Тенденции развития, современные проблемы и перспективы контроля

1. Контрольные функции, традиционно осуществляемые централизованно, постепенно перерас­пределяются между: верхними звеньями управления (стратегические аспекты); сторонними организациями, специализирующимися на функ­циях контроля (вспомогательные функции); потребителями продукции (ключевые параметры); низовыми звеньями управления (рутинный текущий контроль).

Внешний контроль облада­ет рядом преимуществ: он свободен от привычных устоявшихся представлений, схем действий и способен предложить более эф­фективные корректирующие воздействия. Нередко он пользует­ся собственными стандартами, которые не всегда совпадают со стандартами внутреннего контроля.

Если контролер – потребитель, то контроль является средством адаптации к его нуждам.

2. Меняется содержание контроля и методы его осуществле­ния. От измерения затрат центр тяжести пере­носится на измерение результатов.

3. Развиваются новые информационные системы, позволяю­щие в определенных аспектах автоматизировать процесс управ­ления и контроля. Меняется содержание информационных потоков, участвующих в процедуре контроля. В связи со смещением текущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя к производителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. Общей тенденцией контроля во всех передовых организациях становится уменьшение числа контро­лируемых показателей с одновременным увеличением числа из­мерений и повышением эффективности каждой процедуры кон­троля.

Контроль в современной России испытывает немалые труд­ности. Большинство проблем контрольной деятельности так или иначе связано с явно не­достаточно высоким статусом, а часто и негативным имиджем контроля в восприятии самых разных слоев населения, включая менеджеров предприятий, государственных и муниципальных чи­новников.

В многочисленных предлагаемых вариантах реформы эконо­мики на всех уровнях управления, как правило, отсутствуют подпрограммы контроля, механизм контроля за реализацией предлагаемых мер, а следовательно, нет важного инструмента гарантирования осуществления и действенности реформ.

Совершенствование практики государственного и иного контроля должно основываться одновре­менной работе по трем направлениям: развитию теории контро­ля; обучению кадров управления владению научными основами контроля; рационализации всей системы контроля. Синтезом работы по этим трем направлениям будет результат, заключаю­щийся в переходе от формального к реальному контролю.

Суть совершенствования контрольной деятельности государ­ственных, общественных и хозяйственных органов должна заклю­чаться прежде всего в том, чтобы они брали на себя такой объем контрольной деятельности, который они в состоянии реально вы­полнить. Там, где органы управления взяли на себя невыполни­мый объем контроля, чреватый к тому же снижением его качест­ва, он перестает быть эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: