1- Определение проблемы в категориях цели, а не решений |
2 - Определение решения, приемлемого для обеих сторон |
3 - Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны |
4 – Создать атмосферу доверия, увеличив взаимное внимание и обмен информацией |
5 - Создать положительное отношение друг к другу, проявив симпатию и выслушивая мнение другой стороны; свести к минимуму проявление гнева и угроз |
4) Природа стресса.
Природа стресса. Стресс (от англ. stress - напряжение) - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием - экзаменом, докладом и т.п.). В любой даже с благоприятным психологическим климатом организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например, нехватка времени для выполнения всего объема работ.
Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Отсюда необходимость различать допустимый уровень стресса и чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику и организации: снижается эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.
|
|
К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию.
5) Значение делового общения, деловые совещания и переговоры.
Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Невозможно назвать специалиста, не говоря уже о руководителях, который бы мог успешно трудиться, не зная основ делового общения
Основными видами (средствами) устных коммуникаций (общения), охватывающими многих работников аптеки (фармацевтической организации), являются:
· Деловое совещание (собрание);
· Деловая беседа;
· Телефонный разговор;
· Беседы с глазу на глаз.
ДЕЛОВОЕ совещание (собрание) – это организованное целенаправленное взаимодействие (общение) руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Это коллективный способ передачи информации.
|
|
Совещание созывается в случае необходимости сделать важное сообщение, добиться согласованного решения проблемы, провести инструктаж коллектива по предстоящей работе, публично опровергнуть ложную информацию и др.
Виды делового совещания:
· Проблемное – необходимо выбрать правильное решение на основе коллективного обсуждения проблемы;
· Инструктивное– необходимо довести до сотрудников организации важной информации, необходимых сведений, распоряжений и задач;
· Оперативное – информирование сотрудников о текущем положении дел.
Процедура проведения совещания включает ряд последовательных этапов:
1. подготовка к совещанию –
· составить конкретную повестку дня, определить круг участников совещания, обеспечить свободный обмен информацией между сотрудниками.
При подготовке любого совещания необходимо чётко определить тему и цель совещания, тщательно разработать повестку дня, определить наиболее целесообразную последовательность вопросов, своевременно оповестить участников о совещании, выбрать и подготовить соответствующее помещение.
2. управление обсуждением проблемы –
· обеспечение порядка и регламента, принятия решения.
На этом этапе совещания целесообразно использовать способности сотрудников аптеки и поощрять их участие, создавать атмосферу доверия, чтобы люди не стеснялись открыто и тактично комментировать точки зрения и идеи, которые они разделяют, рассматривать конфликт как положительный фактор и стараться эффективно управлять им.
3. оформление результатов –
· заканчивая совещание, кратко суммировать проведённое обсуждение и определить будущее мероприятие, которое планируется осуществить в свете принятых решений.
Результат совещания оформляется протоколом по соответствующей форме, где чётко указывается ход обсуждения вопросов и пути решения проблем, конкретные исполнители и сроки исполнения каждого принятого коллективного решения.
Деловые переговоры – это вид делового общения, целью которого является поиск решения (выработка решения) проблем, приемлемый для всех сторон.
Деловые переговоры различаются по нескольким параметрам: а) официальные – неофициальные; б) внешние – внутренние.
Переговорный процесс состоит из трех этапов: 1. Подготовка к переговорам. 2. Ведение переговоров. 3. Анализ результатов и выполнение договоренностей.
В предверии переговоров стоит определить собственные интересы, сформулировать предполагаемую цель-результат переговоров. Необходимо задуматься, чем в случае несовпадения интересов с партнером можно поступиться. Анализ предстоящего взаимодействия поможет конкретизировать цель переговоров.
Имеет значение, на какой территории проводятся деловые переговоры. Проведение переговоров на своей территории дает возможность обустроить помещение таким способом, чтобы использовать невербальные средства общения, психологическое преимущество, возможность экономии, использования совета своих сотрудников или руководителя.
Деловые переговоры на чужой территории дают возможность не отвлекаться, придержать информацию, не отвечать за организацию переговоров, изучить партнера по его поведению «в родных стенах».
При подготовке к переговорам необходим сбор информации о противоположной стороне. Какова цель и интересы этой фирмы? Что собой представляет фирма (с точки зрения профессионализма, социального статуса, экономического положения)? Проводил ли кто-то переговоры с этим партнером, какое осталось впечатление? Какие вопросы могут вызвать конфронтацию у противоположной стороны? Какой информацией располагает будущий собеседник? Каковы ресурсы другой стороны по реализации предполагаемого решения? Эти и подобные аналитические вопросы создают хорошее основание ддля эффективных переговоров и достижения партнерства.
|
|
В процессе переговоров могут возникнуть неожиданные конфликтные ситуации вследствие несовпадения мнений. Коммуникативное мастерство предполагает ведение переговоров, учитывая различную степень конфликтности сторон. Если подходить к переговорам с точки зрения конфронтации (только победа и ничего больше), то конфликтность увеличится. Если выбрать в качестве основы переговоров партнерство (то есть совместный анализ проблем и поиск взаимоприемлемого решения), то конфликтность снижается, потребности всех сторон удовлетворяются.
Искусство делового общения требует использования определенных стратегий взаимодействия с партнерами по переговорам. Если вы намерены возражать, поучать, оправдывать свои действия, убеждать, утверждать, настаивать, провоцировать, игнорировать, иронизировать, то, без сомнения, ваша стратегия нацелена на конфликт. Если вы заинтересованы в сотрудничестве и достижении взаимовыгодного решения, то будете задавать вопросы с целью выяснить мнение собеседника, констатировать факты, использовать «Я-сообщение», внимательно слушать, аргументировать к выгоде.
Поведение в процессе переговоров можно построить по следующей схеме: мотивация собеседника, получение информации, передача информации, побуждение к принятию решения, собственно принятие решения.
Завершающая стадия переговоров – анализ результативности – предполагает обсуждение следующих моментов: что способствовало успеху в общении, причины возникших трудностей, пути их преодоления, замечания по подготовке к переговорам, неожиданности, поведение партнеров, удачные стратегии. Такой «разбор полетов» созидает искусство делового общения, способствует дальнейшему становлению отношений с партнерами.
6) Вопросы формирования этики и деонтологии. Этический кодекс фармацевта.
Одним из первых кодексов фармацевта в мире был кодекс, принятый в 1852 году Американской фармацевтической ассоциацией, а в 1997 году в лице Международной фармацевтической федерации (FIP) мировой фармацевтической общественностью был принят «Кодекс Этики Фармацевтов» («Code of Ethics forPharmacists»). Он может выступать в качестве основы для написания кодексов фармацевтических обществ различных стран.
|
|
В России обсуждение вопросов этики и деонтологии фармацевтической деятельности началось в 70-е годы прошлого столетия, после проведения I Всесоюзной конференции по вопросам медицинской деонтологии, но единого документа так и не было принято до середины 90-х годов прошлого века. И только лишь в 1995 году фармацевтической ассоциацией России был принят этический кодекс российского фармацевта, а в 1996 году — Этический кодекс фармацевтического работника России.
В настоящее время модель современного этического кодекса состоит из двух частей: первой — преамбулы и второй — принципов.
Во вступительной части кодекса FIP изложены цели создания и принятия этого документа. Целью этого кодекса является декларирование фундаментальных принципов профессии фармацевта, основанных на моральных ценностях и обязательствах, которые могут быть руководящим документом в отношениях фармацевта с обществом. Цель создания Этического кодекса российского работника фармации представлена «как совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи.
Во второй части кодекса, главной, описаны этические нормы и морально-нравственные принципы производственной деятельности провизоров и фармацевтов. Как и в Code ofEthics for Pharmacists, так и в российском кодексе указана основная обязанность фармацевта — заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта быть объективным и ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых. Фармацевт обязан способствовать праву человека на лечение как безопасного, так и эффективного. Фармацевт должен проявлять к пациентам одинаковое отношение и уважать их права на свободу выбора способа лечения, так как в кодексе ИР сказано, что если фармацевт привлекался к процессу разработки планов лечения, то у него должна быть уверенность в том, что это делается с разрешения больного.
Фармацевт обязан уважать и защищать права пациента на конфиденциальность. Он выступает за сотрудничество с коллегами и другими специалистами и обязан уважать их систему ценностей, а также профессиональные способности.
Фармацевт должен быть честным и надежным в своих взаимоотношениях, связанных с профессиональной деятельностью. Он служит каждому человеку в отдельности, а также обществу в целом.
Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои знания по специальности, а также умения и навыки. Это эрудированный специалист, который прекрасно знает и помнит, что «лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия, а в руках невежды подобно огню и мечу». У него сильно развито профессиональное чувство долга и нравственность. Он способен критически оценить себя и свою работу.
Необходимо отметить, что вообще в настоящее время существуют два вида этических кодексов — это профессиональные, о которых сказано выше, и корпоративные, регулирующие отношения людей внутри корпораций.