Метод целостного упражнения

Применяют этот метод при разучивании несложных по технике упражнений или в тех случаях, если разделить на части намеченный для разучивания элемент не представляется возможным без искажения его технической основы. Примеры – переворот боком из стойки не плечах на низких брусьях, соскок махом вперед из упора сзади на низкой перекладине.

В ряде случаев метод целостного упражнения успешно реализуется при обучении достаточно сложным двигательным заданием, при условии создания облегченных условий (уменьшение высоты снаряда, снижение требований к качественной стороне выполнения, завершение элемента с приземлением в поролоновую яму и т.п.).

В гимнастике со спортивной направленностью методом целостного упражнения успешно пользуются в работе с молодыми гимнастами после предварительного освоения так называемых «базовых» (ключевых) элементов, обеспечивающих позитивный перенос навыка на большое количество однопрофильных (структурно сходных) элементов.

Предпочтение целостному разучиванию упражнения не исключает использование подводящих и подготовительных движений, технических средств, тренажеров, амортизирующих устройств.

Метод расчлененного упражнения предусматривает деление разучиваемого элемента на более мелкие относительно самостоятельные составные части с поочередным их разучиванием и последующим соединением в полное, целостное упражнение. Примером расчлененного обучения может служить изучение отдельных фаз опорного прыжка: отталкивания ногами о мостик, отталкивания руками о снаряд, техники полета и т.д..

При разучивании упражнения по частям преподаватель обычно выделяет наиболее трудные (или наиболее значимые) части и с них начинает обучение. В приведенном выше примере с опорными прыжками, лучше всего начать с отработки техники приземления.

Метод подготовительных и подводящих упражнений можно рассматривать и как вариант целостного, и как вариант расчлененного обучения.

Подготовительное упражнение призвано обеспечить развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения конкретного упражнения.

Подводящее упражнение преподаватель подбирает в случае, если причины, препятствующие овладению упражнением, относятся к функциональной сфере (связаны с деятельностью анализаторных систем), проявляются в нарушениях координации или ритма движений, смещении акцентов (запаздывание или наоборот – преждевременность) в мышечных усилиях.

Так, для подъема разгибом на перекладине (или одной жерди разновысоких брусьев) подводящим упражнением, облегчающим усвоение механизма разгибания ног в тазобедренных суставах, будет ранее изученный подъем одной в упор ноги врозь или равный подъему разгибом по трудности, но исключающий типичные для подъема разгибом ошибки – подъем вперед в упор сзади. Нельзя использовать в качестве подводящего к подъему разгибом более легкого варианта подъема – «завесом».

Различие в структуре основных действий (технической основе элементов) приведут к отрицательному переносу навыка. Этим объясняется, что в общем–то полезное прикладное упражнение в настоящее время не встретить ни в одной программе начальной двигательной подготовки гимнастов.

Если причина неудач связана с недостаточным уровнем силы соответствующих мышечных групп следует обратиться к помощи подготовительных упражнений целевого назначения, систематическое повторение которых создаст необходимый силовой фундамент для продолжения работы над техникой.

Метод решения локальных двигательных задач – один из тех методов, использование которых указывает на высокий уровень профессионального мастерства педагога.

В основе подбираемых движений (а они в отличие от целостного и расчлененного методов могут не иметь внешнего сходства с разучиваемым движением) обычно выделяется какой–то частный компонент, отражающий интересующую педагога и ученика деталь основного упражнения. Этой деталью может оказаться адекватный ритмический рисунок мышечных усилий, некая «изюминка», снимающая «психологический барьер», гасящая проявление защитной реакции. Постановка таких локальных задач побуждает педагога и ученика к творческим размышлениям, поиску. Часто нужные решения ассоциативно зарождаются в общении с практикой родственных видов деятельности (акробатика, фигурное катание, хореография, балет и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: