Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом

 

Общий взгляд

 

Развитие современной мировой педагогики и образования — многосторонний, масштабный процесс. Он приближается к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики — демократизация школьных систем; диверсификация и дифференциация образования; гуманистическая направленность воспитания; использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизация классно-урочной системы; педагогизация новейших технических средств; интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.

Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и образовании происходят при диалектическом отмирании устаревшего и нарождении нового содержания. Процесс обновления педагогической мысли и образования разнообразен, как разнообразен современный мир. В индустриально развитых странах школы и педагогическая наука заняты широким кругом инноваций: компенсирующее обучение, промежуточное образование между начальным и полным общим, индивидуализация обучения (педагогика поддержки, уровневое обучение и пр.), непрерывное образование, поликультурное воспитание и пр. В странах «третьего мира» речь идет чаще о проблемах, которые на Западе потеряли актуальность, — ликвидация неграмотности, всеобщность образования и т.п.

Основные направления педагогической мысли

 

Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется. К числу заметных явлений в зарубежной педагогике можно отнести социальную и феноменологическую парадигмы. Соответственно в теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных подхода: с позиций социологизаторства и (био)психологизма. Главный водораздел между ними — отношение к социальным и биологическим детерминантам воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: