революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. - Великобритания. Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные союзники интервентов - связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее.
Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию 10 августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии.
На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влиятельной политической силой в Законодательном собрании. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.
|
|
Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783 депутата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр.
В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.
Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неделимой республикой.
Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между Жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоятельств:
- придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию;
- отменив Конституцию 1791 г. они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;
- оставался нерешенный вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;
- резко ухудшилось экономическое и, в особенности продовольственное положение вследствие войны.
Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвента привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.
|
|
Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев завершилось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года). Серией декретов, принятых в июне - июле, Конвент, где теперь преобладали якобинцы, передал крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (отчасти бесплатно, отчасти по льготной иене) и полностью ликвидировал вес оставшиеся феодальные права и привилегии. Принятые решения стали немедленно претворяться в жизнь. Одновременно с этим проводились преобразования в государственном строе.
Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 нюня 1793 года была принята новая Конституция («Конституция первого года республики»), гораздо более демократическая.
Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.
Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является «общее счастье», что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла:
• равенство (юридическое - в полном объеме),
• свободу;
• безопасность;
• собственность.
В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение обшей воли. Верховенство закона неразрывно связывалась с понятием «суверенитет народа», введенным взамен понятия «суверенитет нации».
Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев.
Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его посылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.
Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.
Критическое положение республики в связи с внутренними и международными условиями вынудило Конвент отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - системой правления, наделенной исключительными правомочиями. Полнотой власти в этой системе обладали:
• Конвент, имевший право издания и истолкования законов;
• Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом правительства;
• Комитет общественной безопасности.
На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и «народные общества».
Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, подотчетные Комитету общественного спасения.
Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, применявший смертную казнь в качестве единственной меры наказания. За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи революции, остававшиеся нерешенными 8 течение четырех предшествовавших лет.
|
|
Уже к октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций, а к лету 1794г. в результате побед революционной армии военная опасность исчезла и новый республиканский строй стал политической реальностью.
Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный. Принятые в феврале - марте 1794 г. вантозские декреты (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупнососбтвеннических элементов в аппарате якобинской диктатуры.
Якобинцев перестали поддерживать:
1. сельская беднота и плебейские элементы – потому что ряд их социальных требований не был удовлетворен;
2. зажиточное крестьянство и буржуазия – потому что не желали мириться с ограничительным режимом и политикой реквизиций.
27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявшегося Робеспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобинскую республику.
Установился режим Директории.
2. В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти - Директорию.
Исполнительная власть была передана исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.
Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями, задачей которых стала выработка новой конституции.
туре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана, а впоследствии обеспечена защита его собственности на землю.
|
|
Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической «верхушки», но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов.
Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г. Основными чертами государственного строя стали верховенство правительства и представительство по плебисциту.
Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия:
- он осуществлял исполнительную власть;
- назначал и смешал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;
- обладал правом законодательной инициативы.
Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул. Органами законодательной власти по Конституции были:
- Государственный совет, осуществлявший редактирование этих законопроектов;
- Трибунат, обсуждавший их;
- Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;
- Охранительный сенат, утверждавший их.
Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула. Административно-территориальное управление осуществлялось с помощью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руководство департаментом осуществлял назначаемый правительством префект, а в дистрикте - супрефект.
Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лип первому консулу.
По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии.
В 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полностью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть.
Основными рычагами императорской власти стали:
- армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая привилегированные войска - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь страны;
- полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уделял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством,
- бюрократия;
- церковь.
С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе развивающегося капитализма гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.
Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободительной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.
6. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814 г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, торгово-промышленному и финансовому.
Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятию мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола.
Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:
• о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;
• о закреплении права на труд;
• о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.
Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой правительства в борьбе с радикальным Движением стала созданная наемная мобильная гвардия.
Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.
Весной I848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.
Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя.
• республиканская форма правления;
• разделение властей;
• представительное правление.
Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.
Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т.д. Президент назначал и смешал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лип.
Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.
Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров.
Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.
Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.
7. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.
Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70 % населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом «президент Республики».
Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:
• Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;
• Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;
• Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.
Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.
Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.
Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки закон он, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.
Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г.. претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.:
• запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;
• представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;
• был изменен порядок комплектования Сената.
Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутри парламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Начаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.
8. Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражданского права признает только физических лиц.
При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридического равенства.
На содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали революционное законодательство и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственники - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный характер собственности.
• индивидуальную (частную),
• государственную (общественное обладание)
• общинно коммунальную.
В Кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т.п.
Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие веши (узуфрукт, проживание н чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание.
Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ.
В соответствии с Кодексом Наполеона «договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо.
Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства.
Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы:
- принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;
- принцип незыблемости договора: «Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или пo причинам, к силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно».
В кодексе рассматриваются различные виды договоров, дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон. Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.
Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения которого необходимо было выполнить ряд условий:
- взаимное согласие супругов (как в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны);
- не состоять в другом браке;
- согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын-25 лет, дочь- 21 год).
Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства.
Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись.
Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти иподчинения: «Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу».
Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные.
Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. По общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого имущества.
Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижении совершеннолетия или до эмансипации - освобождения из-под власти.
Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах.
В конце XIX - начале XX вв. были внесены изменения, касающиеся порядка заключения брака:
- отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака;
- урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком;
- мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.
В 1816 г. был отменен развод, но в 1864 г. восстановлен в новом виде: он рассматривался как санкция за виновное повеление супруга, поэтому развод по взаимному согласию не восстанавливался. Перемены во взаимоотношениях родителей и детей выразились в ослаблении отцовской власти, расширении прав детей и прав матери. Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях – одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества.
Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. В 1917 г. круг наследников был ограничен шестой степенью родства.
Уголовный кодекс Франции 1810 г. состоит из Общей и Особенной частей.
Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содержится перечень преступных деяний.
Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.
Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания-работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.
К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности.
Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.
Вторая книга Кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой.
Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.
Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста. Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.
Третья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на два вида:
• публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия;
• частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные против частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность. Более половины статей посвящено охране собственности.
Четвертая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не судебным, а судебно-полицейским порядком.
3. В 1814 г. был образован Германский союз, состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств) и четырех вольных городов - Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека.
Германский союз был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реальное главенство в союзе принадлежало Австрии. Единственным центральным органом власти был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность.
Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии выступили с инициативой распространить действие прусского таможенного закона на весь союз.
Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства, с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась подчинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорваны Пруссией.
В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский проект Вексельного закона.
В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии.
В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою территорию. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз, в который вошли все северогерманские государства, а также ряд западных и южно-германских. В1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего избирательного права.
В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир договор, по которому к Германии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.
Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.
Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов.
Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.
Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) - назначались Правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим представительным органом, в котором были представлены германские государства. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные государства имели от одного до шести депутатов.
Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и законодательную власть. Рейхстаг был вначале учредительным собранием, а затем органом, участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью.
Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утверждал его в качестве указа.
Имперское правительство было представлено единственным лицом - канцлером. Кабинета министров не существовало.
Германское Уголовное уложение 1871 г. состояло из трех частей:
• в первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и другие вступительные положения;
• во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах;
• третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных преступлений, то есть представляла собой Особенную часть.
Преступления подразделялись уложением на несколько различных видов:
• на первом месте стояли государственные - оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных организаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконное противодействие применению законов или мероприятий органов управления;
• специальная глава посвящалась преступлениям против религии;
• преступления против собственности и против личности;
• полицейские нарушения, среди которых уложение называет широкий круг деяний - изготовление печатей, нарушение правил о выезде за границу, хранение оружия и т. п.
Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции. Германское уложение предусматривало суровые наказания: смертную казнь, заключение в рабочем доме, тюремное заключение, помещение в крепость, арест, ограничение в правах, штраф. Основной целью наказания являлось устрашение. Наиболее сурово наказывались лица, совершившие государственные преступления, преступления против религии и против собственности.
Уголовный процесс строился на следующих принципах:
• независимость следственного судьи от прокурора;
• допущение защиты в стадии предварительного следствия.
Предварительное следствие велось по делам о тяжких преступлениях, в остальных случаях дознание производил прокурор. Допускалось участие защиты на предварительном следствии, однако судья мог запретить сношения адвоката с подследственным, находящимся под арестом. По окончании предварительного следствия прокурор направлял дело в суд, который принимал решение.
Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными процессуальными правами.
4. Германское гражданское уложение было принято в 1896 г. в силу необходимости унификации права.
В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц.
Правоспособность физических лиц основывается на принципе юридического равенства. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7 лет до 21 года уложение устанавливает различные степени ограниченной дееспособности. Германское гражданское уложение называет два вида юридических лиц:
• ферейпы (общества, союзы), под которыми понимаются союзы лиц, с
которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели);
• учреждения, которые образуются к силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество.
Уложение не определяет содержания правоспособности юридических лип. Она вытекает из самого факта их образования.
Все вещи уложение делит на земельные участки и движимые вещи, строго различая правой режим движимых и недвижимых вещей.
Германское гражданское уложение называет ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение известкой ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли). Основным вещным правом является право собственности. Уложение раскрывает его содержание следующим образом: «Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее». Таким образом, уложение подчеркивает свободу частной собственности. Вместе с тем уложение содержит ограничения прав собственности.
Определение обязательства дается в параграфе 24 уложения: «В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании». Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений является договор. Уложение не дает определения договора. Однако можно выделить существенные черты договора:
- договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами;
- содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.
Договорные отношения по уложению строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, уложение устанавливает условия их действительности:
- соответствие договора законам;
- дееспособность лиц, заключающих сделку.
Германское гражданское уложение регулирует более 20 видов договоров - купля-продажа, наем, мена и др.
В качестве основания возникновения обязательств сложение также признает деликты.
По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причинении вреда. Уложение не признает имущественного возмещения неимущественною вреда.
Уложение признает единственной законной формой брака гражданский брак.
Брачный возраст установлен для женщин - 16 лет, дли мужчин - 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности, необходимым условием вступления в брак является наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних требуется согласие родителей. Препятствиями для действительности брака могут служить:
• близкое родство;
• нерасторжение первого брака,
• женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего;
Развод допускается только в определенных законом случаях. Основаниями для развода признаются:
• прелюбодеяние;
• посягательство на жизнь другого супруга;
• злонамеренное оставление;
• грубое нарушение брачных обязанностей;
• тяжелая болезнь.
Имущественные отношения супругов определяются брачным договором.
Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть переходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти.
При наследовании по закону уложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие родственники, третью - дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки нет, к пережившему супругу переходило все наследство.
При наследовании по завещанию уложение исходит из принципа свободы завещаний.
В целях охраны интересов законных наследников устанавливались некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля.
5. Во взаимодействии с преобразованиями в Австрии реформ «просвещенного абсолютизма» прошли в итальянских государствах, находившихся под политическим патронатом Австрийской монархии.
В Ломбардии наиболее последовательно были проведены экономические и социально-правовые реформы. Отменялись сословные привилегии в налогообложении. Государство постепенно (1760— 1786 гг.) выкупило у частных лиц разного рода торговые и таможенные привилегии, в итоге чего в стране установилось единое финансовое и экономическое пространство, подчиненное общим правилам. С 1776 г. была введена свободная торговля зерном, позднее — свободная купля-продажа недвижимости (хотя и с соблюдением сословных титулов владения для особого значения поместий). Церковь была поставлена в большую зависимость от государственной администрации. Управление княжеством претерпело централизацию, сформировались специализированные ведомства.
В Великом герцогстве Тоскана «просвещенный абсолютизм» сложился в правление сына Марии Австрийской Петра-Леопольда (1765 — 1790). Экономические преобразования здесь в особенности были подчинены принципам меркантилизма. Вводилась свободная торговля зерном (1767), а позднее — и всеми другими продуктами, упразднены были внутренние таможни (1783), сняты всякие ограничения с экспорта и импорта. Сначала во Флоренции, потом в других городах были упразднены цехи и частично восстановлено местное самоуправление (коммуны во главе с выборными гонфалоньерами) уже на общесословной основе. В социально-правовой сфере был разрешен выкуп крестьянских повинностей 1(с 1780 г.), установлены общесословные правила взимания налогов, введена свободная купля-продажа недвижимости. По инициативе Петра-Леопольда была предпринята даже разработка монархической конституции (1781), в которой уклад «просвещенного абсолютизма» получил бы законодательное оформление; конституция предполагала соучастие в государственных делах представительных собраний.
В государствах Пиренейского полуострова — Испании и Португалии — преобразования «просвещенного абсолютизма» были отмечены важными особенностями. В Испании «просвещенный абсолютизм» более всего был обязан деятельности высших правительственных чиновников — министров Аранды, Кампоманеса, Флоридабланки (1766—1791 гг.) — ив меньшей степени личному участию монархов. Это ослабляло перспективы преобразований. Внимание было нацелено на усиление политической роли монархии и на сокращение влияния католической церкви. Была запрещена деятельность ордена иезуитов, ограничена церковная юрисдикция, ликвидированы правовые основы вмешательства церкви в народное образование, культуру. Экономические преобразования также были подчинены идеям меркантилизма: свобода торговли, в том числе : Внешней, отмена сословных ограничений на занятия промышленностью, ремеслом (в том числе и для дворянства). Проведена была широкая аграрная реформа, в итоге которой крестьянству были переданы в аренду необрабатываемые коронные земли.
В Португалии стремления «просвещенного абсолютизма» были связаны с деятельностью министра Помбаля (1756-1777) при короле Жозе I. Под его руководством было централизовано государственное управление, сокращено вмешательство церкви в государственную администрацию.
Был запрещен орден иезуитов и даже «конфискованы его владения (1759). Ликвидировано вмешательство церкви в дела образования и культуры. Однако в ряде аспектов политики и государственного строительства преобразования в Португалии сходствовали со стремлениями раннего абсолютизма, и политико-правовой уклад «законной монархии» здесь вполне не сформировался.
6. Рядом с рецепцией римского права в истории Средневековья выделяется такое крупное явление, как формирование современных "семей правовых систем" (англосаксонской и романо-германской), различаемых по характерным чертам форм права.
В литературе по истории права зарубежных стран можно встретить небольшие разделы или просто упоминания о "двух мировых системах", "двух главных системах", "семьях правовых систем" буржуазного права — романо-германской (континентальной) и англосаксонской. Речь идет об исторически сложившихся во многом в связи с рецепцией римского права общих чертах и различиях, прежде всего в гражданском праве, двух больших групп государств — на континенте Европы и в Англии, бывших колониях Англии.
Коротко эти различия состоят в следующем.
В континентальных странах, например во Франции, в Германии, при широкой рецепции римского права и восприятии его высших достижений, юридическая теория, ученые-
юристы приобрели первенствующее значение в развитии права, а роль судебного прецедента в качестве источника права была ограничена. В правотворческой деятельности заметно большее внимание уделялось закону, осуществлялась кодификация права. Сохранялось, например, римское деление права на частное и публичное. В разрешении судебных дел нормы материального права отодвигали на второй план нормы процессуального права.
В Англии, где восприятие римских правовых институтов было минимальным и развитие в большей мере следовало собственным традициям и ритму изменений, значительно большая роль в развитии права принадлежала судье-практику, а роль теории и ученых-юристов была ограничена. Соответственно в качестве источника права широко использовался судебный прецедент, норма права получила более конкретный, казуальный характер, сфера систематизации права была сужена. Сформировались оригинальные правовые институты (например, траст). В разрешении судебных споров на первом месте стояло знание процессуального права.
Чем же вызваны к жизни перечисленные выше и некоторые другие различия в праве двух больших групп государств, как они возникли и развивались, каковы их положительные и отрицательные свойства, тенденции движения? Правильный ответ позволит, в частности, объяснить, почему эти различия возникли в период феодализма, правильно ли их считать непременной принадлежностью только буржуазного права.
Применение сравнительного метода во многом зависит от характера отбора и группировки материала. В завуалированном историческими деталями виде сравнительный метод имеет место уже в близком расположении фактов истории англосаксонской и романо-германской форм права. Однако возможно и более активное использование этого метода — при выделении и параллельном изложении сходств и различий сопоставляемых явлений. Здесь общее и особенное, приобретая рельефность, становится наглядным, открываются более прямые и близкие пути к познанию существенных черт рассматриваемых явлений.
Римская и романо-германская формы права. При сопоставлении римского права с правом континентальных государств у них обычно находят общее. Действительно, характерные черты романо-германской формы права — во многом результат действия преемственности, рецепции, широкого влияния римского права на право континентальных государств. Ими были восприняты конечные результаты развития римского права — его идейно-теоретические, юридико-технические достижения, разработка структуры и целого ряда институтов гражданского права. Меньше обращается внимания на их различия. Но римское право, если и вобрало в себя достижения правового опыта народов, населявших Римскую империю, никогда не знало рецепции в том виде и объеме, как это наблюдалось позже при формировании романо-германской формы права в Европе.
Римская и англосаксонская формы права. Интерес представляют общее и особенное у англосаксонского и римского права. Если в характерных чертах романо-германской формы заметна преемственность, то в англосаксонской форме на новой, более высокой основе четко проявляется повторяемость.
Когда говорят о праве Англии, обычно подчеркивают его самобытность, то, что в' его становлении римское право не играло существенной роли. Право Англии отличается, например, своеобразием структуры, институтов, терминологии, отсутствует деление на частное и публичное право. Но общее у римского и англосаксонского права не в восприятии конечных результатов развития, римского права, а в самом ходе их движения. Общее здесь выявляет закономерность, присущую относительно самостоятельно развивающейся правовой системе, а также закономерность повторяемости на более высоком витке спиралевидного развития.
Общие черты наблюдаются у квиритского права в Риме и общего права в Англии — и та, и другая формы выражали начальный, отправной пункт в развитии права.
Квиритское (в Риме), как и общее право (в Англии), не было приспособлено для регулирования более сложных отношений товарного оборота. И по мере созревания товарно-денежных отношений обнаруживается разрыв между ними и новыми требованиями регулирования общественных отношений. Вместе с тем священность и консервативность квиритского и общего права мешала их изменению, приспособлению к новым условиям и требованиям. Более легкий и простой путь регулирования новых отношений был найден не в изменении старого, а в создании нового права. Это происходит при возникновении в Риме преторского права, а в Англии — права справедливости. Новые правовые формы значительно отличаются от старых. Они были подвижнее в отражении требований оборота, обеспечивали быстрое, прочное заключение сделок, давали более полное право распоряжения частной собственностью.
Общее нетрудно обнаружить и в составлении претором формулы иска в Риме, и в выдаче судебного приказа по общему праву в Англии — здесь решался вопрос о праве, о том, какие отношения подлежат правовом регламентации. С этим во многом связана особо важная роль процессуальной нормы и процессуального права — из наличия иска делали вывод о существовании права. Как римское право на определенной ступени развития предстает перед нами в виде системы исков, так и общее право и право справедливости — в виде системы приказов.
В деятельности претора в Риме хорошо видны общие черты с той ролью, которую играл в развитии права канцлер в Англии. Тот и другой были относительно свободны в следовании нормам старого права. В их деятельности преодолевалась ограниченность, формализм старого права. Происходило становление нового права: преторского — в Риме, права справедливости — в Англии.
С созданием новых подсистем и соответствующих форм в Риме и Англии при возникшем дуализме права и столкновении норм квиритского и общего права с нормами преторского права и права справедливости предпочтение отдавалось последним. Постепенно происходит сближение старых и новых правовых форм. Их слияние в Риме завершается принятием Свода законов Юстиниана; в Англии решающее значение в этом процессе имел акт 1873 г. о слиянии судов общего права и судов права справедливости.
При сопоставлении движения права в Риме и Англии внимание привлекает самое щепетильное отношение юристов этих стран к традиционным формам своего права, а также практический характер юриспруденции.
В Риме древнейшее квиритское, цивильное право почиталось священным установлением. В Англии равное значение для общего права имело его провозглашение "исконно английским", "национальным". Характерную черту всего последующего правового развития в обеих странах составляло сохранение и широкое использование специфических особенностей традиционных форм. В Риме, например, при составлении Свода законов за исходное были взяты слова Юстиниана о безусловном уважении к "непогрешимой древности". В Англии и в буржуазном праве верховенство парламента "согласуется" с верховенством общего права. Форма современного права Англии выросла из общего права и сохранила его многие специфические черты.
Практический характер юриспруденции в Древнем Риме и Англии проявлялся по-разному, например в первостепенном значении для развития права деятельности практических работников, судей, юристов-практиков, Соответственно на первый план в качестве источника права выдвигался прецедент, и наоборот, роль закона и общих абстрактных положений теории в формировании права была ограниченной. Этим обусловливалась большая конкретность правовых норм как в Риме, так и в Англии, постепенность изменений. О "практицизме" римских юристов, о том, что "они творили право на почве разрешения конкретных жизненных казусов", можно прочесть в работах И. О. Перетерского и И. Б. Новицкого1(1 См.: Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М., 1994; Новицкий И. Б. Римское частное право. М., 1993.). Но и отличительная черта английского общего права, права справедливости сложилась из судебных прецедентов, выработанных в ходе практической деятельности судей.
Литература:
1. История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. И доп. М.: ТК - Велби, 2006. – 496 с.
2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. – 464 с.
3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2т. Изд.-4-е. М,2005
4. Дарест Р. Исследования по истории права. СП б., 2001.
5. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.
6. Римское частное право / Науч. Ред. И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский. М., 1984 (и последующие издания).
7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М: Фира Гардарика, 2006. – 413 с.