Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода

Общий взгляд

 

История отечественной школы и педагогики после 1917 г. оказалась драматичной и противоречивой. В советский период (до начала 1990-х гг.) состоялись заметные положительные сдвиги в развитии образования (достижение всеобщего бесплатного общего образования, качественный и количественный рост среднего, профессионального и высшего образования), существенное приращение педагогических знаний. Вместе с тем движение образования по восходящей линии, обогащение педагогического знания происходили в социальных условиях, которые затрудняли свободную идейную полемику, при сокращении контактов с мировой школой и педагогикой, слабом использовании опыта российской и зарубежной школы и педагогики. Сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план в развитии учащихся политико-идеологическую индоктринацию. Идеи и система коммунистического воспитания оказались мощными и эффективными. Подавляющая часть сформированных ими людей искренне поддерживала существовавший политический режим. Сомневавшихся уничтожали или заставляли молчать.

В истории образования и педагогики советского периода выделяются три крупных этапа: 1917 — начало 1930-х гг., 1930-е гг. и 1945-1991 гг. В течение этих этапов при определенной преемственности педагогической мысли проявились важные особенности и специфические черты.

Принципы школьной политики

 

В 1917 г., в начале первого этапа развития советской школы, пришедшие к власти большевики намеревались управлять Россией, использовав школу и учительство как инструмент своего влияния. «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», — говорилось в документах VIII съезда Российской коммунистической партии (РКП) (1918 г.).

Образование возглавляли видные деятели РКП. Лидеры большевистской партии включились в решение проблем образования, рассматривая их как ключевые для судеб страны. Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) руководил более десяти лет (1917-1929) Народным комиссариатом просвещения (Наркомпрос), занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность необходимости формировать человека прежде всего в интересах общества, а не собственных запросов и интересов. Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) являлась главным идеологом официальной педагогики и школьной политики вплоть до конца 1930-х гг. Она была проводником марксистских идей коммунистического воспитания. Ей принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: