Лекция 1. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью и внешнеэкономическими связями на международной арене
1. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.
2. Внешнеэкономические операции.
3. Формы внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность
Понятие внешняя экономическая деятельность (далее ВЭД) в нашей стране появилось в 1987 г. в связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешних экономических связей (далее ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: ВЭС и ВЭД, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.
С отменой монополии государства на внешнюю торговлю и переходом к экономическим методам ее регулирования предприниматели получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. Сегодня реализуя это право, предприятие может определить для себя целесообразность осуществления одного или нескольких видов внешнеэкономической деятельности.
|
|
Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.
Во ВЭС переплетаются экономика, политика, коммерция, дипломатия, научные исследования, кредитно-финансовые операции. На основе ВЭС осуществляется международное разделение труда, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационализации производства и обмена его результатами между различными странами.
Содержание ВЭС состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.
Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т. е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.
Государственный заказ является директивным планом, включающим контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств.
|
|
Выдавая госзаказ, государственное ведомство (министерство), берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием – производителем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.
Главная привлекательность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.
К госзаказам приближаются и заказы региональных органов власти, финансируемых за счет госбюджета.
Для наибольшего экономического эффекта необходимо экспортировать наукоемкую продукцию, позволяющую получать максимальную валовую выручку на единицу затрат труда.
Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия (ВЭД) – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами и услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.
Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счёт валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке.
ВЭД, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятии, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью.
ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.
Выбор формы ВЭД зависит от конкретных направлений деятельности предприятия, его финансового положения, механизма государственного регулирования и органов управления ВЭД, условий хозяйствования предприятий различных форм собственности.
Рисунок 1 - Формы ВЭД предприятия