Стратегии (методы) исследования личности

Метод Преимущества Недостатки
Изучение клинических случаев 1. Показывает сложность и уникальность человека. 2. Свободен от надуманных и искусственных лабораторных условий 1. Нет надежной основы для обобщений: рассматриваемые случаи слишком частные. 2. Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя. 3. Не позволяет выделить причинно - следственные связи между явлениями
Корреляционный метод 1. Позволяет изучать широкий круг явлений, относящихся к индивидуальным различиям. 2. Позволяет изучать явления в естественных условиях реальной жизни.   1. Не позволяет делать заключения о том, что явления причинно связанны. 2. Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.
Эксперимен-тальный метод 1. Позволяет изолировать отдельные явления и манипулировать ими по своему усмотрению. 2. Позволяет делать выводы о причинности. 3. Сбор данных, их запись и анализ объективизированны.   1. Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории ограничен по этическим соображениям. 2. Поведение испытуемых ограничено лабораторными условиями. 3. Существование артефактов'.

 

' Артефакт - Не подразумевающиеся в лабораторном эксперименте условия, которые могут повлиять на поведение испытуемого (напр., он может знать, что является объектом изучения).

 

Методы оценки личности.

 

1) Интервью - структурированные и нестуктурированные.

 

Сила Слабость
1. Можно получить много информации 1. Интерпретация данных носит субъективный характер.
2. Структурирование вопросов обеспечивает надежность и валидность данных. 2. Могут возникнуть проблемы определения надежности и валидности данных.
3. Может дополняться информацией, полученной их других источников. 3. Большое значение имеет сама личность и мастество интервьюера.

 

 

2) Метод самоотчета - опросники самоотчета: одномерные и многомерные тесты.

Сила Слабость
1. Дают полную, определнную и систематизированную информацию. 1. Не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения. Это требует профессионального подхода к составлению тестов и интерпретации получаемых результатов.
2. Объективность подсчета результатов.     -
3. Технически может работать человек, имеющий небольшую подготовку.   -
4. Можно измерять одновременно несколько личностных особенностей.   -

 

 

3) Проективные методы:

а) ассоциативные: тест свободных ассоциаций

б) конструктивные: ТАТ

в) методы завершения: неоконченные предложения

г) экспрессивные методы: “нарисуй человека”

д) метод выбора: расположение стимулов в предпочитаемом порядке (Сонди).

Сила Слабость
1 Стимулы неоднородны и неоднозначны и испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы. 1. Недостаточная стандартизация приводит к низкой надежности, зависящей от подготовленности и интуитивности исследователя.
2. Способ подачи тестового материала не приводит в действие механизмы психологической защиты. 2. Трудность интерпретации.
  3. Сомнительная валидность: необходимо дополнять другими данными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: