2. В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти - Директорию.

Исполнительная власть была передана исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции.

туре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана, а впоследствии обеспечена защита его собственности на землю.

Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической «верхуш­ки», но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов.

Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г. Основными чертами государственного строя стали верховенство прави­тельства и представительство по плебисциту.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия:

- он осуществлял исполнительную власть;

- назначал и смешал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;

- обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул. Органами законодательной власти по Конституции были:

- Государственный совет, осуществлявший редактирование этих законопроектов;

- Трибунат, обсуждавший их;

- Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;

- Охранительный сенат, утверждавший их.

Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула. Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте - супрефект.

Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лип первому консулу.

По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным кон­сулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии.

В 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полнос­тью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Основными рычагами императорской власти стали:

- армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессио­нальную и включавшая привилегированные войска - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь страны;

- полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством,

- бюрократия;

- церковь.

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе развиваю­щегося капитализма гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

6. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814 г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятию мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола.

Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

• о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

• о закреплении права на труд;

• о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.

Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой правительства в борьбе с радикальным Движением стала созданная на­емная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно удари­ло по крестьянству.

Весной I848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое дол­жно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генера­лам и представителям высшего духовенства.

Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя.

• республиканская форма правления;

• разделение властей;

• представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т.д. Президент назначал и смешал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должност­ных лип.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

7. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Од­нако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политичес­кая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учреди­тельные функции. Однако во Франции уже не было достаточной соци­альной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70 % населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вы­нудило монархическое большинство в собрании отказаться от восста­новления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

• Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

• Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

• Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало воз­можность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три кон­ституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной вла­сти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет аб­солютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соеди­ненных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициати­вы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения зако­нопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распус­кал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось пра­во назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избирае­мой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки закон он, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую оче­редь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г.. претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.:

• запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

• представители династий, правивших во Франции, лишались права из­бираться на пост президента;

• был изменен порядок комплектования Сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. прези­дент на практике перестал использовать свои наиболее значимые консти­туционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутри парламен­тской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотре­нию определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась си­стема комиссий Начаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуж­дение наиболее важных или политически острых вопросов.

8. Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражданского права признает только физических лиц.

При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридичес­кого равенства.

На содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали революционное законодательство и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственники - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный харак­тер собственности.

• индивидуальную (частную),

• государственную (общественное обладание)

• общинно коммунальную.

В Кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т.п.

Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие веши (узуфрукт, проживание н чужом доме, сер­витут, право залога), владение, держание.

Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприоб­ретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ.

В соответствии с Кодексом Наполеона «договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо.

Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства.

Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы:

- принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французс­кая доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;

- принцип незыблемости договора: «Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отме­нены лишь по взаимному согласию сторон или пo причинам, к силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно».

В кодексе рассматриваются различные виды договоров, дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору куп­ли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается согла­шение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон. Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.

Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения которого необ­ходимо было выполнить ряд условий:

- взаимное согласие супругов (как в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны);

- не состоять в другом браке;

- согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын-25 лет, дочь- 21 год).

Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в опреде­ленной степени родства или свойства.

Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из суп­ругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов разве­стись.

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти иподчинения: «Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу».

Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспо­собность женщины означала, что она не могла самостоятельно осу­ществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесу­дебные.

Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. По общему правилу, если в брач­ном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого иму­щества.

Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до дос­тижении совершеннолетия или до эмансипации - освобождения из-под власти.

Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах.

В конце XIX - начале XX вв. были внесены изменения, касающиеся по­рядка заключения брака:

- отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака;

- урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком;

- мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.

В 1816 г. был отменен развод, но в 1864 г. восстановлен в новом виде: он рассматривался как санкция за виновное повеление супруга, поэтому развод по взаимному согласию не восстанавливался. Перемены во взаимоотношениях родителей и детей выразились в ос­лаблении отцовской власти, расширении прав детей и прав матери. Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако заве­щательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях – одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества.

Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой сте­пени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пере­жившему супругу. В 1917 г. круг наследников был ограничен шестой сте­пенью родства.

Уголовный кодекс Франции 1810 г. состоит из Общей и Особенной частей.

Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содер­жится перечень преступных деяний.

Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.

Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания-работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновре­менно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.

К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение зани­мать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключе­ние в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

Вторая книга Кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безу­мие и принуждение к совершению преступлений силой.

Подробно описываются различные формы соучастия: подстрека­тельство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответст­венности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста. Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не опре­делялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.

Третья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделя­емым на два вида:

• публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направлен­ные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия;

• частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные про­тив частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность. Более половины статей посвящено охране собственности.

Четвертая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказа­ниям, налагаемым за незначительные правонарушения не судебным, а судебно-полицейским порядком.

3. В 1814 г. был образован Германский союз, состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств) и четырех вольных городов - Фран­кфурта, Гамбурга, Бремена и Любека.

Германский союз был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реаль­ное главенство в союзе принадлежало Австрии. Единственным централь­ным органом власти был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его дея­тельность.

Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгла­сивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии вы­ступили с инициативой распространить действие прусского таможен­ного закона на весь союз.

Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства, с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась под­чинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорва­ны Пруссией.

В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерман­ский вексельный устав, впервые применивший единообразное регули­рование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский проект Вексельного закона.

В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в ка­честве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового простран­ства Германии.

В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганно­вер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою терри­торию. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз, в который вошли все северогерманские госу­дарства, а также ряд западных и южно-германских. В1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага созда­валась на основе всеобщего избирательного права.

В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир договор, по которому к Герма­нии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.

Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провоз­глашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.

Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов.

Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул импе­ратора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников импе­рии, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.

Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) - назначались Правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим пред­ставительным органом, в котором были представлены германские го­сударства. Нормы представительства от каждой земли были установле­ны в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные госу­дарства имели от одного до шести депутатов.

Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и за­конодательную власть. Рейхстаг был вначале учредительным собрани­ем, а затем органом, участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью.

Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном про­цессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, при­нятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законо­проект, бундесрат утверждал его в качестве указа.

Имперское правительство было представлено единственным лицом - канцлером. Кабинета министров не существовало.

Германское Уголовное уложение 1871 г. состояло из трех частей:

• в первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и другие вступительные положения;

• во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах;

• третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных преступлений, то есть представляла собой Особенную часть.

Преступления подразделялись уложением на несколько различных видов:

• на первом месте стояли государственные - оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных орга­низаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконное проти­водействие применению законов или мероприятий органов управления;

• специальная глава посвящалась преступлениям против религии;

• преступления против собственности и против личности;

• полицейские нарушения, среди которых уложение называет широкий круг деяний - изготовление печатей, нарушение правил о выезде за границу, хранение оружия и т. п.

Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции. Германское уложение предусматривало суровые наказания: смертную казнь, заключение в рабочем доме, тюремное заключение, помеще­ние в крепость, арест, ограничение в правах, штраф. Основной целью наказания являлось устрашение. Наиболее сурово на­казывались лица, совершившие государственные преступления, пре­ступления против религии и против собственности.

Уголовный процесс строился на следующих принципах:

• независимость следственного судьи от прокурора;

• допущение защиты в стадии предварительного следствия.

Предварительное следствие велось по делам о тяжких преступлениях, в остальных случаях дознание производил прокурор. Допускалось участие защиты на предварительном следствии, однако судья мог запретить сно­шения адвоката с подследственным, находящимся под арестом. По окон­чании предварительного следствия прокурор направлял дело в суд, ко­торый принимал решение.

Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными про­цессуальными правами.

4. Германское гражданское уложение было принято в 1896 г. в силу необхо­димости унификации права.

В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц.

Правоспособность физических лиц основывается на принципе юриди­ческого равенства. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7 лет до 21 года уложение устанавливает различные степени ограничен­ной дееспособности. Германское гражданское уложение называет два вида юридических лиц:

• ферейпы (общества, союзы), под которыми понимаются союзы лиц, с

которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследу­ющими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (пресле­дующими культурные, научные и подобные им цели);

• учреждения, которые образуются к силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество.

Уложение не определяет содержания правоспособности юридических лип. Она вытекает из самого факта их образования.

Все вещи уложение делит на земельные участки и движимые вещи, строго различая правой режим движимых и недвижимых вещей.

Германское гражданское уложение называет ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение известкой ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недви­жимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право пре­имущественной покупки, право охоты, рыбной ловли). Основным вещным правом является право собственности. Уложение раскрывает его содержание следующим образом: «Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее». Таким образом, уложение подчеркивает свободу частной собственности. Вместе с тем уложение содержит ограничения прав собственности.

Определение обязательства дается в параграфе 24 уложения: «В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника предос­тавления. Предоставление может состоять также в воздержании». Наиболее распространенным способом возникновения обязательствен­ных правоотношений является договор. Уложение не дает определения договора. Однако можно выделить существенные черты договора:

- договор понимается как юридическая связь, установленная между не­сколькими лицами;

- содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.

Договорные отношения по уложению строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, уложение устанавливает условия их действительности:

- соответствие договора законам;

- дееспособность лиц, заключающих сделку.

Германское гражданское уложение регулирует более 20 видов договоров - купля-продажа, наем, мена и др.

В качестве основания возникновения обязательств сложение также признает деликты.

По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причине­нии вреда. Уложение не признает имущественного возмещения неиму­щественною вреда.

Уложение признает единственной законной формой брака гражданский брак.

Брачный возраст установлен для женщин - 16 лет, дли мужчин - 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности, необходимым услови­ем вступления в брак является наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних требуется согласие родителей. Препятствиями для действительности брака могут служить:

• близкое родство;

• нерасторжение первого брака,

• женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего;

Развод допускается только в определенных законом случаях. Основани­ями для развода признаются:

• прелюбодеяние;

• посягательство на жизнь другого супруга;

• злонамеренное оставление;

• грубое нарушение брачных обязанностей;

• тяжелая болезнь.

Имущественные отношения супругов определяются брачным договором.

Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть пере­ходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти.

При наследовании по закону уложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наслед­ники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие родственники, третью - дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. Особое поло­жение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собствен­ности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки нет, к пережившему супругу переходило все наследство.

При наследовании по завещанию уложение исходит из принципа свободы завещаний.

В целях охраны интересов законных наследников устанавливались некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля.

5. Во взаимодействии с преобразованиями в Австрии реформ «просвещенного абсолютизма» прошли в итальянских государствах, находившихся под политическим патронатом Австрийской монархии.

В Ломбардии наиболее последовательно были проведены экономические и социально-правовые реформы. Отменялись сословные привилегии в налогообложении. Государство постепенно (1760— 1786 гг.) выкупило у частных лиц разного рода торговые и таможенные привилегии, в итоге чего в стране установилось единое финансовое и экономическое пространство, подчиненное общим правилам. С 1776 г. была введена свободная торговля зерном, позднее — свободная купля-продажа недвижимости (хотя и с соблюдением сословных титулов владения для особого значения поместий). Церковь была поставлена в большую зависимость от государственной администрации. Управление княжеством претерпело централизацию, сформировались специализированные ведомства.

В Великом герцогстве Тоскана «просвещенный абсолютизм» сложился в правление сына Марии Австрийской Петра-Леопольда (1765 — 1790). Экономические преобразования здесь в особенности были подчинены принципам меркантилизма. Вводилась свободная торговля зерном (1767), а позднее — и всеми другими продуктами, упразднены были внутренние таможни (1783), сняты всякие ограничения с экспорта и импорта. Сначала во Флоренции, по­том в других городах были упразднены цехи и частично восстановлено местное самоуправление (коммуны во главе с выбор­ными гонфалоньерами) уже на общесословной основе. В социаль­но-правовой сфере был разрешен выкуп крестьянских повинностей 1(с 1780 г.), установлены общесословные правила взимания налогов, введена свободная купля-продажа недвижимости. По инициа­тиве Петра-Леопольда была предпринята даже разработка монар­хической конституции (1781), в которой уклад «просвещенного абсолютизма» получил бы законодательное оформление; конститу­ция предполагала соучастие в государственных делах представи­тельных собраний.

В государствах Пиренейского полуострова — Испании и Пор­тугалии — преобразования «просвещенного абсолютизма» были отмечены важными особенностями. В Испании «просвещенный аб­солютизм» более всего был обязан деятельности высших прави­тельственных чиновников — министров Аранды, Кампоманеса, Флоридабланки (1766—1791 гг.) — ив меньшей степени личному участию монархов. Это ослабляло перспективы преобразований. Внимание было нацелено на усиление политической роли монархии и на сокращение влияния католической церкви. Была запрещена деятельность ордена иезуитов, ограничена церковная юрисдикция, ликвидированы правовые основы вмешательства церкви в народное образование, культуру. Экономические преобразования также были подчинены идеям меркантилизма: свобода торговли, в том числе : Внешней, отмена сословных ограничений на занятия промышленно­стью, ремеслом (в том числе и для дворянства). Проведена была широкая аграрная реформа, в итоге которой крестьянству были переданы в аренду необрабатываемые коронные земли.

В Португалии стремления «просвещенного абсолютизма» были связаны с деятельностью министра Помбаля (1756-1777) при короле Жозе I. Под его руководством было централизовано государственное управление, сокращено вмешательство церкви в государственную администрацию.

Был запрещен орден иезуитов и даже «конфискованы его владения (1759). Ликвидировано вмешательство церкви в дела образования и культуры. Однако в ряде аспектов политики и государственного строительства преобразования в Порту­галии сходствовали со стремлениями раннего абсолютизма, и поли­тико-правовой уклад «законной монархии» здесь вполне не сформировался.

6. Рядом с рецепцией римского права в истории Средневе­ковья выделяется такое крупное явление, как формирование современных "семей правовых систем" (англосаксонской и ро­мано-германской), различаемых по характерным чертам форм права.

В литературе по истории права зарубежных стран мож­но встретить небольшие разделы или просто упоминания о "двух мировых системах", "двух главных системах", "семьях правовых систем" буржуазного права — романо-германской (континентальной) и англосаксонской. Речь идет об истори­чески сложившихся во многом в связи с рецепцией римского права общих чертах и различиях, прежде всего в граждан­ском праве, двух больших групп государств — на континенте Европы и в Англии, бывших колониях Англии.

Коротко эти различия состоят в следующем.

В континентальных странах, например во Франции, в Германии, при широкой рецепции римского права и восприя­тии его высших достижений, юридическая теория, ученые-

юристы приобрели первенствующее значение в развитии пра­ва, а роль судебного прецедента в качестве источника права была ограничена. В правотворческой деятельности заметно большее внимание уделялось закону, осуществлялась кодифика­ция права. Сохранялось, например, римское деление права на частное и публичное. В разрешении судебных дел нормы материального права отодвигали на второй план нормы про­цессуального права.

В Англии, где восприятие римских правовых институтов было минимальным и развитие в большей мере следовало собственным традициям и ритму изменений, значительно боль­шая роль в развитии права принадлежала судье-практику, а роль теории и ученых-юристов была ограничена. Соответствен­но в качестве источника права широко использовался судеб­ный прецедент, норма права получила более конкретный, казуальный характер, сфера систематизации права была су­жена. Сформировались оригинальные правовые институты (на­пример, траст). В разрешении судебных споров на первом ме­сте стояло знание процессуального права.

Чем же вызваны к жизни перечисленные выше и неко­торые другие различия в праве двух больших групп госу­дарств, как они возникли и развивались, каковы их положи­тельные и отрицательные свойства, тенденции движения? Правильный ответ позволит, в частности, объяснить, почему эти различия возникли в период феодализма, правильно ли их считать непременной принадлежностью только буржуаз­ного права.

Применение сравнительного метода во многом зависит от характера отбора и группировки материала. В завуалирован­ном историческими деталями виде сравнительный метод име­ет место уже в близком расположении фактов истории англо­саксонской и романо-германской форм права. Однако возмож­но и более активное использование этого метода — при выделении и параллельном изложении сходств и различий со­поставляемых явлений. Здесь общее и особенное, приобретая рельефность, становится наглядным, открываются более пря­мые и близкие пути к познанию существенных черт рассмат­риваемых явлений.

Римская и романо-германская формы права. При сопос­тавлении римского права с правом континентальных государств у них обычно находят общее. Действительно, характерные черты романо-германской формы права — во многом резуль­тат действия преемственности, рецепции, широкого влияния римского права на право континентальных государств. Ими были восприняты конечные результаты развития римского права — его идейно-теоретические, юридико-технические достижения, разработка структуры и целого ряда институтов гражданского права. Меньше обращается внимания на их раз­личия. Но римское право, если и вобрало в себя достижения правового опыта народов, населявших Римскую империю, никогда не знало рецепции в том виде и объеме, как это наблюдалось позже при формировании романо-германской формы права в Европе.

Римская и англосаксонская формы права. Интерес пред­ставляют общее и особенное у англосаксонского и римского права. Если в характерных чертах романо-германской формы заметна преемственность, то в англосаксонской форме на но­вой, более высокой основе четко проявляется повторяемость.

Когда говорят о праве Англии, обычно подчеркивают его самобытность, то, что в' его становлении римское право не играло существенной роли. Право Англии отличается, напри­мер, своеобразием структуры, институтов, терминологии, от­сутствует деление на частное и публичное право. Но общее у римского и англосаксонского права не в восприятии конечных результатов развития, римского права, а в самом ходе их движения. Общее здесь выявляет закономерность, присущую относительно самостоятельно развивающейся правовой сис­теме, а также закономерность повторяемости на более высо­ком витке спиралевидного развития.

Общие черты наблюдаются у квиритского права в Риме и общего права в Англии — и та, и другая формы выражали начальный, отправной пункт в развитии права.

Квиритское (в Риме), как и общее право (в Англии), не было приспособлено для регулирования более сложных отно­шений товарного оборота. И по мере созревания товарно-де­нежных отношений обнаруживается разрыв между ними и но­выми требованиями регулирования общественных отношений. Вместе с тем священность и консервативность квиритского и общего права мешала их изменению, приспособлению к но­вым условиям и требованиям. Более легкий и простой путь регулирования новых отношений был найден не в изменении старого, а в создании нового права. Это происходит при воз­никновении в Риме преторского права, а в Англии — права справедливости. Новые правовые формы значительно отлича­ются от старых. Они были подвижнее в отражении требований оборота, обеспечивали быстрое, прочное заключение сделок, давали более полное право распоряжения частной собствен­ностью.

Общее нетрудно обнаружить и в составлении претором формулы иска в Риме, и в выдаче судебного приказа по обще­му праву в Англии — здесь решался вопрос о праве, о том, какие отношения подлежат правовом регламентации. С этим во многом связана особо важная роль процессуальной нормы и процессуального права — из наличия иска делали вывод о существовании права. Как римское право на определенной сту­пени развития предстает перед нами в виде системы исков, так и общее право и право справедливости — в виде системы приказов.

В деятельности претора в Риме хорошо видны общие черты с той ролью, которую играл в развитии права канцлер в Англии. Тот и другой были относительно свободны в следо­вании нормам старого права. В их деятельности преодолева­лась ограниченность, формализм старого права. Происходило становление нового права: преторского — в Риме, права спра­ведливости — в Англии.

С созданием новых подсистем и соответствующих форм в Риме и Англии при возникшем дуализме права и столкнове­нии норм квиритского и общего права с нормами преторского права и права справедливости предпочтение отдавалось пос­ледним. Постепенно происходит сближение старых и новых правовых форм. Их слияние в Риме завершается принятием Свода законов Юстиниана; в Англии решающее значение в этом процессе имел акт 1873 г. о слиянии судов общего права и судов права справедливости.

При сопоставлении движения права в Риме и Англии вни­мание привлекает самое щепетильное отношение юристов этих стран к традиционным формам своего права, а также практический характер юриспруденции.

В Риме древнейшее квиритское, цивильное право почи­талось священным установлением. В Англии равное значение для общего права имело его провозглашение "исконно анг­лийским", "национальным". Характерную черту всего после­дующего правового развития в обеих странах составляло со­хранение и широкое использование специфических особеннос­тей традиционных форм. В Риме, например, при составлении Свода законов за исходное были взяты слова Юстиниана о безусловном уважении к "непогрешимой древности". В Анг­лии и в буржуазном праве верховенство парламента "согла­суется" с верховенством общего права. Форма современного права Англии выросла из общего права и сохранила его мно­гие специфические черты.

Практический характер юриспруденции в Древнем Риме и Англии проявлялся по-разному, например в первостепен­ном значении для развития права деятельности практических работников, судей, юристов-практиков, Соответственно на первый план в качестве источника права выдвигался преце­дент, и наоборот, роль закона и общих абстрактных положе­ний теории в формировании права была ограниченной. Этим обусловливалась большая конкретность правовых норм как в Риме, так и в Англии, постепенность изменений. О "практи­цизме" римских юристов, о том, что "они творили право на почве разрешения конкретных жизненных казусов", можно прочесть в работах И. О. Перетерского и И. Б. Новицкого1(1 См.: Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М., 1994; Новицкий И. Б. Римское частное право. М., 1993.). Но и отличительная черта английского общего права, права спра­ведливости сложилась из судебных прецедентов, выработан­ных в ходе практической деятельности судей.

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. И доп. М.: ТК - Велби, 2006. – 496 с.

2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. – 464 с.

3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2т. Изд.-4-е. М,2005

4. Дарест Р. Исследования по истории права. СП б., 2001.

5. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

6. Римское частное право / Науч. Ред. И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский. М., 1984 (и последующие издания).

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М: Фира Гардарика, 2006. – 413 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: