double arrow

Экономика России в период «красногвардейской атаки на капитал»

1

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛИЗМА В СССР

Экономические процессы, проходившие в стране, имеют свою внутреннюю логику. Можно выделить несколько этапов хозяй­ственного развития: октябрь 1917 — лето 1918 г. («красногвардей­ская атака на капитал»), лето 1918 - 1920 гг. (политика «военного коммунизма»), 1921 — середина 1920-х гг. (новая экономическая политика), середина 1920-х — конец 1930-х гг. (оформление командно-административной системы).

Экономика России в период «красногвардейской атаки на капитал»

25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из ради­кальных партий России - РСДРП(б). Основные положения эко­номической стратегии большевиков были разработаны В.И. Ле­ниным весной — летом 1917 г.

В основе программы лежали теоретические положения о мо­дели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось функционирование товарно-денежных отноше­ний. Для понимания дальнейших событий следует иметь в виду, что длительность переходного периода не определялась да и не могла быть определена. Конкретные исторические условия 1917—1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и не­приятием буржуазией новой власти «подстегнули» вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунисти­ческих принципов, создали иллюзию завершения перехода к со­циализму и коммунизму. И для того чтобы преодолеть тяжелейший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан.

Материальной базой этих процессов призвана была стать национализация банков и синдикатов, которая; по замыслу большевиков, не должна была разрушать капиталистические хозяйственные связи, а наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала в период перехода к социализму и привести общество к самоуправлению.

В сфере аграрных отношении большевики придерживались идеи о немедленной конфискации помещичьих земель и их национализации. Но в предреволюционные месяцы они откорректировали свою аграрную программу за счет «заимствований» у социалистов революционеров (эсеров) и поддержали уравнительность землепользования крестьян.

Таковы были основные программные установки. Но поскольку правительство большевиков унаследовало экономические политические проблемы, связанные с кризисом военного времени, постольку и вынуждено был сопроводить политику, в значительной степени противоречащую своим заявлениям.

Экономическую политику октября 1917 — лета 1918 г. В.И. Ленин определил как «красногвардейскую атаку на капитал». Основными методами ее стали принуждение и насилие.

В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведение в жизнь «Декрета о земле», национализация промышленности и организация государственной системы управления, введение монополии внешней торговли.

Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля.

Органы рабочего контроля возникли еще во время Февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму, видело в практическом контролер учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организации, налаживания производства трудящимися, поскольку перед всенародным контролем ставилась задача «правильно распределить труд».

Рабочий контроль предполагалось осуществлять в течение про­должительного периода. 14 (27) ноября 1917 г. принимается «По­ложение о рабочем контроле». Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд, — в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хозяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырь­ем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанав­ливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих-контролеров. В ноябре-декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен на большинстве крупных и средних предприятий в главнейших промышленных центрах. Он считался школой подготовки кадров советского хо­зяйственного аппарата и важным средством налаживания государ­ственного учета ресурсов и потребностей. Одновременно рабочий контроль в значительной степени ускорил проведение национализации и изменил ее направленность.

Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения ра­бочего контроля за финансами предприятий.

Более сложным делом было овладение частными банками. 27 декабря 1917 г. вышел декрет ВЦИК о национализации бан­ков, однако фактическая ликвидация частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г. Проведе­ние рабочего контроля по всей стране встретило естественное •со­противление банкиров. Частные банки отказывались выдавать деньги с текущих счетов предприятиям, где был введен рабочий контроль, не выполняли соглашений с Государственным банком, запутывали счета, подавали заведомо ложные сведения о состоя­нии дел, финансировали контрреволюционные заговоры. Эти дей­ствия были определены новой властью как саботаж со стороны владельцев частных банков, что значительно ускорило их национализацию (конфискацию).

Большевики сознавали необходимость постепенного проведе­ния национализации промышленности. Поэтому в первые месяцы после Октябрьской революции в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имевшие большое значение для государства, а также предприятия, владельцы которых не под­чинялись решениям государственных органов. Прежде всего были национализированы крупные заводы военного назначения, например Обуховский, Балтийский. Однако уже в это время по инициативе рабочих объявлялись национализированными предприятия местного значения. Примером является Ликинская мануфактура (около Орехово-Зуева) — первое частное предприятие, перешед­шее в руки государства.

Постепенно идея национализации сводится на практике к кон­фискации. С начала 1918 г. национализация промышленности на местах стала принимать характер массового и стихийно нарастав­шего конфискационного движения. Зачастую обобществлялись предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также маломощные предприятия, которые становились обузой для государства; расширялась практика неза­конной конфискации по решению фабзавкомов с последующим утверждением государственными органами. Все это отрицатель­но сказывалось на работе промышленности, поскольку наруша­лись хозяйственные связи, затруднялось налаживание контроля и управления в масштабе страны и усугублялся кризис.

Нарастание этой неконтролируемой волны вынудило Совет народных комиссаров (СНК) пойти на централизацию «хозяй­ственной жизни в общенациональном масштабе» с целью сохране­ния разрушавшихся экономических связей. Это наложило отпе­чаток на характер национализации второго этапа (весна—лето 1918). В ведение государства переходили уже целые отрасли про­изводства. В начале мая была национализирована сахарная про­мышленность, в июне — нефтяная, завершалась национализация металлургической и машиностроительной промышленности. В условиях Гражданской войны в январе 1919 г. началась нацио­нализация всех промышленных предприятий.

Преобразования в сфере аграрных отношений осуществлялись на основе «Декрета о земле». В нем провозглашалась отмена част­ной собственности на землю (ст. 1), передача помещичьих име­ний, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем», в распоряжение волост­ных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских де­путатов с признанием равноправия всех форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами (ст. 7,8).

Таким образом, и в аграрной политике большевики отошли от стратегии немедленного «введения» социализма в сторону мер, направленных на спасение страны от «грозящей катастрофы». На­правленность и степень радикальности этих мер в значительной степени усиливались политическими устремлениями части пра­вящей партии (сторонники Н.И. Бухарина и Л Д. Троцкого) к ско­рейшему разрушению основы эксплуатации — товарно-денежных отношений. «Сверхреволюционность» проявлялась и в деревне: при действиях продотрядов (их формирование началось в мае 1918 г. после утверждения декрета «О предоставлении Народно­му комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими») и комбедов (созданы на основании декре­та от 11 июня 1918 г.), в незаконных поборах с крестьянства, ка­рательных отрядах, децимациях (расстрелах каждого десятого) в случаях невыполнения заданий по продразверстке. Это приводи­ло к дискредитации Советской власти и нарастанию угрозы граж­данской войны.

Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В нем опре­делялся порядок раздела и надела. В1917—1919 гг. раздел был про­изведен в 22 губерниях. И хотя вновь получили землю около 3 млн крестьян, раздел вызвал рост социальных противоречий в деревне - летом 1918 г. было подавлено 108 мятежей.

Все эти мероприятия отразились и на объемах заготовок. От­ветной реакцией государства стало принятие ряда мер военного характера: установлена государственная монополия на хлеб; продовольственные органы наделялись чрезвычайными полномо­чиями по закупке хлеба; создавались продотряды, задачей кото­рых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам. Заметим, что весной 1918 г. деньги уже мало что значили и хлеб фактически изымался бесплатно, в лучшем случае путем обмена на промыш­ленные товары. Да и товаров становилось все меньше, так как к осени 1918 г. промышленность была почти парализована.

Натурализация хозяйства, свертывание товарно-денежных отношений, необходимость централизованного распределения продуктов создавали видимость завершения переходного периода. Следствием этого, а также теоретической основой для последующих экономических мероприятий стали положения лидеров пра­вящей партии о необходимости и возможности, опираясь на энтузиазм масс, указания из центра и усилия пролетарского государства, организовать общегосударственное производство и распределение. Это накладывало отпечаток на функциональную ори­ентацию органов управления хозяйством.

В целом к началу Гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы? деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совет народных комиссаров (Совнарком), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народно-хозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» трансформировался в центр управления промышленностью. При этом доминировал отраслевой подход к управлению.

С началом Гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем и устанавливался военный режим, целью которого было сосре­доточение в руках государства всех имевшихся ресурсов и спасе­ние остатков хозяйственных связей.

Эта политика, получившая позднее название политика «воен­ного коммунизма», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и представляла собой проведение трех основных групп ме­роприятий:

• для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919 г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме; национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия (оформилась так называемая система главкизма);

• вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря.

В сложившейся обстановке ускорился процесс вызревания идеи о немедленном построении бестоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударствен­ном масштабе распределением продуктов. Поэтому в конце 1920 — начале 1921 г. целенаправленно проводились «военно-коммунис­тические» мероприятия. На их реализацию были направлены дек­реты Совнаркома «О бесплатном отпуске населению продоволь­ственных продуктов» (4 декабря 1920), «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления» (17 декабря), «Об отмене платы за всякого рода топливо» (23 декабря). Уже предлагались проекты отмены денег вместо них С. Струмилин и Е. Варга предлагали использование учетных трудовых или энергетических единиц - «тредов» и «энедов». Однако кризисное состояние экономики свидетельствовало о неэффективности применяемых мер. В 1920 г. по сравнению с 1917 г. добыча угля снизилась в три раза, выплавка стали — в 16 раз, производство хлопчатобумажных тка­ней— в 12 раз. Рабочие Москвы, занятые самым тяжелым физи­ческим трудом, получали в день 225 г хлеба, 7 г мяса или рыбы, 10 г сахару.

Резко усиливалась централизация управления. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимально­го использования наличных ресурсов. Верховным органом стал с 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны, который был призван установить твердый режим во всех отраслях народ­ного хозяйства и теснейшую координацию работы ведомств.

Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ, структура которого приобрела ярко выраженный военный характер. Центральный аппарат ВСНХ состоял из общих (функ­циональных) и производственных отделов (металла, горный, тек­стильный и пр.). Производственные отделы решали общие во­просы распределения сырья, ведали учетом и распределением готовой продукций, финансированием отдельных отраслей. В ве­дении производственных отделов ВСНХ находилось по несколь­ку родственных отраслей промышленности.

Оперативное руководство предприятиями было сосредоточено в основном в так называемых главных комитетах — главках или центрах, подчинявшихся ВСНХ (Главнефть, Главсоль, Центромедь и др.). До конца 1918г. было создано 42 главка. Между глав­ком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено — трест, управлявший несколькими предприятиями. При местных Советах сохранялись совнархозы. В их ведении находилось сравни­тельно небольшое количество мелких предприятий, не подчинявшихся непосредственно ВСНХ. Такая система централизованного управления получила название главкизм.

Несмотря на тяжелейшее, положение в стране, правящая пар в это время начала определять перспективы развития страны, нашло выражение в плане ГОЭЛРО (декабрь 1920) — первом перспективном народно-хозяйственном плане. План предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, тог но-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства — отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение десяти лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении численности рабочих всего на 17%. Намечалось строительство 30 крупных электростанций. Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о том, чтобы на этой основе перевести экономику на интенсивный путь развития. Главным было обес­печение быстрого роста производительности труда при наимень­ших затратах материальных и трудовых ресурсов страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: