Метод | Преимущества | Недостатки |
Изучение клинических случаев | 1. Показывает сложность и уникальность человека. 2. Свободен от надуманных и искусственных лабораторных условий | 1. Нет надежной основы для обобщений: рассматриваемые случаи слишком частные. 2. Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя. 3. Не позволяет выделить причинно - следственные связи между явлениями |
Корреляционный метод | 1. Позволяет изучать широкий круг явлений, относящихся к индивидуальным различиям. 2. Позволяет изучать явления в естественных условиях реальной жизни. | 1. Не позволяет делать заключения о том, что явления причинно связанны. 2. Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными. |
Эксперимен-тальный метод | 1. Позволяет изолировать отдельные явления и манипулировать ими по своему усмотрению. 2. Позволяет делать выводы о причинности. 3. Сбор данных, их запись и анализ объективизированны. | 1. Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории ограничен по этическим соображениям. 2. Поведение испытуемых ограничено лабораторными условиями. 3. Существование артефактов'. |
' Артефакт - Не подразумевающиеся в лабораторном эксперименте условия, которые могут повлиять на поведение испытуемого (напр., он может знать, что является объектом изучения).
Методы оценки личности.
1) Интервью - структурированные и нестуктурированные.
Сила | Слабость |
1. Можно получить много информации | 1. Интерпретация данных носит субъективный характер. |
2. Структурирование вопросов обеспечивает надежность и валидность данных. | 2. Могут возникнуть проблемы определения надежности и валидности данных. |
3. Может дополняться информацией, полученной их других источников. | 3. Большое значение имеет сама личность и мастество интервьюера. |
2) Метод самоотчета - опросники самоотчета: одномерные и многомерные тесты.
Сила | Слабость |
1. Дают полную, определнную и систематизированную информацию. | 1. Не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения. Это требует профессионального подхода к составлению тестов и интерпретации получаемых результатов. |
2. Объективность подсчета результатов. | - |
3. Технически может работать человек, имеющий небольшую подготовку. | - |
4. Можно измерять одновременно несколько личностных особенностей. | - |
3) Проективные методы:
а) ассоциативные: тест свободных ассоциаций
б) конструктивные: ТАТ
в) методы завершения: неоконченные предложения
г) экспрессивные методы: “нарисуй человека”
д) метод выбора: расположение стимулов в предпочитаемом порядке (Сонди).
Сила | Слабость |
1 Стимулы неоднородны и неоднозначны и испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы. | 1. Недостаточная стандартизация приводит к низкой надежности, зависящей от подготовленности и интуитивности исследователя. |
2. Способ подачи тестового материала не приводит в действие механизмы психологической защиты. | 2. Трудность интерпретации. |
3. Сомнительная валидность: необходимо дополнять другими данными. |