12.1. Общественная и частная инициатива в области образования
В конце XIX — начале XX в. Россия вступила в эпоху модернизации. Незавершенность социально-экономических реформ, а также сохраняемый в неизменной форме политический строй привели к кризису все социокультурные сферы, включая образование. В процессе энергичного развития капиталистических отношений в России была сформирована социальная потребность в интенсивном развитии народного просвещения, тогда как политика Министерства просвещения продолжала отстаивать принцип жесткой сословности обучения. Перепись населения 1897 г. показала, что из 128,2 млн человек населения более 100 млн неграмотны, среди мужчин грамотных было 35,8%, среди женщин — 12,4%.
Главной образовательной задачей нового, XX в. стало введение всеобщего обучения детей и поднятие грамотности народа, демократизации народного просвещения и создание общественной системы образования в России. Согласно однодневной школьной переписи, проведенной 18 января 1911 г., в России насчитывалось 100 тыс. училищ, 154 тыс. преподавателей (не считая законоучителей) и 6 млн 180 тыс. учащихся детей. Всеобщее обучение планировалось завершить к 1922 г. По подсчетам специалистов, численность учащихся в школах при обязательном обучении всех детей в возрасте 8—11 лет должна была достигнуть 16 млн, т.е. увеличиться на 250%. Без соответствующего роста учительского корпуса подобное не представлялось возможным. Общая численность учителей (в расчете 50 детей на каждого преподавателя) к 1922 г. должна была составить 320 тыс. человек. В течение 10 лет предстояло ежегодно замещать свыше 16 тыс. новых учительских вакансий.
|
|
17*
260 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.1. Общественная и частная инициатива в области образования 261
Однако решение этих масштабных и сложных вопросов тормозилось противоречиями внутри системы образования. Глубокий кризис управления системой образования выражался в «министерской чехарде»: за период с 1900-го до 1917 г. сменилось 13 министров народного просвещения, причем у каждого из них были собственные концепции и проекты преобразований системы. В таких условиях решающей социальной силой, способной преодолеть затяжной кризис школы и образования, стало общественно-педагогическое движение, на рубеже веков приобретавшее общенациональную масштабность.
Земская инициатива достигала цели: открывались многочисленные курсы, училища, институты и школы, просветительские общества, комитеты грамотности, комиссии по вопросам народного просвещения. На средства земств и при активном участии интеллигенции и студентов обеспечивались учебниками и книгами сельские школы и библиотеки, народные учителя получали действенную помощь. В Сибири, Прибалтике, на Кавказе, где отсутствовали земские учреждения, создавались общества народного образования, занимавшиеся распространением просвещения. Вновь в общественно-педагогическом движении ясно прозвучала идея автономии высшей и средней школы, что оказалось достижимым только в частном и общественном образовании.
|
|
Неудовлетворительное состояние системы народного просвещения породило общественную и частную активность в сфере образования на основе личностно-ценностной парадигмы — свободы личности в образовании. Творческое содружество научной интеллигенции и прогрессивных предпринимателей-меценатов выражалось в открытии доступных для всех желающих общественных и земских учебных заведений. Земства ставили задачу в ближайшее десятилетие осуществить введение всеобщего начального обучения. В 1890-е гг. расходы земств на народное образование удвоились. Земские школы увеличивали срок обучения: до 3—4 лет в сельских школах, до 6—7 лет в двухклассных училищах. В ведомстве Министерства финансов и Министерства торговли и промышленности под покровительством СЮ. Витте открываются гимназии и коммерческие училища. В новых учебных заведениях вводится совместное обучение мальчиков и девочек.
Реформирование системы народного просвещения начиналось с решения кардинальной проблемы — подготовки педагогических кадров. В мае 1902 г. была создана Комиссия по преобразованию учебных заведений, в ее работе приняли участие чиновники министерства, профессора университетов, высших женских курсов. На заседаниях Комиссии рассматривались уже имевшиеся проекты организации пе-
дагогического образования, которые были представлены в виде нескольких моделей:
Создание педагогических институтов при университетах.
Организация педагогических курсов при учебных округах.
Учреждение кафедр педагогики в университетах и на высших женских курсах.
Предлагалось также введение нескольких форм подготовки учителей:
Временные семинарии при средних учебных заведениях.
Семинарии при учебном округе.
Педагогические институты.
Предпочтение отдавалось стационарному типу высшей школы — пединститутам, которые предусматривалось организовать в университетских городах. Дискутировали, следует ли подчинить институт директору образцовой гимназии или же отдать его в ведение управления учебного округа. Обратим внимание: педагогическое образование стремились организовать не по единому образцу, а применительно к местным условиям и возможностям. Большая вариативность форм педагогического образования была обусловлена отсутствием средств на создание новых и реконструкцию старых учреждений. Кроме того, проекты были составлены не в качестве обязательных для всех, а лишь предлагались для использования.
Разработка концепций высшего педагогического образования продолжалась и после завершения работы комиссии. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) назвал первейшей «заботу об образовании наставников всякого рода, а в особенности для высших и средних учебных заведений». Он был уверен, что «всеобщая, обдуманная, цельная система образования, нужная России, должна начинаться именно с устройства высшего училища для подготовки учителей». Снижения уровня преподавания можно избежать, если уделять должное внимание профессиональной педагогической подготовке. Проект Менделеева был основан на принципах гармонического сочетания научной и специальной, теоретической и практической подготовки педагогов. Расположенное за пределами крупных городов, «Училище наставников» с историко-филологическим и физико-математическим факультетами проектировалось Менделеевым с расчетом на 500 слушателей. Срок обучения — 4 года. Для проявивших способности к научной работе предусматривался пятый год обучения. При училище планировалось создать гимназию и начальное училище для проведения преподавательской практики слушателей.
|
|
В 1906 г. московские профессора Б.И. Дьяконов, А.Н. Реформатский, Н.А. Митропольский, Д.И. Плетнев, В.А. Вагнер, Г.И. Россоли-
262 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.2. Проекты реформы средней школы
мо, А.Н. Бернштейн, Т.Д. Фадеев разработали проект педагогического факультета. Авторы проекта предполагали, что университетские центры педагогического дела будут стимулировать живую научную деятельность, способствовать решению вопросов, возникающих в практике преподавания. Для проведения педагогической практики планировалось создание научно-учебных заведений базового характера.
Таким образом, в высшем педагогическом образовании наметилось два конструктивных подхода. Первый — создание на университетской основе педагогических факультетов. Второй — организация педагогических институтов при учебном округе. В министерстве справедливо полагали, что существенные изменения в системе последуют только после решения проблемы профессиональной педагогической подготовки. Необходимость организации педагогической подготовки в дополнение к университетскому курсу стала очевидной.
12.2. Проекты реформы средней школы
Министр народного просвещения Н.П. Боголвпов в 1899 г. учредил Комиссию по подготовке реформы средней школы во главе с бывшим военным министром П.С. Ванновским. Всероссийское совещание, состоявшееся летом 1899 г., одобрило выработанные комиссией решения.
Боголепов выступал за улучшение подготовки педагогов. При этом он показал себя сторонником «развивающего обучения». Как отмечал министр, «основная мысль моей реформы заключается в том, чтобы каждый учитель имел в виду прежде всего развитие мышления и начинал в этом отношении с развития в учениках умения наблюдать, сравнивать и классифицировать».
|
|
Другой целью Боголепова была «национализация школы» — расширение и углубление изучения науки, природы, русского языка и быта.
Однако в это время резко обострилось положение в сфере высшего образования. На студенческие выступления против авторитарного университетского устава 1884 г. правительство ответило репрессиями. В 1899 г. были введены «Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений», давшие право за участие в антиправительственных коллективных выступлениях исключать студентов из высшей школы и отдавать их в солдаты.
Осенью 1899 г. 183 киевских и 28 петербургских студентов за участие в сходках и студенческих волнениях отдали в солдаты. Желанного «умирения» не последовало, 14 февраля 1901 г. отчисленный за учас-
тие в волнениях студент П.В. Карпович выстрелом из револьвера смертельно ранил министра народного просвещения Боголепова. Проект реформы оказался неосуществленным.
Кризис образования признавался правительством. «Опыт последних лет указал на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению. Я избрал вас в сотрудники себе в деле обновления и устроительства русской школы», — провозгласил Николай II в рескрипте на имя генерала П.С. Ванновского в марте 1901 г. Став министром народного просвещения, Ванновский 5 апреля опубликовал «приказ», излагавший концепцию преобразований. Обращаясь к преподавательскому персоналу, министр предлагал «войти в ближайшее общение с учащеюся молодежью и, независимо от преподавания, споспешествовать воспитанию юношества на почве любви и сердечного к нему отношения». Учащейся молодежи он «приказал» «с доверием относиться к мероприятиям правительства» и «дать властям возможность посвятить свое время и силы на устройство русской школы и учебного дела».
Летом 1901 г. комиссия под руководством Ванновского пришла к выводу, что государственная средняя школа должна быть единой, с общей программой обучения, тогда как земские школы имеют право разрабатывать собственные программы и в соответствии с ними строить учебный процесс. По проекту комиссии, срок обучения в средней школе — семь лет. Первые три класса составляют законченный цикл — «низшая школа». Переход из низшей в среднюю школу считался недопустимым: среднее образование полагалось излишним для непривилегированных сословий.
В средней школе за три года изучаются следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, отечественная и всеобщая история, география, арифметика, естествоведение, новые языки, рисование, черчение и чистописание. С четвертого класса средней школы производится разделение на две группы: одни ученики изучают естествоведение и графические искусства, другие — латинский язык. Общие предметы: Закон Божий, русский язык и логика, литература отечественная и всеобщая, законоведение, отечествоведение, языки французский и немецкий, математика, физика, космография, история отечественная и всеобщая, география и естествоведение. По окончании гимназии с двумя древними языками выпускники могли поступать в университет, тогда как при поступлении на историко-филологические факультеты абитуриенты, закончившие гимназии с одним латинским, должны были выдержать экзамен по греческому языку.
264 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.2. Проекты реформы средней школы
Среднее образование согласно проекту комиссии Ванновского страдало многопредметностью и чрезмерными перегрузками учебного процесса (в каждом классе не менее 30 ч в неделю). Министр установил временный порядок введения реформы: в первом и втором классах новую программу ввели полностью, в третьем и четвертом классах отказались от греческого языка, но увеличили курс русской истории, а старших классов реформа вовсе не коснулась.
Одновременно министр Ванновский начал подготовку нового устава университетов и обратился к профессорской общественности с просьбой вносить предложения по его проекту. Однако его инициативы не встретили понимания и поддержки у императора, разделявшего идеи князя В. П. Мещерского, ярого противника либеральных идей, выступавшего за сокращение университетского образования, — была снижена норма приема евреев и воспрещен прием в университеты лиц, окончивших гимназии в окраинных учебных округах (1901). В результате Ванновский не получил поддержки и в среде вузовской общественности. В апреле 1902 г., не закончив ни в одной области начатых им реформ, Ванновский оставил пост министра народного просвещения.
С января 1915-го — по декабрь 1916 г. Министерство народного просвещения возглавлял граф Павел Николаевич Игнатьев (1870— 1945), названный в прессе «министром общественного доверия». Новый глава ведомства устраивал многих: Думу, Госсовет, земских деятелей и в особенности профессорско-преподавательский и педагогический корпус, пребывавший в унынии после разрушительной политики предшествующих министров народного просвещения Л.А. Кассо и А.Н. Шварца.
Основной проблемой всей системы народного просвещения империи оставались ее неадекватность, хроническое запаздывание и несвоевременный характер ее реагирования на запросы общества и системы высшей и средней школы. Интеллектуальное сообщество, да и большинство населения России давно готовилось к энергичному проведению реформы образования, хотя условия военного времени не позволяли изыскать необходимые средства для кардинальной реорганизации народного образования. От реформы ожидали решительного преодоления затяжного кризиса образования, вызванного политикой «министерства народного затмения». Реформа должна была удовлетворить высокие потребности весьма развитой науки, снискавшей признание по всему миру, ликвидировать технико-экономическое отставание, ставшее причиной серьезных неудач на фронтах царской армии.
Отчетливо сознавая созревшие потребности промышленного и аграрного развития страны, Игнатьев и его последователи в 1915 г. начали
проектировать реформу образования, основанную на парадигме модернизации. Предполагалось: введение всеобщего обязательного начального образования, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания древних языков в гимназиях; расширение технического и агрономического образования. Намечалась, в частности, трансформация аксиологии образования на новой концептуальной основе. Речь шла о формировании социокультурного идеала русского интеллигента — всесторонне развитого, высокообразованного, критически мыслящего человека, верного традициям своей родины, способного к принятию самостоятельных решений, готового к практической деятельности на благо народа.
Новая аксиология изменяла цель обучения: если прежде школа рассматривалась лишь как подготовительная ступень к поступлению в университет, после реформы она должна приобрести общеобразовательный статус. Практическая направленность обучения становилась важной задачей функционирования средней школы, выпускники которой мыслились активными участниками социально-экономической сферы деятельности. Памятуя, что «основное правило науки о воспитании требует гармоничного развития всех способностей человека, как душевных, так и телесных», разработчики реформы предполагали изменить содержание обучения: изъять устаревшие учебные дисциплины и внедрить новые программы естественно-научного и технического цикла, основы точных наук и предмета «ручной труд». Наряду с религиозным и рациональным содержанием образования подчеркивалась необходимость физического, трудового и эстетического аспектов обучения школьников. Отмечалось, что труд будет не только преследовать цели профессионального обучения, но станет средством развития личности школьников. Трансформировалась и методика — планировалось применять активные методы обучения: опыты, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.
Проект реформы Игнатьева включал гуманистическое признание права не только школы, но и семьи в решении совместных воспитательных и образовательных задач. Выдающийся педагог П.Ф. Капте-рев отмечал настоятельную необходимость союза школы и семьи: «Всякие попытки сближения семьи и школы должны быть приветствуемы. Школа и родители творят одно общее дело, поэтому нельзя смотреть на родителей, как на посторонний элемент. Их совместная дружная работа всегда желательна».
Летом 1916 г. министр Игнатьев снова внес в Думу проект о введении всеобщего обучения. Однако и этот проект не получил законодательного оформления. Проекты реформ были отвергнуты правитель-
266 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.3. Развитие педагогической науки
ством, неблагоприятная ситуация во внутренней и внешней политике не позволила осуществить намеченное. В декабре 1916 г. Игнатьев был вынужден уйти в отставку.
12.3. Развитие педагогической науки
Педагогическая антропология. Выдающий антрополог, анатом, педагог Петр Францевич Лесгафт (1837—1909) приобрел широкую известность как подвижник демократического образования, доступного всем желающим. Его судьба неразрывно связана с общественно-педагогическим движением России. Он закончил Медико-хирургическую академию (1861). Служил в Казанском университете, а затем в столичных высших учебных заведениях, где читал курс анатомии.
После командировки в Западную Европу Лесгафта увлекла идея введения «физического образования» в школу. Он не только организовал гимнастические курсы в военной гимназии, но в «Руководстве к физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901) разработал теорию и практику физического образования как важнейшего фактора воспитания всесторонне развитого человека.
Его пригласили организовать военно-физическую подготовку в русской армии, но вскоре начальство отказалось от подобных занятий. В 1893 г. Лесгафт создал «С.-Петербургское общество содействия физическому развитию». Он читал лекции по антропологии в Педагогическом музее военно-учебных заведений, где в конце века собралась когорта деятелей образования: В.В. Гриневский, С.А. Острогорский, В.Д. Сиповский и др. Директор Педагогического музея А.Н. Макаров впоследствии станет первым президентом Педагогической академии Лиги образования.
Лесгафт стремился воплотить замысел воспитания «всесторонне развитого человека» — умственно, телесно и духовно. Основоположник школьной гигиены, автор «Школьных типов» и «Семейного воспитания ребенка и его значения», выдающийся антрополог отрицал теорию о генетически обусловленных «дурных наклонностях» людей, считая, что только плохие социальные условия и недостаток семейного и школьного воспитания делают детей «дурными». Задача педагога — развивать каждого учащегося. Решающую роль в формировании детей, по его мнению, играет не природа ребенка, а семейное и школьное воспитание в сочетании с влиянием общественной среды.
В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885— 1890) Лесгафт указывал на необходимые и искусственные факторы
развития физической и умственной деятельности ребенка. Излишества в воспитании губительно сказываются на его нервной системе, понижая природную ее сензитивность. Гуманист призывал к уважению прав детской личности и построению системы самодисциплины и сознательного отношения к правилам поведения ребенка. Система гимнастических упражнений наряду с умственными, по Лесгафту, должна была в равной степени присутствовать в образовании.
В 1894 г. Лесгафт открыл Биологическую лабораторию — исследовательский центр по изучению антропологии, анатомии, физиологии и эмбриологии. Здесь в 1896 г. были организованы учебные курсы по подготовке воспитательниц и руководительниц физического образования. Двух-, а вскоре и трехлетнее образование на курсах постепенно вырастало в уникальную высшую школу, соединявшую гуманитарное, естественно-научное, антропологическое образование. Лесгафт и его последователи упорно занимались спортивно-педагогической работой: открывали катки, летние и зимние детские площадки, гимнастические залы в учебных заведениях.
В 1905 г. курсы трансформировались в Высшую вольную школу, в которую принимались все желающие. Это общеобразовательное учебное заведение было доступно для всех, стремившихся к науке и просвещению, «вне зависимости от пола, возраста, национальности и вероисповедания, социального и имущественного положения». Здесь же функционировало педагогическое «практическое отделение» — курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Вольную высшую школу власти закрыли в 1907 г. В том же году В.М. Бехтерев предложил профессору П.Ф. Лесгафту кафедру анатомии в открывающемся Психоневрологическом институте. Но деятель образования стремился вместе с М.М. Ковалевским участвовать в создании Петербургского общественного университета.
П.Ф. Лесгафт умер в ноябре 1909 г. Его похороны в столице империи превратились в многочисленную демонстрацию молодежи, студентов, курсисток, его слушателей.
Экспериментальная психология. Невропатолог, психиатр и педагог Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) сыграл особую роль в образовании, которому посвятил значительный период своей научной и преподавательской карьеры. По окончании Вятской гимназии он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую закончил с отличием. В 1884 г. его командировали за границу «для приготовления к профессорскому званию». Он учился в лучших медицинских научных школах и клиниках: в Берлине, Лейпциге, Вене и в Париже — у прославленного ученого Ж.М. Шарко. По возвращении
268 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.3. Развитие педагогической науки
в Россию преподавал в Казанском университете и в родной Медико-хирургической академии. В 1905—1906 гг. В.М. Бехтерев возглавлял alma mater, его готовились утвердить в должности начальника.
Еще в 1903 г. Бехтерев как председатель Русского общества нормальной и патологической психологии задумал создание институтских курсов — будущего Психоневрологического института, который был открыт в 1908 г. Пока институт оставался сугубо научно-исследовательским, правительство разрешало его существование. Однако появление образовательной деятельности власти восприняли негативно. Трудности становления столь крупной высшей школы с четырьмя факультетами и двумя отделениями были связаны с бдительным контролем Министерства просвещения. Вместе с мужчинами на занятия в большом количестве допускались женщины, хотя министерство настаивало на раздельном обучении. В институт без «процентной нормы» принимали евреев. В институте Бехтерева нашла приют гонимая Высшая школа П.Ф. Лесгафта. Здесь создали пропедевтический (подготовительный) курс, позволявший абитуриентам из непривилегированных сословий ликвидировать пробелы в образовании. В институте открыли факультет для рабочей молодежи, прообраз советских рабфаков.
Научно-исследовательский и практический комплекс института Бехтерева, помимо многих медицинских институтов, клиник и лабораторий, включал педологический институт с полным пансионом, принимавший на воспитание детей, и вспомогательную школу для отсталых, нервных и детей с ослабленным развитием. При институте открыли клиники: нейрохирургическую, нервных и душевных болезней. Здесь также действовал экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма.
Психоневрологический институт готовил не только врачей и юристов, но и педагогов, психологов и педологов. В его задачи (по уставам 1908 и 1916 гг.) включались разработка и распространение гуманитарных, естественных и медицинских знаний, а также подробное изучение психологии и неврологии. В 1916 г. институт был переименован в Частный петроградский университет при Психоневрологическом институте. С 1918 г. Институт Бехтерева работал по изучению мозга и психической деятельности.
Александр Петрович Нечаев (1870—1948), окончив историко-филологический факультет Петербургского университета (1894), остался при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 г. стал магистром философии и был командирован в Западную Европу, где занялся экспериментальной педагогикой и педологией.
В России Нечаев активно исследует развитие памяти в школьном возрасте. Его доклад на IV международном психологическом конгрессе в Париже (1900) вызвал большой интерес. Обогащая идею Ушинского об антропологическом изучении ребенка, Нечаев исследовал психологические особенности школьников и школьную гигиену. Он создал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений (1901). Здесь были открыты первые в России доступные для всех желающих педологические курсы (1904). Заведовал курсами А.П. Нечаев, а руководителями практических занятий были такие видные ученые, как А.Ф. Лазурский, И.Р. Тарханов, А.А. Крогиус, А.Л. Щеглов, которые читали лекции и вели редкие в те времена практические и лабораторные занятия по циклу антропологических дисциплин: анатомии, физиологии, психологии ребенка.
Вместе с Н.Е. Румянцевым Нечаев редактировал журнал «Книжки педагогической психологии» (с 1905) и «Ежегодник экспериментальной педагогики» (с 1908). Как организатор и участник созывов Первого (1906) и Второго (1909) съездов по педагогической психологии, Нечаев выступал против философствования по поводу обучения и ратовал за создание экспериментальной психологии, базирующейся на естественно-научных изысканиях. На трех съездах по экспериментальной педагогике (1910, 1913 и 1916) стараниями Нечаева и его последователей произошло смещение акцентов: «экспериментальная дидактика и педагогика» постепенно заменяла «педагогическую психологию».
Он выступал за организацию психологических кабинетов и исследовательских лабораторий при школах. Системно исследуя эволюцию личности, он писал: «Мы должны способствовать установке определенной связи между чувствами человека, его знаниями и действиями».
Нечаев — один из создателей Педагогической академии Лиги образования, центра подготовки и переподготовки педагогов и школьных врачей (1908). Академия была задумана и как способ «подготовки кандидатов преподавателей», т.е. как «аспирантура» и как «институт усовершенствования учителей», в который могли поступать лица, имеющие высшее образование. Цель интегрированного высшего педагогического учебного заведения заключалась в перестройке образования, с тем чтобы дать учителям хорошую научную и педагогическую подготовку.
Нечаев — организатор Общества экспериментальной педагогики (1910), с помощью естественно-научных методов изучал условия развития и воспитания детей. Труды Нечаева переводились на многие иностранные языки, его избирали почетным членом ряда научных обществ. Научно-исследовательская и организационно-педагогическая деятель-
270 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.3. Развитие педагогической науки
ность Нечаева позволила разработать научные основы теории и практики экспериментальной педагогики, построенной на познании законов детского развития. Он автор «Очерка психологии для воспитателей и учителей» — учебника по психологии для средних учебных заведений.
Александр Федорович Лазурский (1874—1917) — врач и психолог, профессор Педагогической академии Лиги образования и Психоневрологического института в Петрограде, основоположник отечественной индивидуальной психологии, один из организаторов и активных участников всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Учился в Военно-медицинской академии в Петербурге (с 1891) под научным руководством В.М. Бехтерева. После окончания академии с отличием (1897) Лазурский был оставлен для «научного усовершенствования» в клинике у Бехтерева, работал также в доме призрения душевнобольных и в школе для детей с нервно-психическими отклонениями. Бехтерев поручил Лазурскому руководство специальной Психологической лабораторией в клинике душевных и нервных болезней (1897). После получения степени доктора медицины Лазурский был командирован академией за границу «для усовершенствования» (1901 — 1902).
Лазурский одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого. Он разработал и внедрил методику естественного эксперимента в область педагогической психологии. Им создана «характерология» — психологическая концепция индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров, — «Очерк науки о характерах» (1909).
В труде «Общая и экспериментальная психология» (1912) Лазурский обосновал ведущие понятия возрастной психологии: эндопсихику и экзопсихику.
Эндопсихике была отведена роль психофизиологической основы, ядра личности. В 1913 г. в соавторстве с С.Л. Франком в «Программе исследования личности в ее отношениях к среде» Лазурский включил в эндопсихику основные психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, эмоции, способность к волевому усилию, а также характер и темперамент личности. На основе эндопсихики он разработал типологию личностей.
Экзопсихика, по Лазурскому, — это система отношений личности к окружающему миру: природе, материальным предметам, людям, социальным группам, духовным благам, а также отношение личности к самой себе. Данная система отношений есть результат воспитания, профессиональной деятельности, сословных традиций и воззрений эпохи.
В 1913 г. из-за конфликта с коллегами Лазурский увольняется из Военно-медицинской академии и устраивается ассистентом по психиатрии в Женский медицинский институт.
Развитие дефектологии. Не имевшая специальной медицинской или педагогической подготовки, первый русский дефектолог-практик Екатерина Константиновна Грачева (1866—1934) сумела создать эффективную методику воспитания и социализации ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями. Грачева воспитывала брата Николая, страдавшего тяжелой формой эпилепсии. В ноябре 1890 г. больному приснилась Богородица, предрекшая ему исцеление. Екатерина повезла брата в часовню к иконе Божьей Матери, где он исцелился, после этого брат и сестра Грачевы посвятили свою жизнь христианскому милосердию. Николай стал иеромонахом Троице-Сергиевой Пустыни и настоятелем приюта для тяжелобольных детей, а Екатерина — монахиней в миру и настоятельницей приюта «Братство во имя Царицы Небесной для детей-идиотов и эпилептиков» (1894—1918).
В 1905 г. Грачева приняла в приют слепоглухонемого Алешу Федосова, который вряд ли мог подлежать обучению. Екатерина Константиновна брала в свои руки ладони мальчика и нажатием на определенные места передавала ему информацию через прикосновения. Она научила его передавать свои просьбы наставницам через ладони. В приюте появились еще четверо слепоглухонемых воспитанников. В Петербурге создали первое в России Общество призрения слепоглухонемых.
Е.К. Грачева — автор исследований в области дефектологии: «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков» (1902), «Руководство по воспитанию отсталых детей и идиотов» (1907), «Воспитание и обучение умственно отсталых» (1932). Она обосновала основные принципы коррекционно-воспитательной деятельности, важнейший из которых — единство коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Грачева заложила основы руководства чтением ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями. Именно чтение, способствующее развитию речи, памяти, мышления, воображения ребенка-олигофрена, согласно концепции Грачевой, должно играть главенствующую роль в образовательном процессе коррекционного учебного заведения. Уроки чтения в школе Грачевой проводились в игровой форме с широким использованием наглядных методов обучения, с применением карточек-слов и словарных таблиц. Каждому ребенку педагоги давали карточку с именем. Все предметы обихода также имели карточку с названием, напечатанным четко и крупно. На протяжении всех лет пребывания ребенка в школе библиотекарь вел
272 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.3. Развитие педагогической науки
дневник чтения воспитанника, отмечая читательские впечатления ребенка. Мониторинг давал возможность проследить интеллектуальное развитие ребенка-олигофрена, помогая педагогам выбрать дальнейшую методику коррекционной работы.
Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943), дефектолог, один из первых организаторов научно-исследовательской работы в области дефектологии и высшего дефектологического образования. Учился на медицинском факультете Московского университета (1891—1894), за участие в студенческих революционных кружках исключен из университета и выслан из Москвы. После окончания в 1897 г. медицинского факультета Киевского университета работал земским врачом. Кащенко занимался исследовательской деятельностью в лабораториях А.П. Нечаева и А.Ф. Лазурского в Петербурге, стажировался в Европе по дефектологии. Именно Кащенко ввел термин «дефективный» для обозначения состояний физического и психического развития.
Он открыл одно из первых учреждений для детей с ограниченным интеллектом и трудностями поведения и обучения — частную «Школу-санаторий В.П. Кащенко для дефективных детей» (1908). В школу-санаторий принимались «малоуспевающие, нервные, трудные в воспитательном отношении» дети в возрасте от 4 до 16 лет. Используя медико-педагогические средства, Кащенко добивался ослабления недостатков развития у аномальных детей.
Организуя учебно-воспитательный процесс на основе развития инициативы детей, Кащенко применял методы активации самостоятельного исправления недостатков их поведения. Для аномальных детей важно качество знаний, а также педагогическая деятельность, развивающая познавательные возможности учащихся. Воспитатель проживал с питомцами в группах — «семьях». Путем лечения, воспитания и обучения воспитанников готовили «к полезной жизни», большое внимание уделялось ручному труду. В школе использовалась концепция свободного обучения, не было обязательной программы. Занятия проходили в игровой форме, детей водили на «кислородные экскурсии» — пешие прогулки на пять верст, проводились спортивные соревнования, художественные и музыкальные конкурсы. В санатории существовало самообслуживание как способ воспитания детей.
Ведущим принципом лечебной педагогики, разрабатываемой В.П. Кащенко, выступал антропологический подход к обучению, построенный на систематическом изучении ребенка и учете индивидуальных различий. Основываясь на положительных сторонах личности ученика, педагоги санатория воспитывали их в любви.
Теория и практика свободного воспитания. В начале XX в. в России большое распространение получила теория свободного воспитания, которую развивали К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Н. Дурылин, А.У. Зеленко, СТ. Шацкий, Н.В. Чехов и др. Сторонники свободного воспитания считали, что школьная педагогика строится на следующих принципах: организация школы — совместная задача коммуны, состоящей из учащихся и их родителей; в основе обучения лежат не учебные планы и программы, но интересы детей; все отношения в процессе педагогического общения взрослых и детей сугубо индивидуальны и основаны на взаимном доверии и симпатии; обучение строится на принципе свободы выбора преподавания и обучения.
Константин Николаевич Вентцель (1857—1947) — наиболее яркий последователь разработанной Л.Н. Толстым теории свободного воспитания. Протестуя против государственной политики в области воспитания, Вентцель пришел к отрицанию систематического обучения, построенного на личностно-отчужденной модели обучения. Его труды «Освобождение ребенка», «Новые пути воспитания и образования детей», «Этика и педагогика творческой личности» самым существенным образом меняли парадигму отечественного образования, предлагая нестандартное решение вопроса: чему и как учить? Подвергая острой критике казенную школу, автор снискал значительный авторитет среди педагогической общественности.
По Вентцелю, ребенок не является собственностью ни государства, ни общества, он имеет «самодовлеющее значение». В очерке «Осуществима ли теория свободного воспитания?» Вентцель называет три сферы насилия над личностью ребенка: государство, школа, семья. По мнению автора, теория свободного воспитания способна установить позитивные взаимоотношения человека и социума: «Чем больше мира и человечества вберет в себя, в свою душу данная индивидуальность, тем большей высоты развития она достигнет именно как индивидуальность». Обнаружив противоречие между «свободой» и «воспитанием», Вентцель видит в ребенке самостоятельный субъект процесса развития творческой личности.
Перенося акцент с проблемы, беспокоившей педагогов XIX в.: «от чего должен быть свободен образовательный процесс», Вентцель идет дальше и дает ответ на вопрос, «в чем должна проявляться свобода»: «Каждой индивидуальной личности должно быть предоставлено право брать и усваивать из современной культуры то именно, что требует се своеобразная индивидуальность, что необходимо только для наиболее пышного ее расцвета».
18-7206
274 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.3. Развитие педагогической науки
Освободив учащихся от пут бюрократической опеки, Вентцель стремился развивать самостоятельность и творческую активность детей. Решительно отказавшись от устаревших шаблонов официальной педагогики, Вентцель открыл новые пути воспитания свободной личности ребенка.
Педагог полагал, что добиться гармонического социального устройства следует не революционным, а мирным путем. Призывая воспитывать «в единении» детей разных сословий — буржуа и пролетариев, знати и слуг, новая школа прекратит классовое противостояние и создаст всеобщую солидарность.
В противовес старой школе формализма и зубрежки Вентцель создал «Дом свободного ребенка», самоуправляющуюся коммуну родителей, учителей и детей от 3 до 13 лет. Он был открыт сторонниками Вентцеля в 1906 г. и работал до 1909 г. Здесь отсутствовали систематический учебный процесс, классно-урочная система, учебные планы, программы. Дети свободно объединялись в зависимости от возраста и своих интересов в подвижные группы. Вместо постоянных профессиональных учителей обучение и воспитание проходило в виде бесед с родителями. В «Доме свободного ребенка» взрослые и дети не только беседуют и играют, но обучаются ремеслам в мастерских. Стараясь развить творческую личность, Вентцель и его соратники несколько гипертрофировали роль детской инициативы в процессе воспитания.
Просветитель и педагог Иван Иванович Горбунов-Посадов (1864— 1940) — последователь учения Л.Н. Толстого. Долгие годы Горбунов-Посадов редактировал книги по образованию, самообразованию и для народного чтения по различным отраслям знаний в издательстве «Посредник» (1897—1925). Издавал также детские книги в популярной серии «Библиотека для детей и юношества» (с 1898), уделяя большое внимание выпуску иллюстрированной детской литературы: сборники «Малым деткам» и «Для маленьких». В соавторстве с Я.Е. Егоровым он опубликовал имевшую большой успех у читателей «Азбуку-картинку с подвижными разрезными буквами» (1894) и многие книги для чтения в школе и дома.
Под влиянием идей Л.Н. Толстого вместе с К.Н. Вентцелем, М.М. Клечковским Горбунов-Посадов активно пропагандировал теорию свободного воспитания. Он издавал популярную педагогическую серию «Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей» (с 1904). Редактировал педагогический журнал «Свободное воспитание» (1907—1918), ставший рупором идей свободного воспитания и посвященный освобождению личности ребенка от пут казенной системы несвободного воспитания. Призывая уважать «свободное проявление ду-
ха ребенка», Горбунов-Посадов видел устои новой, свободной педагогики в духовном единении учителей и учащихся.
Синтез достижений русской педагогики. Василий Порфирьевич Вахтеров (1853— 1924) работал сначала народным учителем, а затем, с 1890 г., — инспектором народных училищ Московской губернии, но был вынужден уйти в отставку. Занимая пост товарища председателя Московского комитета грамотности, он сделал социально важный доклад «О всеобщем обучении» (1894). В разных губерниях Вахтеров руководил временными педагогическими курсами, читал лекции по педагогике, руководил также школами и курсами для взрослых. На 2-м съезде деятелей по техническому образованию в 1895 г. Вахтеров выступил с докладом о необходимости введения всеобщего начального обучения, поставив вопрос о реорганизации учебного процесса и пересмотре содержания обучения начальных школ. Сотрудничал в целом ряде педагогических и других изданий.
Вахтеров был убежден, что демократическая система народного просвещения — важное условие построения нового общества, воплощающего идеалы справедливости. Для достижения высоких социокультурных целей он предлагал организовать единую общеобразовательную школу на родном языке для всех детей без каких-либо различий. По его мнению, только совместное обучение мальчиков и девочек способствует формированию идеи равенства полов.
Твердый последователь антропологии Ушинского, Вахтеров считал, что развитие педагогики происходит не от умозрительного философствования, но с учетом законов физиологии и психологии. Апробируя новые методы и средства обучения в школьных условиях, он выступал за педагогический эксперимент как критерий эффективности учебного процесса.
«Русский букварь» Вахтерова к 1917 г. выдержал 117 изданий. К букварю он разработал методическое руководство «На первой ступени обучения» (1904). Вахтеров — автор учебников и учебных книг для детей и по методике обучения: «Внешкольное образование народа» (1896); «Всеобщее обучение» (1897); «Народные чтения» (1897); «Нравственное воспитание и начальная школа» (1900), хрестоматия для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (1900—1905). Построив обучение грамоте по звуковому аналитико-синтетическому методу, Вахтеров предлагал одновременно с чтением обучать письму. Основанная на возрастных особенностях детей, данная методика формировала умение вдумчивого чтения и давала навыки орфографии. На основе принципов К.Д. Ушинского Вахтеров составил методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе под названием «Пред-
18'
276 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.3. Развитие педагогической науки 277
метный метод обучения». Созданная Вахтеровым методика начального обучения не потеряла своего значения на протяжении всего XX в.
Выдающийся представитель отечественной педагогики Петр Федорович Каптерев (1849—1922) — автор фундаментальных трудов в области истории педагогики, дидактики и педагогической психологии. Родился в семье сельского священника. Окончил историческое отделение Московской духовной академии (1872). Преподавал в Александровском лицее, но по обвинению в безбожии был отстранен от преподавания (1884). Затем он преподавал в училище правоведения, на Женских педагогических курсах в Петербургском женском педагогическом институте. Его первая книга — «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц».
Каптерев — один из организаторов Всероссийского съезда по семейному воспитанию (1912—1913). С 1898 г. он руководил изданием «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению», принимал в нем участие как автор. За 10 лет вышло 59 брошюр. Его перу принадлежат «Из истории души: Очерки по истории ума» (1890), «Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели» (1897), «Педагогический процесс» (1905), «Задачи и основы семейного воспитания» (1913), «Педагогическая психология» (1914), «Дидактические очерки (Теория образования)» (1915) и, конечно же, солидный труд «История русской педагогии» (1915). Каптерев ввел в научный оборот понятие «педагогическая психология» и термин «педагогический процесс».
Последователь К.Д. Ушинского, Каптерев не только заявлял, что педагогика должна основываться на естественно-научных знаниях о ребенке, но и развивал идею о воспитательном значении таких факторов, как созданные народом формы культуры (язык, религия, право, искусство и др.), решительно влияющих на становление личности. Отстаивая фундаментальную идею Ушинского о народности воспитания, Каптерев негативно оценивал политику государственного вмешательства в педагогию (образовательную деятельность) и в педагогическую науку.
В «Истории русской педагогии» Каптерев рассматривает историю школьного дела и приходит к выводу: «...всюду начинается с того, что путем воспитания и образования стремятся приспособить подрастающее поколение к окружающей детей среде общественно-политической организации». Каптерев выделяет три периода в развитии педагогии: церковный, государственный и общественный. Провозглашая концепцию «автономии» высшей и средней школы в государстве, ученый полагает, что в современных условиях государство собственно педагогией не занимается, оно создает школы и управляет ими, но педагогически
не организует их. Все это делает общество. Не являясь чьим бы то ни было инструментом воздействия (государства, церкви, отдельных лиц), педагогический процесс автономен. Каптерев разработал концепцию «двух педагогик» — консервативной и прогрессивной. Консервативную педагогику отстаивает государство, а прогрессивную — общество. По его убеждению, «ожесточенная борьба этих двух педагогик сохраняет основное явление новой русской педагогики, которым в жизни школы, в педагогической практике определяется почти все». Консервативная педагогика имеет тенденцию быть «ограничительной и задерживающей». Прогрессивную педагогику Каптерев характеризовал как творческую, созидательную.
Вслед за Ушинским Каптерев развивал педагогическую антропологию, ибо фундамент педагогики — цикл наук о человеке, в частности психология. Он выдвигал важнейший принцип организации «педагогического процесса» — «сообразность его со свойствами детской натуры». Так, в монографии «Педагогический процесс» он рассматривал образование как методологию усовершенствования личности учащихся. Указывая на важность овладения внутренней стороной педагогического процесса, посвященной саморазвитию личности ученика посредством приобщения его к культуре, Каптерев обосновывал многогранность деятельности педагога. В «Дидактических очерках» он утверждал необходимость создания «равновесия» между изучаемыми на уроке фактами и идеями путем организации на уроке разносторонней умственной деятельности учащихся. Мощное средство обучения школьников умению мыслить Каптерев видел в способности вносить в школу «дух науки, дух труда». Важно, чтобы школьники постоянно работали, делали самостоятельные усилия для приобретения знания.
Выступая против однообразия школы, ученый обосновал множественность форм и типов общеобразовательной школы. Выдающийся специалист в области педагогической психологии, Каптерев выступал за организацию экспериментальных школ, опытных лабораторий. Понимая, что только эксперимент может достоверно проверить эффективность того или иного типа школ, он шутил: «Экспериментов бояться — в педагогику не ходить».
В начале XX в. в связи с кризисом народного просвещения возникает проблема подготовки учителей. Каптерев полагал, что вопрос о подготовке профессионалов так и не разрешен надлежащим образом. Ученый разработал концепцию высшего педагогического образования, которое состоит из двух звеньев: высшего общего образования и специального педагогического. Поставив кардинальную проблему профессиональной направленности высшего педагогического образо-
278 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.4. Проблемы воспитания в трудах русских философов 279
вания, он исследовал необходимость организации для подготовки учителей особого института, который давал бы и высшее общее образование, и специальную педагогическую подготовку по примеру некогда существовавшего Главного педагогического института.
Каптерев делает основополагающий вывод, свидетельствующий об антропологизме концепции: «Образование педагога должно ставить центром изучения человека во всех отношениях, и историю его развития в частности, в связи с родственными дисциплинами». Для Каптерева несомненно: «Будущий учитель должен получить общее образование и специальное педагогическое, с подразделением последнего на теоретическое и практическое. Весь вопрос в соотношении этих двух элементов — общего и специального». Он так определял цель педагогической подготовки — выяснить механизм, технику преподавания, применение теоретических методов к практике.
Прогрессивное значение концепции Каптерева заключается в ее строгой научности и признании потребности школы в учителе-профессионале. В основу подготовки учителя Каптерев положил деятель-ностный подход, что знаменует отказ от «знаниевой» модели подготовки. При этом Каптерев отмечал важнейший принцип педагогического мастерства: «Педагогические способности развернутся и обнаружатся только тогда, когда лицо будет совершенно самостоятельно вести преподавание, за все отвечать, но и само все определять».
Антропоцентрическая концепция Каптерева особенно ярко обнаруживается в его положении о необходимости переработки метода применительно к личности педагога. Деятельность преподавателя включает в себя «элементы научные, объективные и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта». Наука составляет фундаментальную часть деятельности педагога. Принципиально важен методологический вывод, свидетельствующий о появлении новой тенденции в дидактике: «...истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем». Понимание творчества как саморазвития личности педагога придает двуединый смысл педагогической деятельности, по сути, превращающей школу в научно-исследовательскую лабораторию: «Уча, учитель должен учиться сам, школа, в которой он учительствует, должна быть школой для обучения его самого».
Педагогические, психолого-педагогические и историко-педагоги-ческие труды П.Ф. Каптерева не потеряли своей ценности в настоящее время, их автора можно назвать выдающимся ученым-педагогом России в начале XX в.
12.4. Проблемы воспитания в трудах русских философов
В конце XIX — начале XX в. система просвещения переживала серьезный аксиологический кризис, что усилило роль философии в осмыслении социокультурной жизни России.
Выдающийся религиозный философ, поэт, публицист Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) оказывал серьезное воздействие на формирование новой парадигмы образования. Влияние его трудов не было однозначным и прямолинейным, однако появление в России философа столь высокого уровня не могло не сказаться на концептуальных основах теории и практики образования. Соловьев определял философию как свободное исследование основ человеческого знания, бытия и деятельности. Знаток богословия, он открыто исповедовал свою веру как сын христианской церкви.
Соловьев писал об идеале нормального общества, определяемого «характером свободной общности или практического всеединства, в силу которого все составляют цель деятельности для каждого и каждый для всех». «Нравственное значение общества, — отмечал философ, — не зависит ни от материального или природного начала в человеке, ни от юридических и государственных норм, но определяется религиозным или мистическим началом в человеке, в силу которого все члены общества составляют не границы друг для друга, а внутренне восполняют друг друга в свободном единстве духовной любви, которая должна иметь непосредственное осуществление в обществе духовном или церкви».
В силу принципа всеединства или свободной общинности, по Соловьеву, «осуществление божественного начала в обществе человеческом должно быть свободно и сознательно, а не основываться на внешнем авторитете и слепой вере, как того требует исключительный клерикализм». Философия Соловьева вносит существенный вклад в гносеологию. В работе «Оправдание Бога» (1895) он связывал развитие гносеологии с вопросами религиозными и этическими. Установил тесную связь отвлеченной философии с этикой и религией, что стало характерной чертой новой русской религиозной философской мысли, оказывавшей как прямое, так и косвенное влияние на развитие теории образования.
В статье «Нравственность и политика» Соловьев определил принцип, составляющий одну из основ его жизнечувствия: «Идея культурного призвания может быть состоятельной и плодотворной только тогда, когда это призвание берется не как мнимая привилегия, а как действительная обязанность, не как господство, а как служение. Христианство сохраняет национальность, но упраздняет национализм».
280 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
12.4. Проблемы воспитания в трудах русских философов 281
В «Очерках из истории русского сознания» Соловьев дал строгую критику поздней славянофильской доктрины. «Поклонение своему народу как преимущественному носителю вселенской правды; затем поклонение ему как стихийной силе, независимо от вселенской правды; наконец, поклонение тем национальным односторонностям и историческим аномалиям, которые отделяют наш народ от образованного человечества, т.е. поклонение своему народу с прямым отрицанием вселенской правды» — вот, по словам философа, «три постепенные фазы нашего национализма». В историософском этюде «Идолы и идеалы» Соловьев выступает против «народопоклонничества» позднего народничества, утратившего былой демократизм и подлинные идеалы 1860-х. Вместо догматов «сословного обособления и простонародного безразличия» он предлагает высокий и подлинный идеал христианской любви, Божьей правды и всеобщей солидарности.
Соловьев справедливо считал веротерпимость или свободу совести такой же важной и насущной потребностью для современной русской жизни, какой в середине XIX в. стала потребность в освобождении крестьян. Отмечая, что веротерпимость лицемерно признается, но фактически отрицается, Соловьев выявлял фактическое признание права на мысль, но без права публичного выражения ложной мысли. Философ возражает противникам веротерпимости: «В хороших монастырях никто из монахов не гнушается самыми неприятными и нечистыми службами; всякая служба (вне богослужения) называется послушанием и исполняется с одинаковым усердием. Я за последнее время взял на свою долю добровольное послушание: выметать тот печатный сор и мусор, которым наши лжеправославные лжепатриоты стараются завалить в общественном сознании великий и насущный вопрос религиозной свободы». Это послушание философ исполнял со всем тщанием.
Соловьев полагал, что фундаментальными принципами организации общества нельзя считать ни религию, ни семью, ни собственность; единственная нравственная основа общества — принцип человеческого достоинства. Наиболее важным в историко-педагогическом осмыслении антропологического учения Соловьева является его ставшее знаменитым суждение: «Никакой человек, ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться только как средство для каких бы то ни было посторонних целей. Общее благо, или общая польза, чтобы иметь значение нравственного принципа, должны быть в полном смысле слова общими, т.е. относиться не ко многим только или к большинству, а ко всем без исключения».
Когда в начале 1890-х гг. Россию постиг ряд стихийных бедствий, Соловьев одним из первых отозвался на народное горе. В страшном голоде
1891г., принесшем смерти, в том числе и детские, философ обнаружил не случайное зло, а неотвратимый результат «полукультурности» общества и «бескультурности» народа. Философ отмечал, что народу нужна помощь, но помощь культурная, не имеющая ничего общего с патриархальной опекой. Отсутствие «общественной организации» мешает осуществлению этой помощи. Необходим «прочный союз свободных индивидуальных сил, солидарно и сознательно действующий для улучшения народной жизни». Приступить к его созданию в России — задача тем более неотложная, что речь идет уже не об улучшении, а о сохранении народной жизни. Соловьева возмущало нараставшее антисемитское движение. Он утверждал, что настала пора «возвратить патриотизму его истинный смысл — понять его не как ненависть к инородцам и иноверцам, а как деятельную любовь к своему страждущему народу».
Под влиянием философского творчества B.C. Соловьева появилась плеяда выдающихся русских философов, таких, как С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк и Н.А. Бердяев.
Еще будучи легальным марксистом, Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) имел успешный опыт преподавания в высшей школе, но в 1911 г. со многими другими своими коллегами по Московскому университету подал в отставку. Публичные лекции Булгакова, сочетавшие высокий педагогический талант с идейностью содержания и задушевностью тона, сделали его самым ярким представителем идеалистической философии в России. Философию Вл. Соловьева, делающую жизненное начало христианства организующим принципом общественного творчества, Булгаков считал высшим синтезом мировой философской мысли. По его убеждению, результаты современной науки, трансформированные в философской системе, обнаруживают связь с реальными задачами времени. На этой основе следует разработать общую программу практической деятельности.
Проблема религиозно-философского обоснования общечеловеческого прогресса является для Булгакова центральной. Признавая экономический прогресс необходимым, но недостаточным условием духовного развития, Булгаков предостерегал от замены прогресса общечеловеческого и общекультурного одним лишь хозяйственным прогрессом. Недуг европейского общества он видел в господстве потребительского «нравственного материализма» и «духовной буржуазности». Самые «характерные и счастливые особенности русского духа» Булгаков усматривал в стремлении к общечеловеческим идеалам, в потребности сознательной и действенной религиозной веры, а также в нежелании довольствоваться внешними материальными благами и примириться с укоренившимися формами общественной несправедливости, «неправды».
282 Глава 12. Просвещение, школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....
Прогресс, по Булгакову, является не эмпирическим законом исторического развития, а задачей нравственной, абсолютным религиозным долженствованием. Идеал прогресса в качестве масштаба при оценке исторического развития приводит к ошибочному признанию страдающих поколений лишь мостом к грядущему блаженству потомков.
Видный философ Семен Людвигович Франк (1877—1950) отмечал, что неверно искать смысл истории в достижении некой конечной цели, ибо, в сущности, это лишает всю полноту конкретного исторического процесса всякого внутреннего, самодовлеющего значения, поскольку «упования и подвиги, жертвы и страдания, культурные и общественные достижения всех прошедших поколений рассматриваются здесь просто как удобрение, нужное для урожая будущего, который пойдет на пользу последних, единственных избранников мировой истории». Франк считал, что нельзя примириться с таким представлением, ибо каждая эпоха имеет своеобразное собственное значение в истории и каждое поколение является творцом и соучастником этого смысла.
Философ полагал, что смысл истории заключается не в том, что ее сменяющиеся эпохи суть «средства к какой-то воображаемой конечной цели, лежащей в будущем, а в том, что ее конечное многообразие во всей его полноте есть выражение сверхвременного единства духовной жизни человечества». Описание жизни человека также заключается не в том, чтобы показать, как он шел к высшему своему достижению, осуществленному в старости, что бывает далеко не всегда, а в том, чтобы через нее постигнуть «единый образ человеческой личности» во всей полноте ее проявлений от младенчества до самой смерти. Синтезирующее понимание исторического процесса может состоять, по мысли Франка, в постижении разных эпох жизни человечества, как «многообразное выражение единого духовного существа человечества».
Николай Онуфриевич Лосский (1870—1965) преподавал на Петроградских высших женских курсах и был приват-доцентом по кафедре философии в Петроградском университете, в Женском педагогическом институте. Демократический принцип, по Лосскому, прямое выражение «сверхиндивидуального сознания» народа, сознания, содержащего в себе истинную и незаменимую политическую мудрость.
Выдающийся русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874—1948) учился на естественном, затем на юридическом факультетах Киевского университета (1894). За участие в марксистском кружке был исключен из университета, арестован и выслан на три года в Вологду (1898). Профессор Московского университета, доктор теологии Кембриджского университета, Бердяев так и не получил университетского диплома.
12.4. Проблемы воспитания в трудах русских философов 283
Его учение — одно из высших достижений отечественной философии начала XX в. Бердяев вместе с С.Н. Булгаковым, П.Б. Струве, С.Л. Франком положил начало религиозно-философскому возрождению в России. Философы участвовали в создании сборника «Проблемы идеализма» (1902). Бердяев входил в круг авторов книгоиздательства «Путь» и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева.
В начале XX в. Бердяев осуществил «движение от марксизма к идеализму», перейдя к философии личности и свободы в духе религиозного персонализма. В своих философских работах Бердяев противопоставил дух, личность, свободу, творчество миру объектов, где процветает зло, страдание, рабство: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства».
В дуалистической картине реальности, по Бердяеву, происходит противоборство ноуменального мира: свободы, духа (Бога), субъекта и эмпирического мира: необходимости, феномена, объекта. Оба мира переплетены между собой: из ноуменального мира в феноменальный мир «ниспадает» дух и свобода. «Ниспадение» свободы в необходимость — объективация — причина страдания, рабства. Свободное творчество преодолевает объективацию, что составляет смысл и назначение мировой истории.
Личность — человек, творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Бердяев полагает: «общество — часть личности», «соборность» — реализация свободной внутренней социальности. Философ отрицает отчуждающие личность коллективные социальные институты — классы, нации, конфессии. По мысли Бердяева, «нужно утверждать относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства личности, и примат права над государством».
В 1909 г. опубликован сборник философских статей «Вехи», содержавших критику взглядов радикально настроенной интеллигенции, т.е. преподавателей и студентов высшей школы. Примечательно, что столь суровую критику высшего образования и его прямого «результата» — интеллигенции — произвели авторы, в большинстве своем не являвшиеся преподавателями высшей школы, кроме С.Н. Булгакова. Н.А. Бердяев, П.Б. Струве и другие авторы статей призывали интеллигенцию «проверить самые основы своего традиционного мировоззрения, которые до сих пор слепо принимались на веру». По их мнению, в традиционном мировоззрении виден «низкий уровень философской культуры, отсутствие серьезных философских знаний и неспособность к серьезному философскому мышлению». Сам недавний марксист, Бердяев отмечал, что интеллигенция «фанатически дорожила своим материализмом и атеизмом» и этим «иск