1. Контрольные функции, традиционно осуществляемые централизованно, постепенно перераспределяются между: верхними звеньями управления (стратегические аспекты); сторонними организациями, специализирующимися на функциях контроля (вспомогательные функции); потребителями продукции (ключевые параметры); низовыми звеньями управления (рутинный текущий контроль).
Внешний контроль обладает рядом преимуществ: он свободен от привычных устоявшихся представлений, схем действий и способен предложить более эффективные корректирующие воздействия. Нередко он пользуется собственными стандартами, которые не всегда совпадают со стандартами внутреннего контроля.
Если контролер – потребитель, то контроль является средством адаптации к его нуждам.
2. Меняется содержание контроля и методы его осуществления. От измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов.
3. Развиваются новые информационные системы, позволяющие в определенных аспектах автоматизировать процесс управления и контроля. Меняется содержание информационных потоков, участвующих в процедуре контроля. В связи со смещением текущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя к производителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. Общей тенденцией контроля во всех передовых организациях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений и повышением эффективности каждой процедуры контроля.
Контроль в современной России испытывает немалые трудности. Большинство проблем контрольной деятельности так или иначе связано с явно недостаточно высоким статусом, а часто и негативным имиджем контроля в восприятии самых разных слоев населения, включая менеджеров предприятий, государственных и муниципальных чиновников.
В многочисленных предлагаемых вариантах реформы экономики на всех уровнях управления, как правило, отсутствуют подпрограммы контроля, механизм контроля за реализацией предлагаемых мер, а следовательно, нет важного инструмента гарантирования осуществления и действенности реформ.
Совершенствование практики государственного и иного контроля должно основываться одновременной работе по трем направлениям: развитию теории контроля; обучению кадров управления владению научными основами контроля; рационализации всей системы контроля. Синтезом работы по этим трем направлениям будет результат, заключающийся в переходе от формального к реальному контролю.
Суть совершенствования контрольной деятельности государственных, общественных и хозяйственных органов должна заключаться прежде всего в том, чтобы они брали на себя такой объем контрольной деятельности, который они в состоянии реально выполнить. Там, где органы управления взяли на себя невыполнимый объем контроля, чреватый к тому же снижением его качества, он перестает быть эффективным.