Основные понятия и категории

План темы

Особенности техники переходов с одних классических ходов на другие.

Условия применения переходов.

Методика обучения переходам.

Основные понятия и категории

Длительность цикла, скорость передвижения с использованием изучаемого перехода.

Основные упражнения в обучении переходу. Основные ошибки и методика их устранения.

Способы переходов с хода на ход.

Постоянно меняющийся рельеф местности при передвижении на лыжах, а также нарастающее утомление из-за однообразия движений требуют от лыжника постоянной смены ходов, что позволяет более равномерно распределить нагрузку на основные группы мышц, участвующих в передвижении. В лыжном спорте известно несколько способов перехода с хода на ход. Целесообразность выбора конкретного способа определяется в основном конкретными условиями участка трассы и степенью технической подготовленности лыжника. В практике лыжных гонок и туризма в настоящее время используются несколько способов переходов с одновременных ходов на попеременные: переход с прокатом, прямой переход и др. Для переходов с попеременного двухшажного на одновременные применяются переходы без шага, через один надва шага. Главное требование - перейти на другой ход без потери времени, без лишних движений и тем более без перебоев в ритме ходов. Потеря времени, хотя бы в 0,1сек. при каждом переходе (а именно столько раз лыжнику приходится менять ход в гонке на 15 км), может обернуться проигрышем до нескольких десятков секунд.

При переходе с попеременного двухшажного хода на одновременный наиболее целесообразно применять переход без шага (наиболее быстрый) и переход через один шаг.

Переход без шага выполняется следующим образом.

1. Одноопорное скольжение на правой лыже, но левая палка, в отличие от попеременного двухшажного, на снег не ставится. Задерживается в крайне заднем положении и левая нога.

2. Скольжение продолжается, но лыжник быстрым движением выносит вперед правую руку с палкой.

3. Начинается маховый вынос левой ноги вперед и заканчивается вынос правой руки.

4. Палки одновременно ставят на снег и начинают отталкивание с «навалом» туловища.

5. Продолжается толчок пачками, маховая нога приближается к опорной.

6. Одновременно заканчивается толчок руками и происходит приставление ноги.

Чаще всего такой переход выполняется при хорошем скольжении. Переход от попеременного двухшажного одновременному через один шаг хода к выполняется следующим образом:

1. Одноопорное скольжение на левой лыже в попеременном ходе.

2. Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку кольцом вперед. Вынос левой палки кольцом назад.

3-5. Толчок левой ногой, левая палка догоняет правую и присоединяется к ней перед постановкой их на снег.

6. После окончания толчка левой ногой палки одновременно ставятся на снег и начинается отталкивание ими.

7. Продолжается одновременный толчок двумя палками.

8. С окончанием толчка палками маховая (левая) нога приставляется к опорной и лыжник может продолжать движение любым одновременным ходом.

Перечисленные способы позволяют сменить лыжные ходы без задержки. Ученики, хорошо овладевшие отдельно каждым ходом, осваивают переходы довольно легко. Показ и объяснение техники их выполнения позволяют ученикам после нескольких попыток освоить схему движений. Дальнейшее совершенствование продолжается на учебно-тренировочной лыжне с таким микрорельефом и участками (с различными условиями скольжения), чтобы это диктовало необходимость частого перехода с хода на ход. При выполнении переходов у школьников встречаются следующие основные ошибки: отсутствие согласованности движений в выносе и постановке папок на снег с отталкиванием ногами; отсутствие непрерывности, слитности движений, порой замедление их, что приводит к нарушению ритма; слабый толчок руками в момент перехода с хода на ход.

Для устранения указанных ошибок необходимо повторить способы, ходов, выполнить все движения по отдельности под команду учителя. В дальнейшем мелкие ошибки устраняются при передвижении по учебной лыжне.

При переходе от одновременного хода к попеременному двухшажному наиболее целесообразно применять прямой переход. Он наиболее эффективен и довольно успешно осваивается школьниками.

 

1. После окончания одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед.

2. Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку.

3. С шагом левой и толчком правой ногой правая палка подготовлена к постановке на снег, а левая продолжает выводиться кольцом вперед.

4. После окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.

5. Продолжение скольжения на левой лыже, начало отталкивания правой рукой, махового выноса правой ноги вперед.

6. Правая рука заканчивает толчок, левая палка опускается и подготовлена для постановки на снег, левая нога в положении подседа перед заключительной фазой отталкивания.

7. Правая рука закончила толчок (рука и палка составляют прямую линию), левая нога заканчивает отталкивание, левая рука подготовлена к постановке на снег. В следующий момент с толчком левой руки лыжник переходит на попеременный двухшажный ход.

Прямой переход применяется, как правило, при переходе от одновременного одношажного (основной вариант) или от одновременного бесшажного к попеременному двухшажному, но может с успехом использоваться и в других случаях. Методика обучения этому способу перехода такая же, как и при обучении переходам к одновременным ходам.

В том случае, если ученики недостаточно уверенно осваивают способы перехода с хода на ход целостным методом, целесообразно предварительно выполнить все движения раздельно под счет. Вначале после каждого движения можно сделать кратковременную остановку для контроля за принятым положением, затем все движения выполняются слитно, постепенно увеличивается скорость движений. Дальнейшее обучение и совершенствование проходят на учебном круге и учебной, лыжне. Учебный круг целесообразно проложить на площадке, имеющей небольшой (2-3°) уклон.

В дальнейшем на учебной лыжне необходимо так подобрать рельеф, чтобы он стимулировал многократную смену ходов.

 

Техника торможений на спуске и методика обучения

План темы

Особенности техники торможений на спуске.

Условия применения торможений на спуске.

Методика обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: