Рефлексивность философии истории

Философия, являясь особой формой мировоззрения, представляет собой весьма обширное и разнородное духовное образование, имеющее свои подсистемы, структуру, внутренние связи. В качестве подсистем философии выступают, в частности, онтология, гносеология, философская антропология, философия истории и философия науки. Все они, конечно, неразрывно связаны друг с другом, но выделение и специальное рассмотрение их по отдельности правомерно.

Впрочем, здесь может возникнуть вполне закономерный вопрос: чем отличается, например, философия науки от самой науки? – В общих чертах это отличие может быть описано следующим образом. Всякая наука обращена к определенной области действительности, исследованием которой она и занимается. Философияже (будучи мировоззрением), в том числе, несомненно, и такая ее часть как философия науки, всегда рефлексивна (от латинского reflexio – отражение, обращение назад – принцип мышления, направляющий его на осмысление его собственных форм и предпосылок). Философия никогда не ограничивается изучением тех или иных объектов, их свойств и т. д., но всегда имеет в виду также и человека, так или иначе взаимодействующего с этими объектами. Другими словами, если наука стремится ответить на вопрос "как устроен тот или иной фрагмент мира?", то философия науки пытается дать ответы на вопросы: "способна ли наука дать адекватное описание действительности?", "каково место науки в ряду других способов постижения мира человеком?", "в чем специфика культур, порождающих науку?"... Соответственно, и философия истории, некоторые аспекты которой мы рассматриваем ниже, ни в коей мере не заменяет историю специальную как науку. Философия истории, с одной стороны, опирается на нее как на свой эмпирический базис. С другой стороны, философия истории дает исторической науке определенные мировоззренческие ориентиры и методологический инструментарий. Если историю (историографию) интересуют, прежде всего, события прошлого, их последовательность, их взаимосвязь, то философия истории ищет движущие силы исторического процесса, его логику и смысл. Будучи рефлексивной, философия истории вовлекает также в поле своего внимания субъекта исторического познания: рассматривает социокультурные характеристики этого субъекта, обсуждает методы и возможности исторического познания, анализирует особенности исторического сознания и тенденции его развития.

Отметим здесь, что термин "философия истории" впервые употребил французский мыслитель Вольтер (1694-1778).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: