Упражнения для развития слуховых восприятий

В тех случаях, когда наблюдение затруднено или ограничено, на помощь зрению приходит слух. Подслушивание является особенно эффективным в период непосредственного соприкосновения с противником, при действиях ночью и при действиях в глубоком вражеском тылу. Специальные упражнения для развития слуховых восприятии проводятся в рамках различных занятий тренируют курсантов распознавать шумы и различные звуки, имеющих место при действиях в разведке (шорох шагов, разговор, звуки инструментов, шум мотора и т.п.); формируют умение маскировать производимые шумы при выполнении различных приемов и действия, а также умение определять местонахождение цели по звуку или шуму.

Эти упражнения, проводимые во время выполнения различных физических напряжений и после них, развивают способность быстрее и точнее распознавать различные звуки и шумы, лучше ориентироваться в определения их направления и местонахождения. Тренировочные упражнения в подслушивании, распознавании звуков и определении их местонахождения рекомендуется проводить на местности с различным грунтом и растительностью, в населенных пунктах, в помещении и земляных сооружениях, в различную погоду и в разное время суток.

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков

Подслушивание и распознавание звуков проводить в следующих случаях:

  • когда группа или отдельные курсанты находятся на определенном месте (возле кустарника, деревьев, в овраге, на склоне, в окопе, у строения и т.д.);
  • когда группа или отдельные курсанты приближаются к месту, откуда слышатся звуки, или удаляются то него (крадучись, переползаннем, бегом без остановки и с остановками);
  • при выполнении работ по самоокапыванию, при переноске груза и т.п.

Недалеко от места занятий располагается группа курсантов из 3-5 человек с различными предметами. Эта группа по сигналу инструктора через определенные промежутки времени имитирует различные шумы и звуки, а инструктор поочередно опрашивает слушающих курсантов: какой звук или шум они слышат (если он прекратился - что слышали), количество звуков, характер шума. Вариант вводной: определить по шуму или звуку, что именно делает противник. Понятно, что инструктор должен знать, какие шумы и звуки, в каком количестве и в какой последовательности имитируются.

Варианты шумов и звуков:

  • из кустов, леса, лощины, оврага - треск веток, голоса людей, шорох кустов, рубку кустов, деревьев, пилку дерева и т.п.;
  • из окопов, траншей - разговор людей, команды, кашель, стук ложкой о котелок, вбивание кольев в землю, копание земли лопатой, бег по окопам и т.п.;
  • из строений в населенном пункте - голоса людей, телефонный разговор, пение, забивание гвоздей, щепка лучины, лай собак, рубка дров и т.п.

Во время таких тренировок при больших физических напряжениях систематически приучать курсантов задерживать дыхание на 2-3 секунды для того, чтобы ясно и отчетливо слышать шумы или звуки. Умение затаить дыхание на короткий промежуток времени при интенсивных напряжениях очень часто дает возможность уловить тончайшие звуки и шумы.

Упражнение в распознавании звуков у дороги

Распознавание звуков проводить у шоссейной или грунтовой дороги на расстоянии от 200 до 1000 м; при этом поручать курсантам слушать звуки на месте, в положении сидя, лежа, при перебежках, при переползаниях и т.п.

Упражнение в определении местонахождения цели по звуку

Определить по звуку подкрадывание противника. Обучаемые находятся за укрытием или в окопе. Один курсант подползает к окопу, остальные прислушиваются. Инструктор поочередно опрашивает курсантов, с какой стороны подползает противник, и требует указать направление рукой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: