Классификация современных теорий личности

В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не толь­ко (и не всегда) на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, «что есть чело­век». Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии, например, прагматизм, экзистенционализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предска­зать!) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из обра­за «человека нуждающегося», созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа «человека самореализующегося» и положений гуманистической психологии, в третьей — окажется необходимым использовать представления о «человеке активном».

Для продуктивного обсуждения теорий личности необходимо провести классификацию многообразия «образов» («моделей») психологического облика человека. Одним из возможных критериев классификации является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, на­растанию напряженности). Другим критерием для ориентации в теориях личности являются допущения авторов о «природе челове­ка». По этому критерию можно указать как минимум четыре различ­ные позиции относительно «природы человека»: 1) человек от при­роды плох и одержим примитивными импульсами. В таком случае конфликт между обществом и субъектом неизбежен. Причём в ин­тересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в че­ловеке; 2) человек от природы «хорош», а общество искажает его по­зитивную естественную сущность. В этом случае, неизбежен конф­ликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Однако допускается, что можно построить идеальное общество, которое будет соответствовать природе человека и раскрытию всех потенци­ально присущих ему свойств; 3) человек по природе неоднозначен (и хорош, и плох одновременно). Общество может только способ­ствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке (или наоборот). В данном случае конфликт не является неизбежным и не носит тотального характера; 4) человек по природе нейтрален. Он tabula rasa, которую социум формирует по своим законам и своему подобию. Естественно, в такой версии конфликт отсутствует.

В связи с этим классификации теории личности можно разде­лить на четыре основных типа: гомеостатические, ориентированные на конфликт; гомеостатические, ориентированные на согласие; гетеростатические, ориентированные на конфликт и гетеростатические ориентированные на согласие.

Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, пред­полагают, что наличие конфликта является «бременем» человека, в течение всей своей жизни безуспешно пытающегося разрешить за­данный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмя­тежное состояние равновесия. Типичным примером такой трактов­ки личности является классическая психоаналитическая теория 3. Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии кон­фликта исчезает источник динамики личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие, при­держиваются нейтральной трактовки человеческой природы. При­мером являются теории, рассматривающие личность как систему, моделирующую изменяющийся внешний мир с целью адаптации к нему (бихевиоральный и когнитивный подходы).

В теориях гетеростатического типа акцент делается на самоде­терминации усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения этого процесса используется термин «личностный рост»). Такие теории признают естественной сущно­стью личности «бескорыстную» (неадаптивную) активность и по­стоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пре­делы самой себя»), но могут включать в себя и представления о раз­личных конфликтных, кризисных ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории, ориентирован­ные на конфликт). Личность оказывается тогда постоянно «незавер­шенным проектом». Естественно, возникает вопрос об источнике данного идеального проекта личности. В ряде гетеростатических концепций источником, идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект (модели самореализации гуманистической психологии), в то время как в других теориях этот проект признается не заданным изначально, а формирующимся в различных деятельностях личности (деятельностный подход). Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь, а ориентированные на кон­фликт возлагают ответственность за проект развития и исход его ре­ализации исключительно на самого человека.

Классификация теорий по Р. С. Немову:
По способу объяснения поведения:

Психодинамические

Социодинамические

Интеракционистические
По способу получения данных о личности:

Экспериментальные
. Неэкспериментальные
По углу зрения на личность:
. Динамические
. Структурные
По возрастному диапазону:
. Дошкольный и школьный период
. Вся жизнь от рождения до смерти
По понятиям в которых описывается личность:
. Черты, качества. Свойства
. Формы поведения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: