Методическое обоснование. Тема мастерской: «Тайнопись» лирики Б. Пастернака

Эпиграф: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» М. И. Цветаева

Содержание мастерской: работа со своеобразием творческой личности Б. Пастернака, его лирического героя и художественного пространства лирического текста на материале стихотворений «Зимний вечер», «Весна», «После грозы», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Ненастье».

Цель: познакомить учащихся с творческой индивидуальностью Б. Пастернака, помочь открыть учащимся тайны лирики поэта.

Концепция: обобщить знания о Б. Пастернаке и его творчестве на примере стихотворений «Зимний вечер», «Весна», «После грозы», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Ненастье».

Воспитательные задачи: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.

Образовательные задачи: научить видеть особенности поэтического мира Б. Л. Пастернака, научить применять теоретико-литературные знания к конкретным текстам.

Этапы урока-мастерской:

Этап Образовательные задачи Методы и приемы работы Расчет времени
1. сонастройка Обеспечить взаимную настройку учащихся друг на друга и на изучаемую тему. Вступительное слово учителя, работа с эпиграфом. 3 минуты
2. индукция Актуализировать внутренний мир учащихся, создать личностное отношение к предмету обсуждения Использование индуктора (горящая свеча), элементы беседы. 5 минут
3. Деконструкция Разрушить имеющиеся знания, способствовать осознанию их неполноты. Работа с текстом стихотворения «Зимний вечер», элементы беседы. 10 минут
4. Реконструкция Способствовать построению новых знаний. Индивидуальная работа, работа по группам с текстами стихотворений. 20 минут
5. Рефлексия и разрыв Помочь осознать, что и зачем было сделано в ходе мастерской. Индивидуальное мини-сочинение на тему «Я читаю Б. Пастернака…». 5 минут

Конспект урока

С О Н А С Т Р О Й К А

П: Он мог стать художником, музыкантом, философом, но в 19 лет стал поэтом! Сегодня я приглашаю вас в творческую мастерскую Бориса Леонидовича Пастернака. Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» Как бы вы ответили на этот вопрос? Поняли ли вы лирику поэта?

У: Готовясь дома к уроку, я прочитал немало стихотворений Пастернака, они все обладают магией и завораживают, но не всегда можно объяснить, чем именно, отсюда и не всегда понимаешь.

П: Вот как сама поэтесса ответила на свой вопрос: «Пастернак - это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), это как смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)». Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.

У: записывают тему урока

И Н Д У К Ц И Я

На учительском столе стоит свеча - и н д у к т о р

П: в книге А. П. Журавлева «Звук и смысл» высказана одна интересная идея: отдельный гласный звук обладает определенной цветовой символикой. Согласны ли вы с этим утверждением?

У: конечно, звуки можно проассоциировать с определёнными цветами на основе тех эмоций, которые они у нас вызывают.

П: попробуйте сами определить, с каким цветом у вас ассоциируются буквы А, Я, О, Е, И, У, Ы. Напишите или раскрасьте буквы.

Сравниваются полученные результаты

П: итак, можно заметить общие тенденции: А, Я – чаще красноватые, И - синий, самый мрачный и т. д. Учёные же предлагают следующее цветовое соответствие: А - густо-красный, Я - ярко-красный, О - светло-желтый или белый, Е – зеленый, желто-зеленый, Э - зеленоватый, И - синий, Й - синеватый, У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый, Ю - голубоватый, сиреневый, Ы - мрачный темно-коричневый или черный.

Д Е К О Н С Т Р У К Ц И Я

П: а теперь давайте возьмём на себя смелость провести небольшой эксперимент. Перед вами стихотворение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь». Какие ассоциации вызывает у вас его название?

У: указывают на пушкинские аллюзии

Чтение стихотворения «Зимняя ночь»

П: Какова тональность стихотворения? Какие эмоции и настроение?

У: поэт показывает смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

П: какие цвета, как вы думаете, могли бы преобладать в описываемой автором картине?

У: тёплые, слегка приглушённые

П: проверим свои догадки. Опираясь на теорию стихоцвета, «раскрасим» отдельные звуки (буквы)

Работа в группах на карточках-текстах: 1 учащийся – красный цвет, 2 учащийся – синий, 3 учащийся – желтый цвет, 4 учащийся - зеленый)

Итоги работы:

Е - 63 буквы (зеленый, желто-зеленый)

О – 48 (светло-желтый или белый)

А – 57 (густо-красный)

И – 19 (синий)


Преобладает красный цвет, зеленый, и жёлтый. Есть и синий, который в меньшинстве.

П: что же символизирует красный цвет? Синий? Зелёный? Жёлтый?

У: высказывают свои предположения. Подводят итог, приходят к выводу, что красный означает напряжение сил, тяжелый труд, необязательно, что физический. Возможно, это труд душевный. Душевные смятения и одолевающие страсти.

Синий цвет – холодный. Соотносится с образом вьюги, метели.

Желтый означает веселье, разрядка напряженности, радость, красота, тепло.

Зеленый – жизнь, жизненные силы, молодость

П: что дает нам эта цветопись?

У: красный, жёлтый и зелёный в соединении нам дают цвета, которые могут быть соотнесены не только с горящей свечой в прямом смысле, но и в метафорическом – свечой, которая в душе самого лирического героя. Этим оттенкам теплоты, чувственности противостоит холодный синий и белый как символ холодной, неприветливой стихии.

П: молодцы. Теперь давайте посмотрим на доску

На доске репродукции картин С. Корытова, В. Екимова,

П: соотнесите их цветовую гамму с тем, что мы получили в ходе анализа стихотворения «Зимний вечер»

У: приходят к выводу, что на живописных полотнах преобладает палитра приглушённых, но тёплых цветов горящей свечи. Цвета на картинах практически идентичны тем, что обнаружились в стихотворении.

 

Р Е К О Н С Т Р У К Ц И Я


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: