Магистерская диссертация. Студент магистратуры Петрашевич Г. В

на тему:ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Студент магистратуры __________ Петрашевич Г.В.

 

«____» ____________ 2017 г.

Научный руководитель

кандидат технических наук,

доцент ____________ Буров И.С.

 

«_____» _____________ 2017 г.

 

 

Минск 2017

РЕФЕРАТ

 

Магистерская диссертация: 88 страниц, 8 рисунков, 9 таблиц, 47источников, 7 приложений.

Ключевые слова: ОТРАСЛЬ СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯМИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА, УПРАВЛЕНИЕ СВЕРХНОРМАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ХОЛДИНГ, КЛАСТЕР,ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизмаразвития отрасли строительства Республики Беларусь, их экономическое обоснование.

Объект исследования: организационно-экономический механизм развития отрасли строительства Республики Беларусь.

Предмет исследования: совершенствование организационно-экономического механизма развития отрасли строительства.

Методы исследования: логические, эмпирические (наблюдение и эксперимент), теоретические (анализ и синтез, экономическое моделирование).

Положения, выносимые на защиту (научная новизна):

–Создание новой структуры управленияМинистерства архитектуры и строительства Республики Беларусь;

–Создание системы независимых органов по контролюстроительных объектов со сверхнормативными сроками строительства;

–Образование вертикально интегрированных холдингов, дальнейшее их укрупнение и преобразование в кластеры;

– Внедрение технологии информационного моделирования.

Апробация (внедрение): Подготовлены тезисы«Совершенствование системы управления строительной отраслью Республики Беларусь» к XXI Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие и структурная перестройка экономики» УО «ЧИУиП», г. Минск, 2017 г.

Экономическая и социальная значимость исследования: Общий уровень рентабельности предприятий строительной отрасли после реализации предложений по повышению эффективности составит 11,5%. Прибыль от реализации работ, услуг предприятий отрасли составит 1236,3 млн. руб.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВведЕние.....…………………………………………………...............................  
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….................................................  
  1.1 Характеристика отрасли строительства Республики Беларусь ……..........  
  1.2 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности с Российской Федерацией ……...............................................................................  
  1.3 Состояние и особенности развития интегрированных структур в строительной отрасли, развитие информатизации отрасли.........……..........  
  1.4 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность отрасли строительства Республики Беларусь...................................................................  
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ...................................................  
  2.1Анализ динамики развитияотрасли строительстваРеспублики Беларусь  
  2.2 Перспективы развития строительной отрасли Республики Беларусь.........  
  2.3 Системные проблемы строительной отрасли Республики Беларусь..........  
3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......................................................................................    
  3.1 Обеспечение отрасли строительства Республики Беларусь, основные направления развития……..................................................................  
  3.2Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма развития отрасли строительства Республики Беларусь.................  
  3.3Ожидаемый экономический эффект отмероприятий по совершенствованию организационно-экономического механизма развития отрасли строительства Республики Беларусь.....................................................    
Заключение.........................................................................................................  
Список использованных источников................................................  
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура строительной отраслиРеспублики Беларусь  
ПРИЛОЖЕНИЕ БСтруктура Главного управления по сверхнормативному строительству  
ПРИЛОЖЕНИЕ ВТемпы роста основных показателей строительной отрасли  
ПРИЛОЖЕНИЕ ГЧислоорганизаций поформам собственности  
ПРИЛОЖЕНИЕ ДСостояние расчетов организаций строительства  
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рентабельность продаж организаций строительства  
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Проектирование в среде Autodesk REVIT  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Целью написания магистерской диссертации является реализациясформированных знаний и навыков научно-исследовательской работы, в том числе и для последующего обучения в аспирантуре, демонстрация способности и профессиональной подготовленности к инновационной деятельности, что служит основанием для присвоения студенту магистратуры академической степени «магистр».

Целью исследования магистерской диссертации является разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизмаразвития отрасли строительства Республики Беларусь, их экономическое обоснование.

Для достижения цели написания магистерской диссертации:

– Проведено теоретическое исследование по обоснованию научных идей и сущности изучаемых явлений и процессов: проведен анализ основных тенденций отрасли строительства, выявлены основные проблемы, присущие отрасли,изучены основные нормативно-правовые акты, регулирующие строительную отрасль.

–Выбрана и обоснована методика исследования, проанализированы изучаемыеявления и процессы, выявлены тенденции и закономерности их развития на основе конкретных данных объекта исследования (строительной отрасли Республики Беларусь): проанализированы статистические данные и аналитические материалы, отражающие изменение основных показателей отрасли, проанализирована динамика экономических процессов, происходящих в отрасли, выявлены причины, влияющие на состояние отрасли строительства Республики Беларусь;

– На основании проанализированных данных, выявленных тенденций, проблем и причин их возникновения разработаны мероприятия по совершенствованию и развитию организационно-экономического механизмаотрасли строительства Республики Беларусь.

Объект исследования – организационно-экономический механизм развития отрасли строительства Республики Беларусь.

Предмет исследования–совершенствование организационно-экономического механизма развития отрасли строительства Республики Беларусь.

Актуальность темы заключается в необходимости совершенствования организационно-экономического механизмаразвития отрасли строительства Республики Беларусь для преодоления кризисных явлений.

Тема магистерской диссертации является актуальной, представляет научный и практический интерес и соответствует профилю подготовки на второй ступени высшего образования.

Методы, использованные в научном исследовании: логические методы(количественный и качественный метод),эмпирические методы (экономическое наблюдение и экономический эксперимент, включающие процедуры измерения и сравнения), теоретические методы (экономический анализ и синтез, экономическое моделирование).

Научная новизна исследования определяется:

1. Предложениями по совершенствованию структуры управления отраслью строительства, включающими:

–Создание новой структуры управленияМинистерства архитектуры и строительства Республики Беларусь;

–Создание системы независимых органов по контролю строительных объектов со сверхнормативными сроками строительства.

2. Предложениями по совершенствованию эффективности деятельности предприятий строительной отрасли, включающими:

–Образование вертикально интегрированных холдингов, дальнейшее их укрупнение и преобразование в кластеры;

–Внедрение технологии информационного моделированияпроектными организациями, крупными предприятиямии холдингами.

Строительная отрасль Республики Беларусь занимает одно из ведущих мест в экономике страны. Это многопрофильная и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Основные усилия ученых отрасли направлены на решение важнейших проблем строительного производства – снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшение его качества. В процессе строительства формируется материальный базис функционирования всех остальных отраслей экономики – производственные здания и сооружения, дороги, здания общественного назначения. Однако и динамика других отраслей экономики влияет на объемы строительства.

Основной стратегической задачей предприятий строительной отрасли является экспорт товаров и услуг.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1 Характеристика отрасли строительства Республики Беларусь

 

Строительная отрасль включает строительство, как вид деятельности и совокупность организаций, ориентированных на управление, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, подготовку кадров, обеспечение отрасли материально-техническими ресурсами.

Строительная отрасль –интегрированная совокупность предприятий, занимающихся смежными видами экономической деятельности, характеризующихся тесными экономическими, техническими и технологическими связями и функциональным единством в получении конечного результата – воспроизводства пассивной части основных фондов производственного и непроизводственного назначения [47, с. 6].

Строительное предприятие – предприятие, которое действует в сфере строительства и осуществляет научные, экспериментальные, изыскательские и проектные работы, добычу сырьевых ресурсов и их переработку, изготовление материалов, изделий и конструкций, возведение всех видов зданий и сооружений, транспортное обслуживание[47, с. 7].

Строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ[1];

Квалификационный аттестат – документ, подтверждающий профессиональную компетентность специалиста для осуществления деятельности в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнения работ по обследованию зданий и сооружений (деятельность в области строительства) [16].

Виды деятельности в области строительства, для которых требуется получение аттестата соответствия:

– Разработка разделов проектной документации;

– Инженерные изыскания для объектов строительства;

– Выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;

– Строительство объектов;

– Выполнение функций заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг при осуществлении деятельности в области строительства объектов.

Объектом строительства является здание, сооружение или инженерная система, на строительство (расширение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство или ремонт) которой разрабатывается проектная документация.

Виды строительства:

– Промышленное (заводы, фабрики);

– Транспортное (дороги, мосты, тоннели);

– Гражданское (жилые дома, общественные здания);

– Социальное (арены, спортзалы, торгово-развлекательные центры);

– Военное (объекты военного назначения);

– Гидротехническое (плотины, дамбы, каналы, водохранилища)[16].

Структура строительной отрасли представлена в приложении А.

Государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами[1].

Государственное управлениенеобходимо для эффективного функционирования строительной отрасли. Государственные органы управления определяют порядок осуществления деятельности организаций (процессы проектирования, выполнения работ, ведение отчетности), входящих в состав отрасли.

Выполнениеустановленныхтребований к качеству продукции, работ услуг предприятиями отрасли, а так же внешний контроль качествагарантируют надежность и безопасность возводимых строительных объектов.Организации, достигая поставленные государственными органамицели, способствуют улучшению социально-экономического положения Республики Беларусь.

Законодательно-нормативную и научно-техническую политику в отрасли осуществляет Министерство архитектуры и строительства.Министерство занимается вопросами инвестиционной деятельности в строительстве, технического нормирования, стандартизации, лицензирования, нормативно-правового регулирования, обеспечения государственного строительного надзора, регулирует вопросы градостроительства, создаёт нормативные базы в области архитектурных и строительных работ [31].

Министерство подчиняется Совету Министров и является специально уполномоченным государственным органом управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

В структуру Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь входят:

1. В подчинении Министра архитектуры и строительства находятся: отдел кадровой политики, управление нормативного правового обеспечения строительной отрасли, управление финансов, кредита и регулирования бухучета и отчетности в строительной отрасли, сектор режимно-секретной деятельности и мобилизационной подготовки, пресс-секретарь.

2. В подчинениипервого заместителя Министранаходятся:управление жилищной политики, управление информации и контроля.

3. Заместителям Министра подчиняются: главное управление строительства, главное управление градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики, главное управление промышленности строительных материалов и конструкций, отдел государственной собственности, главное управление экономики и внешнеэкономической деятельности.

Со времени образования этим органом государственного управления проведена работа по разработке и реализации государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства[31].

Компетенция Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:

1. Разрабатывает и реализует основные направления государственной градостроительной политики, государственную политику в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, промышленности строительных материалов, обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере инвестиций;

2. Устанавливает порядок создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов;

3. Организует разработку программ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также выполнение научно-исследовательских работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

4. Разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в том числе разрабатывает и утверждает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации;

5. Согласовывает проекты технических нормативных правовых актов, используемых в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в том числе нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению промышленной безопасности, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, государственные стандарты, устанавливающие требования к процессам, материалам и оборудованию, относящимся к объектам стандартизации по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

6. Осуществляет прогнозирование и государственное регулирование развития материально-технической базы организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, промышленности строительных материалов, изделий и конструкций,принимает совместные с областными и Минским городским исполнительными комитетами меры по совершенствованию строительной деятельности;

7. Участвует в разработке и реализацииинвестиционных проектов в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, межгосударственных целевых и государственных научно-технических программ;

8. Организует научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

9. Осуществляет регулирование и координацию деятельности подчиненных, методологическое руководство иных структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

10. Утверждает типовые проекты зданий, согласовывает документацию на типовые строительные конструкции, изделия, узлы, рекомендует проекты для повторного применения;

11. Определяет виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности;

12. Координирует работу подчиненных государственных научно-исследовательских, проектных, изыскательских и иных организаций;

13. Осуществляет международное сотрудничество в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

14. Осуществляет проведение аттестации руководителей, специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

15. Устанавливает порядок организации и ведения мониторинга объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности[1].

Государственный строительный надзор необходим для предотвращения и выявления нарушенийв ходе строительства с цельюдальнейшего их устраненияи обеспечения заданного качества строительных объектов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З, контроль и надзор в области строительной деятельности возложен на органы государственного строительного надзора [12].

Государственный строительный надзор является составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь и осуществляется в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.

Главной задачей органов государственного строительного надзора является надзор за соблюдением участниками инвестиционной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации.

Единую систему органов государственного строительного надзора составляют:

1. Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации,который подчиняется Совету Министров;

2. Инспекции Департамента по областям и г. Минску,

3. Специализированная инспекция Департамента.

Органы государственного строительного надзора выдают в пределах своей компетенции заключенияо готовности объектов строительства к приемке в эксплуатацию[12].

Приемочный контроль осуществляется приемочной комиссией по завершении всех строительно-монтажных работ.После чего комиссияпринимает решение о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.

Критерии качества, по которым при приемке в эксплуатацию, объект оценивается приемочной комиссией:

–Соответствие объекта проектной и разрешительной документации;

–Соответствие выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, примененных материалов и изделий требованиям технических нормативных правовых актов;

–Соответствие исполнительной документации выполненным строительно-монтажным работам и требованиям технических нормативных правовых актов;

–Достижение предусмотренных проектной документацией технико-экономических показателей;

–Соответствие объекта требованиям нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, эксплуатационной надежности;

–Готовность инженерной инфраструктуры обеспечивать подачу и отведение ресурсов в объемах, предусмотренных проектной документацией.

При приемке в эксплуатацию выделенных в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов приемочной комиссией оценивается помимо соответствия их указанным выше критериям качества выполнение одновременно следующих условий:

– Возможность изолированно и безопасно осуществлять эксплуатацию принимаемых в эксплуатацию очереди строительства, пускового комплекса, помещений;

–Доступность узлов инженерного оборудования для их обслуживания в процессе эксплуатации очереди строительства, пускового комплекса;

–Возможность обеспечения подъезда автомобилей специального назначения и аварийных служб к принимаемой в эксплуатацию очереди строительства, пусковому комплексу [27].

В состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, местного исполнительного и распорядительного органа.

 

Перечень государственных органов (их структурных подразделений), выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию:

1. Государственное учреждение образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

2. Уполномоченные государственные органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор;

3. Инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации по областям и г. Минску, Специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации (при приемке в эксплуатацию объектов, по которым требовалось получение разрешения на производство строительно-монтажных работ);

4. Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (Госпромнадзор) (при приемке в эксплуатацию объектов, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности);

5. Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям (Госатомнадзор);

6. Министерство культуры (объекты, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь);

7. Органы государственного энергетического надзора;

8. Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь (при приемке в эксплуатацию дорог, технических средств организации дорожного движения, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, подвесных контактных сетей городского электрического транспорта и трамвайных путей);

9. Органы государственного надзора и контроля деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям (при приемке объектов гражданской обороны);

10. Органы государственного пожарного надзора;

11. Районные, городские ветеринарные станции;

12. Управление государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил[27].

По окончании работы приемочной комиссии, в случае соответствия строительного объектаустановленным критериям качестваоформляется акт приемки объекта в эксплуатацию.

В отрасли осуществляет свою деятельность рабочая группа по проблемным вопросам строительной отрасли. В состав рабочей группы вошли представители Администрации Президента, Комитетов госконтроля и госбезопасности, МВД, Минстройархитектуры, Госкомимущества, строительных и проектных организаций [30].

Рабочая группа по проблемным вопросам в строительной отрасли проводит выездные заседания в регионах Беларуси. Одной из главных задач решаемых рабочей группой по проблемным вопросам строительной отрасли является вопрос об объектах незавершенного строительствасо сверхнормативными сроками строительства.

Функции контроля и мониторинга объектов сверхнормативного незавершенного строительства возложены на городские и районные исполнительные комитеты.

Ответственность за надлежащее выполнение контрольных мероприятий возложена на председателей исполнительных комитетов.Нормативный срок эксплуатации (службы) объекта строительства указывается в проектной документации [30].

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь является государственным органом, осуществляющим управление строительной отраслью.

Министерство выполняет функции управления строительными организациями путем реализации государственной политики, разработки программ, нормативных правовых актов,согласования проектов технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Функции государственного строительного надзора выполняют: Департамент контроля и надзора за строительством; Инспекции Департамента по областям и г. Минску, Специализированная инспекция Департамента.

Государственный строительный надзор осуществляется с целью снижения количества нарушений при возведении объектов, а так же стимулирует выполнение всего комплекса строительно-монтажных работ надлежащим образом, что обеспечивает требуемое качество и безопасность строительных объектов.

 

1.2 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности сРоссийской Федерацией

 

Одной из приоритетных задач, которые сегодня стоят перед экономикой Беларуси и, в частности, перед строительной отраслью является выход на внешние рынки, наращивание экспорта товаров и услуг, развитие прочной, конкурентоспособной экономики.В 2016 году экспорт товаров, проектных и строительных услуг только организациями Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь увеличился более чем на 20%.

Особый, стратегический характер носят отношения с Российской Федерацией. Из 85 регионов страны взаимодействие по вопросам поставок строительных материалов осуществляется с 72, по вопросам сотрудничества в области проектирования, строительства, научно-технического сотрудничества – более чем с 40 регионами.Отдельные организации отрасли с высоким уровнем самостоятельности и видением перспектив достаточно успешно справляются с задачей выхода на внешние рынки. Определенных успехов в этом направлении достигли ОАО «Гомельский ДСК», ОАО «МАПИД», ЗАО «Белзарубежстрой», ОАО «Гомельстекло».Министерство сфокусировало усилия на создании торгово-логистических центров практически на всей приграничной с Россией территории – в Псковской, Калининградской, Смоленской и Брянской областях.

Сегодня в товаропроводящую сеть организаций ведомства входит 12 торговых домов, 43 представительства и дилерских центра. Создание центров привело к положительной динамике поставок широкого спектра продукции промышленности строительных материалов в ряд регионов России.

В диверсификации экспорта важную роль сыграло и повышение эффективности работы института закрепленных должностных лиц. За каждым регионом Российской Федерации закреплено должностное лицо, отвечающее за экспортные показатели с этой областью[33].

Белорусскими организациями осуществляется строительство современных комфортабельных кварталов в Обнинске и Балабаново, микрорайона «Малиновка» в Калужской области и мини-полиса «Веснушки»(строительство школы на 1000 мест в мини-полисе «Веснушки» с ориентировочной стоимостью объекта – 540 млн. российских рублей).

Школа находится в мини-полисе «Веснушки» – крупнейшем городском районе, который белорусские строители возводят с августа 2015 года. К 2020 году здесь появится 34 многоэтажных дома общей площадью более 300 тыс. м2со всей необходимой социальной инфраструктурой: детскими и спортивными площадками, торговыми центрами, медпунктом, детсадом на 280 мест.

Белорусскими строительными организациями осуществляется возведение спортивных объектов: ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» сегодня занят на строительстве тренировочной площадки в районе Тульского шоссе в Калуге. Площадка будет включать в себя футбольное поле, трибуну на 500 мест, систему видеонаблюдения, благоустройство и озеленение.

Специалисты Гомельского ДСК в Калуге осуществляют строительство тренировочной площадки:стадиона на 500 зрителей, футбольного поля, административно-бытового комплекса с гардеробными и душевыми, хозяйственной зоны с котельной.Белорусские специалисты приглашены реализовывать объекты в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. И уже сегодня силами ОАО «Строительный трест № 9» в Пскове завершено возведение школы на 1350 мест.

В ходе проведения четвертого Форума регионов Беларуси и России в Москве в июне 2017 года подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Администрацией Псковской области Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Большое внимание уделяется личным контактам между представителями региона и строительной отрасли. Прорабатывается вопрос об организации визита в Беларусь губернатора Псковской области Андрея Турчака с целью проведения очередного заседания Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Псковской области, рассмотрения результатов выполнения сторонами достигнутых договоренностей в сфере строительства, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, потребительской кооперации. Визиты главы Министерства архитектуры и строительства Анатолия Черного в составе представителей профессиональных кругов строительной отрасли в Россию носят постоянный характер.

Экспортное предложение «Белорусский квартал» в регионах Российской Федерации стало по-настоящему конкурентоспособным и востребованным, этот квартал есть в Смоленске, в городах Калужской области. Необходимо расширить географию распространения этого бренда.

Белорусские строительные организации отлично сработали в Туркменистане и тем самым укрепили свою репутацию надежного партнера, в Венесуэле. Сегодня существуют договоренности с партнерами из Грузии, прорабатываются шаги взаимодействия с коллегами из Азербайджана, Эквадора, Вьетнама [33].

1.3 Состояние и особенности развития интегрированных структур

в строительной отрасли, развитие информатизации отрасли

 

Сегодня на мировом рынке строительных услуг востребованы организации, способные осуществлятьреализацию крупных проектов под «ключ», в том числе с применением технологии информационного моделирования. Именно интегрированные структуры способны справиться с этой задачей.

Одна из главных тенденций на мировом рынке в строительстве– консолидацияпредприятий путем создания крупных холдингов, предусматривающих оказание широкого спектра строительных услуг. На мировом рынке в видах строительных услуг наибольший удельный вес приходится на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и строительство объектов топливного комплекса.

На современном этапе отечественным предприятиям строительной отрасли для достижения конкурентных преимуществ необходимо изыскивать качественно новые ресурсы и средства, как материальные, так и организационные. Необходимо уделить внимание снижению уровня издержек.

Условиями достижения максимального эффекта в конкурентной борьбе является также формирование технологических цепочек, передача части услуг на аутсорсинг с целью повышения специализации, реализация таких базовых конкурентных стратегий, как «дифференциация» (восприятия продукции в рамках всей отрасли как уникальной) и «фокусирование» (выбор определенных групп покупателей, видов продукции и географического сегмента рынка).

Важным моментом является то, что все эти конкурентные стратегии эффективно реализуются через кластерное взаимодействие предприятий, когда не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а целый промышленный комплекс, который сокращает свои издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний [15].

Стимулирование кластерных механизмов роста конкурентоспособности за последнее время неоднократно становилось основой выдвижения целых стран в ряд лидеров в мире. Стремительный рост международной конкурентоспособности строительной отрасли возможен на основе государственной поддержки кластеров.

Кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных секторов экономики, включающий базовую (профилирующую) строительную отрасль, отрасли-поставщики и отрасли-потребители ее продукта, а также производителей соответствующего оборудования и услуг, в первую очередь, научно-образовательных, научно-исследовательских и высокотехнологичных, логистических, маркетинговых и финансовых.

Инновационный кластер – это объединение различных организаций (строительных компаний, исследовательских центров, научных учреждений, органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций и пр.), которое позволяет использовать преимущества внутрифирменной координации и рыночного механизма для более быстрого и эффективного освоения новых знаний.

Таким образом, кластер представляет собой систему распространения новых знаний и технологий на базе формирования сети устойчивых связей между всеми участниками технологической сети. Организации, входящие в состав кластера, являются взаимосвязанными ихарактеризуются общностью своейдеятельности.

Кластерные системы характеризуются такими особенностями, как:

1. Наличие крупных предприятий-лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей системы;

2. Территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов участников кластерной системы;

3. Устойчивость экономических связей хозяйствующих субъектов – участников кластерной системы, доминирующее значение этих связей для большинства ее участников;

4. Долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля качества и пр.

Кластеризация предприятий строительной отрасли снижает издержки, способствует росту внутреннего рынка и выходу на внешний, повышает уровень оплаты труда, позволяет совместно лоббировать интересы участников, повышает качество продукции и повышает ее конкурентоспособность,за счет унификации требований, оптимизации логистики, нахождения в едином информационном пространстве[15].

В рамках кластера осуществляется скоординированная деятельность в интересах всех участников кластера по ряду направлений:проведение маркетинговых исследований, организация и проведение совместных НИОКР и инновационных проектов, реализация информационно-образовательных мероприятий.

Сильные компании, достигшие значимых результатов и являющиеся ядром кластера, как более требовательные заказчики «подтягивают» малые и средние предприятия, заставляя их улучшать качество поставляемых им материалов, оборудования. Для небольших организаций формируется емкий рынок с инновационной направленностью, который концентрируется вокруг компаний, выполняющих строительно-монтажные работы.

Создание кластерных цепочек в строительной отрасли поможет быстрее выводить на рынок новые строительные продукты и услуги, которые создают условия для организации новых конструктивных решений с переходом на более экономичное, энергоэффективное и экологичное строительство, к формированию новой ценовой политики [15].

Кластерное взаимодействие предприятий более перспективно и в инвестиционном проектировании. На практике, для инвестора, будь то государственный орган или частный инвестор, более привлекательны не отдельные объекты, а системные решения, в реализации которых необходимо участие комплекса организаций.

Государственная кластерная политика – составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на формирование и развитие кластеров.

Государственная кластерная политика включает: налоговую, бюджетную, финансово-кредитную поддержку кластеров; стимулирование их инвестиционной привлекательности; создание условий для развития инновационной деятельности; стимулирование развития инфраструктуры.

Основным экономическим инструментом стимулирования кластерного развития экономики является субсидирование затратна:

1. Создание и организацию деятельности кластеров;

2. Создание специализированной инфраструктуры кластера, развитие материально-технической базы, системы научно-технической информации;

3. Анализ рынка научно-технической продукции и услуг, патентование зарубежом объектов интеллектуальной собственности участников кластера, приобретения лицензий и патентов для организации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции при реализации кластерных проектов[27].

Государственная поддержка кластерного развития экономики предусматривает также предоставление организациям, входящим в состав кластера, оборудованных помещений для размещения участников кластера, оборудование индустриальных площадок кластера необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой для организации предпринимательской деятельности по производству продукции (работ, услуг) и обеспечение организаций-участников кластера комплексом специализированных услуг на единой территории.

В отличие от иных форм объединений юридических лиц кластер не имеет правового статуса юридического лица и характеризуется следующими основными особенностями:

–Формирование кластера происходит по инициативе и согласованному решению участников кластера, в то время как холдинг создается по решению управляющей компании (собственника имущества участников холдинга) либо государственного органа – для государственных организаций;

–Преобладание горизонтальных связейвзаимодействия между участниками кластера, их независимость друг от друга и от координирующей структуры в отличие от холдинга, основанного на вертикальных связях между участниками и управляющей компанией холдинга или собственника. В основе взаимодействия участников холдинга с управляющей компанией холдинга (с собственником) заложены правомочия собственника влиять на принимаемые участниками холдинга решения;

– Создание координирующей структуры кластера осуществляется непосредственно участниками кластера, тогда как управляющая компания холдинга или собственник существует изначально;

– Территориальная концентрация участников кластера. Географическое расположение участников холдинга не имеет значения;

– Возможность участия и взаимодействия в кластере юридических лиц различногопрофиля деятельности, аналогично холдинговой структуре[27].

Еще одним отличительным признаком кластера является общность моделей производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования, а именно четко выраженный фактор лидирующего (интегрирующего) продукта или услуги.

Анализ мирового опыта в отношении функций государственных органов в процессе формирования кластеров позволяет отметить их тройственную роль. При этомгосударственные органы выступают как:

1. Регулятор, определяющий правила взаимодействия между всеми элементами «тройной спирали» (то есть самихгосударственных органов, бизнеса и научно-образовательных структур);

2. Гарант сохранения и развития благоприятных условий для инвестиций, инноваций и развития инновационно-ориентированных кластеров;

3. Предприниматель–собственник предприятий и непосредственный участник кластеров.

Кластеры развиваются эффективнее, если изначально инициатива исходила от самих будущих участников.В кластерной модели развития наиболее полно учтены меняющиеся формы конкуренции и главные источники конкурентных преимуществ.

В кластере создается специальный аппарат, выполняющий функции центра кластерного развития, он представляет собойсовет кластера, который формируетсяиз состава руководителей участников либо отдельное юридическое лицо.Таким образом, организация кластерного развития выступает в качестве управляющей компании по развитию кластера, обеспечивающей организацию выполнения решений совета кластера, а также реализацию кластерного проекта [27].

Строительная отрасль без научно-исследовательской базы не сможет быть конкурентоспособной,остро ощущается нехватка собственных технологий, для разработки которых необходимы научные кадры.

Предприятия строительной отрасли выпускают продукцию, выполняют работы по зарубежным технологиям.Без участия ученых невозможно ввести в практику новые прогрессивные технологии строительства.На международном рынке строительных услугдоминируют несколько крупных подрядчиков, экспортих строительных услугсвязан с крупномасштабными проектами.

За последнее время в Китае сформировались мощные строительные холдинги, за которыми стоят как государственные банки, так и частный капитал. Оборот одной из крупнейших китайских строительных корпораций ChinaStateConstructionEngineeringCorp. составляет 66 млрд. долларов в год.

Крупнейшие международные инженерно-строительныехолдинги распространены по всему миру: Hochtief AG (Германия), Skanska AB (Швеция),LendLeaseGroup (Австралия), ChinaStateConstr. Eng. Corp. Ltd. (Китай), Bouygues(Франция), BalfourBeatty(Великобритания), RoyalBamGroupNV (Нидерланды), FCCFomentodeConstr. Y Constratas SA (Испания), Strabag SE (Австрия), Vinci (Франция)[35].

Примером китайского финансово-строительного холдинга может служить Компания CITIC(ChinaInternationalTrustandInvestmentCorporation). Эта компания известна в Беларуси в связи с реализацией инвестиционных проектов по модернизации белорусских цементных заводов. Компания CITIC СonstructionCo., Ltd. входит в состав крупнейшей китайской государственной корпорации CITIC Group.Находясь вподчинении Госсовету КНР, корпорация успешно работает в финансово-инвестиционной, торгово-коммерческой и производственной сферах как в Китае, так и во многих других странах. В ее состав входят два коммерческих банка, свыше пятидесяти дочерних компаний и филиалов в Китае и одиннадцать компаний и представительств за рубежом, а также семь листинговых компаний на Нью-Йоркской, Гонконгской и Австралийской фондовых биржах. Общее число работников корпорации во всем мире – более 70 тыс. человек.

В состав корпорации входит 44 дочерних компаний и банков, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность, как в Китае, так и за рубежом (в США, Канаде, Австралии и т.д.). Компания CITIC представляет собой сервисный холдинг, объединение строительных компаний, принадлежащих крупным финансовым группам и предназначенные для обслуживания интересов материнской (управляющей) группы в части обеспечения строительно-монтажными услугами и услугами по управлению реализацией инвестиционно-строительных проектов [35].

Усилению позиций на зарубежном строительном рынке отечественных строительных и промышленных организаций может способствовать только их консолидация (создание интегрированных компаний), которые могут продвигать на экспорт комплексные строительные услуги и строительную продукцию.

Процессы глобализации экономики способствуют тому, что международная торговля строительными услугами и строительными материалами ведет к укрупнению поставщиков строительных услуг, формированию стратегических союзов и иным формам сотрудничества, позволяющим как расширить географический охват мировых рынков, так и повысить комплексность удовлетворения потребностей заказчиков.

В зарубежных странах наиболее распространенными формами строительного холдинга являются: финансово-строительные и промышленно-строительные холдинги.Преимущества корпоративных интегрированных структур в строительной отрасли можно реализовать лишь тогда, когда это структуры, объединенные главной целью на основе соблюдения общих интересов их участников[35].

SetlGroup является одним из крупнейших финансово-промышленных объединений Северо-западного региона России. Сегодня SetlGroup– многопрофильная инвестиционно-промышленная группа, развивающая свою деятельность, как в России, так и за её пределами. Холдинг консолидирует ряд компаний, специализирующихся на девелопменте, услугах генерального подряда, продаже стройматериалов, брокерских операциях на рынке недвижимости, консалтинге и информационных технологиях [44].

Холдинг объединяет такие известные бренды, как «Петербургская Недвижимость», SetlCity, SetlEstate, SetlNorthEurope и другие.

Компания SetlCity специализируется на строительстве жилых, офисных, гостиничных, торговых зданий и создании инфраструктуры вокруг них.Входящая в холдинг компания SetlCity осуществляет строительство объектов коммерческого и социального назначения в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Калининграде.

SetlStroy– динамично развивающаяся профессиональная генподрядная организация с собственной производственной базой. Сфера деятельности компании – выполнение функций генерального подрядчика и подрядчика на различных объектах, выполнение работ по капитальному ремонту, а также реконструкция и реставрация значимых культурных объектов.

ООО «Комплектация Cтроительства «Петербургская Недвижимость» – представитель блока поставки строительных материалов SetlGroup.Компания КС «Петербургская Недвижимость» – это крупнейший участник рынка стройматериалов, выступающий официальным дилером многих заводов-производителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В числе партнеров организации такие компании как Группа ЛСР, холдинг МЕТИНВЕСТ, Группа компаний Н+Н и другие.

Наличие стабильного доступа к стройматериалам по низким ценам позволяет добиваться сокращения себестоимости строительства объектов холдинга SetlGroup [44].

В Республике Беларусь зарегистрирован строительный холдинг «Белстройцентр-холдинг»состоящий из 20 предприятий с общей численностью сотрудников около 36 тыс. человек.

Структура объединяет монтажные, строительные и специализированные организации Минстройархитектуры. Холдинг создан для развития экспорта строительных услуг.Предприятия ведут свою экономическую деятельность и внутри страны работают самостоятельно.

Часть прибыли обществ направляется в общий фонд и накапливаться на счетах, для предоставленияэкономических гарантий при участии белорусских строительных организаций в конкурсных торгах за рубежом, открывающих доступ к крупным экспортным проектам.При участии в тендерах предприятиям необходимо предоставить банковские гарантии, либо залоги (от 5 до 10% от стоимости объекта).

Создание холдингов позволяет обеспечить развитие механизмов экономического саморегулирования организаций, расширение их экспортного потенциала, позволяет организациям реализовывать крупныепроекты в строительной сфере, в том числе за рубежом.

Холдинги необходимообразовать из числа крупных подрядных организаций, проектных организаций, а также интегрированных структур, консолидирующих интересы предприятий промышленности строительных материалов и конструкций[28].

Успех на внешних рынках открывает для предприятий строительной отрасли новые перспективы для развития, укрепляет экономику и национальную валюту, обеспечивает возврат инвестиций.

Приведенный выше анализ свидетельствует о том, что строительные холдинги распространены по всему миру – Германия, Швеция, Великобритания, Россия и Китай. Строительные холдинги успешно действуют и на территории Республики Беларусь. На мировом рынке сегодня востребовано строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и объектов топливного комплекса – это крупные проекты, реализация которых возможна только несколькими предприятиями, осуществляющими строительство согласованно.

Технологии информационного моделирования позволяют строительным предприятиям значительно упростить процесс проектирования объектов, а так же сократить время строительства и снизить издержки на всех этапах строительства.

Архитектурный проект – это проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, включающая решение о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющая технико-экономические показатели объекта строительства [1].

Проведение государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) обеспечивается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

В последние годы на рынке появились решения, способные преобразить всю инвестиционно-строительную деятельность – это широко применяемые в мире (США, Япония, Великобритания, Китай) информационные технологии: BIM (BuildingInformationModeling – информационное моделирование зданий).

В Республике Беларусь наиболее значимым объектом BIM станет многофункциональный комплекс «Газпром центр» для ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», спроектированный петербургским КБ «ВиПС». Благодаря применению технологии информационного моделирования удалось сэкономить 1,5 млн. долларов. Проектируемый комплекс находится в непосредственной близости от Национальной библиотеки и состоит из нескольких зданий, в которых будут располагаться административные помещения, гостиница с конгресс-центром, медицинский и спортивный центры.

В России был произведен расчет экономии, которой можно добиться на строительных проектах Москвы. В качестве примера была взята государственная программа «Жилище».

Ежегодно в ее рамках осуществляются инвестиции в жилищное строительство в размере около 300 млрд. рублей. Успешное внедрение технологии информационного моделирования даст возможность экономить до трети бюджета в год, или приблизительно 100 млрд. рублей. При примерной стоимости средней школы на 1000 мест в 1 млрд. рублей средства, сэкономленные благодаря использованию BIM, можно будет направить на строительство 100 новых школ [33].

Исследовательская компания McGrawHillConstruction, которая занимается изучением мирового строительного рынка, пришла к выводу: чем больше проектов компании выполняют на основе технологии BIM, тем больше возврат инвестиций.

Окупаемость внедрения BIM, согласно статистике, составляет 5 к 1. Окупаемость технологии достигается как в виде прямого возврата денег для строительных компаний и заказчиков строительства, так и в виде выигранных тендеров для проектных организаций.

Сегодня около 10 стран мира осуществляют государственную поддержку BIM-технологий,Республика Беларусь входит в их число. В Великобритании с 2016 года все капитальное строительство, финансируемое из бюджета, будет осуществляться только с применением технологий информационного моделирования.

В Великобритании разработана концепция развития до 2025 года, где сформулированы основные задачи: сократить вдвое сроки строительства, на 30% снизить затраты на весь инвестиционный цикл, увеличить экспорт и минимизировать воздействие на окружающую среду. Достичь поставленных целей без применения BIM-технологий невозможно.

 

Правительство Великобритании при запуске проекта по использованию BIM на всех государственных объектах ставило задачу достичь 20% сокращения стоимости строительства.

Уже первые пилотные проекты позволили этот показатель превзойти. В Великобритании сегодня 5 школ строятся по цене 4-х, в денежном выражении – это 2 млрд. фунтов стерлингов.

Основными приоритетами информатизации строительной отрасли на 2016-2020 годы являются информационное моделирование, технологии облачных вычислений, интеграция информационных ресурсов, обеспечение информационной безопасности.В Республике Беларусь активно ведется работа по внедрению комплексных автоматизированных систем проектирования и информационных технологий для управления жизненным циклом строительного объекта.

Процесс внедрения BIM вРеспублике Беларусь начат с проектного производства. УП «Белпромпроект», РУП «Институт Белгоспроект», ОАО «Институт «Минскгражданпроект», УП «Минскпроект», ОАО «Институт «Гомельпроект», УП «Минскинжпроект» и ряд других организаций уже проектируют строительные объекты с использованием технологии информационного моделирования.Белорусский национальный технический университетосуществляет подготовку кадров для реализации технологии информационного моделирования зданий.

Вуз подключился к образовательной программе Autodesk, бесплатно получив в пользование все необходимые продукты для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Действует «Инновационный центр для освоения и применения технологии BIM» вБелорусском государственном университете [33].

IT-компанияАutodesk – поставщик программного обеспечения RevitArchitecture, RevitStructureдля строительной отрасли.Наряду с технологиями информационного моделирования или как их логическое продолжение существует комплексное решение по автоматизации строительных организаций на базе решений SAP AG.

Информатизация строительной отрасли подразумевает внедрение технологии информационного моделирования BIM,которая успешно себя зарекомендовала в России, Великобритании и Европейском союзе. Технологии BIM способствуют снижению затрат при реализации инвестиционных проектов, связанных с возведением строительных объектов.

 

1.4Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность отрасли строительства Республики Беларусь

 

Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З закреплен перечень государственных органов, осуществляющих регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В законе приведены основные термины и их определения, относящиеся кархитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь.

В Законе № 300-З определены права и обязанности государственных органов, организаций, физических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.

Глава 2 определяет компетенцию Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Глава 3Закона освещает вопросы разрешительной документации, а так же разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на бесплатной основе заказчику, застройщику органами государственного строительного надзора, определенными законодательными актами, при наличии документов, перечень которых устанавливаетсяСоветом Министров Республики Беларусь.

Глава 4Законаопределяет порядок создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов [1].

Создание и ведение республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, предоставление в пользование и использование материалов и данных указанных фонда и банка данных осуществляются организацией, уполномоченной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Закон определяет порядок финансирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.Финансирование строительной деятельности осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств застройщиков, а также иных источников.

Закономопределяется порядок осуществления государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

Архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) подвергаются государственной экспертизе, осуществляемой на платной основе в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 6 посвящена функциям контроля и надзора в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Надзор в области строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при подготовке к строительству, разработке проектной документации, выполнении строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока.

Закон устанавливает перечень функций, выполняемыхорганами государственного строительного надзора.

Закон № 300-З закрепляет права органов государственного строительного надзора, устанавливает случаи, в результате которых органы государственного строительного надзораприостанавливают, запрещают производство работ на объектах строительства[1].

Глава 9Закона № 300-З посвящена порядку разработки предпроектной (прединвестиционной) и проектной документации.Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»определяется порядок приемки в эксплуатациюзаконченных возведением, реконструкциейобъектов строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов.

В Законе устанавливаются нормативные сроки эксплуатации (службы) объекта строительства (указывается в проектной документации).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011г. № 716 содержит положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства. Объекты независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями [27].

В постановлении определены критерии качества, по которым,при приемке в эксплуатацию, объект оценивается приемочной комиссией.При необходимости приемочные комиссии проводят контрольные измерения, назначают контрольные опробования, испытания и проверки объектов.

Приемка в эксплуатацию объектов оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Министерством архитектуры и строительства.Акт приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии.По окончании работы приемочной комиссии ее председатель представляет акт приемки объекта в эксплуатацию лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию.

Акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, постановлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию.

Глава 2 определяет порядок работы приемочных комиссий. Приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения), в котором указываются состав приемочной комиссии, ее председатель, назначаемый из числа ее членов, устанавливаются даты начала и окончания работы комиссии.

Застройщик (заказчик и подрядчик – в случае заключения договора строительного подряда) представляет приемочной комиссии необходимые для работы комиссии документы по перечню, определяемому Министерством архитектуры и строительства.

Соответствие принимаемых в эксплуатацию объектовпроектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности должно подтверждаться заключениями государственных органов (их структурных подразделений)[27].

Глава 5 определяет особенности приемки в эксплуатацию объектов производственной инфраструктуры. Объекты производственной инфраструктуры допускаются к приемке в эксплуатацию только после подтверждения рабочей комиссией по приемке оборудования (рабочая комиссия) готовности смонтированного оборудования к эксплуатации, выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с проектной документацией.

Рабочая комиссия назначается застройщиком, заказчиком либо уполномоченной ими организацией.

В состав рабочей комиссии включаются представители застройщика (заказчика и подрядчиков, в том числе осуществивших монтажные и пусконаладочные работы, – в случае заключения договоров строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, а при необходимости – и представители поставщика (изготовителя) оборудования.

Постановление содержит перечень государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию.

Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» определяет правовой статус холдинга, порядок его создания и условия функционирования[3].

Холдинг – это объединение юридических лиц (участников холдинга), в которомодно из юридических лиц – коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:

–Владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

–Управления деятельностью дочерних компаний холдинга – унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга;

–Договора доверительного управления 25 процентами и более простых акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга.

Холдинг не является юридическим лицом.Холдинг создается по решению управляющей компании холдинга или собственника, а холдинг, управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие, – по решению республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа [3].

Указ определяет случаи, при которых запрещается создание и деятельность холдингов.Запрещается создание и деятельность на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкур


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: