Как работать с учебным кейсом (методические рекомендации)

1. Прочитайте текст учебного кейса минимум два раза: один раз, чтобы ознакомиться, второй раз, чтобы разобраться в фактах. В первую очередь, обратите внимание на формулировку управленческих проблем и задание на решение кейса.

2. Обязательно составьте список управленческих проблем, с которыми Вам, скорее всего, придется иметь дело. Не исключено, что Вы увидите то, что специально не выделили создатели данного кейса.

3. Внимательно прочтите и проанализируйте ту информацию, которую используют стороны описанного в кейсе конфликта/процесса (то есть, отметьте: какая из сторон конфликта/процесса поступает верно, или неверно, какие они преследуют цели). Если есть необходимость, изобразите проблемную ситуацию графически, схематично, в виде таблицы, рисунка и т.п. Возможно, это поможет Вам лучше осмыслить суть управленческой проблемы.

4. Примените уже имеющиеся у Вас знания и полученную информацию к обозначенным разработчиками кейса проблемам (при необходимости обратитесь к информации, данной в приложениях, и составьте основательный анализ имеющейся ситуации). В случае необходимости используйте любые доступные Вам источники информации: законодательные акты, книги, журнальные статьи, Интернет, мнение родных и знакомых, преподавателей, сотрудников Академии.

5. Разработайте планы выхода из сложившейся ситуации, пути решения проблем. При этом сразу не отбрасывайте ни одного варианта. Однако приоритет следует отдавать тем вариантам, которые опираются на положения действующего законодательства, российские традиции и мировой опыт.

6. Для разрешения сформулированной в кейсе управленческой проблемы выберите наиболее приемлемое решение, реалистичность и полезность которого Вы способны обосновать. Тщательно и последовательно отвечайте на все вопросы задания. Обязательно подготовьте проект документа (проект приказа, плана, дорожной карты, инструкции и т.п.), в котором изложите суть принятого Вами решения.

7. Подготовьте аргументы в защиту Вашей личной точки зрения, опираясь на знание темы и собранную Вами дополнительную информацию. Это поможет Вам самостоятельно еще раз проверить глубину и обоснованность принятого Вами решения.

8. Сформулируйте собственные аргументы в защиту Вашей личной точки зрения, опираясь на знание темы. Воспринимайте задаваемые Вам вопросы педагогом и товарищами как важную дополнительную возможность тренировки Вашего личного навыка подготовки и принятия решения. Если Вы не смогли на занятии самостоятельно ответить на поставленные вопросы, в часы самостоятельной работы найдите время и подготовьте дополнительные аргументы в защиту своей позиции. В случае, если все-таки не удалось доказать окружающим и себе верность принятого Вами решения, готовьте новое решение.

Решенные кейсы оформляются в письменном виде согласно требованиям, предъявляемым к такого рода работам (на кафедре также внедряются видео-кейсы, но требования к ним определяются другими документами).

Данный метод можно использовать и в ВКР, в следующих качествах:

- основы для выдвижения студентами новых научных гипотез, рабочих гипотез научного исследования. К примеру, в ВКР по теме: « Оптимизация профессиональных требований к подготовке специалистов государственного и муниципального управления в ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России на управленческие должности (на примере ФКУ НЦУКС МЧС России)» исследователем были предложены различные гипотезы:

1. «…у выпускников Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по направлению ГМУ, будут наблюдаться слабо сформированные профессионально важные качества, которые необходимы для сотрудников МЧС России…»

2. «нам представляется, что, адаптировав подготовку будущих специалистов ГМУ МЧС к профессиональным требованиям данной специальности, мы оптимизируем качество профессиональной готовности специалистов ГМУ».

Последняя из предложенных гипотез была выбрана в качестве рабочей, так как в ней обозначен «путь» к решению проблемы;

- процесса проблематизации – выявления основных проблем исследования. К примеру, в ВКР по теме: « Оптимизация профессиональных требований к подготовке специалистов государственного и муниципального управления в ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России на управленческие должности (на примере ФКУ НЦУКС МЧС России)», студенткой Глибиной К.А. был разработан и апробирован кейс на тему: «Проблема несоответствия подготовки специалистов государственного и муниципального управления и требований их рабочих мест».

Анализируя решение кейса студентами 3-го курса Академии, обучающимися по направлению ГМУ, были выявлены недостатки процесса обучения, которые необходимо исправлять (см. далее таблицу 1).

 

 

Таблица 1.

№ п/п Проблема Аргументация
  Жесткость существующих учебных планов и программ Необходимо обновление образовательных стандартов. Их обновление должно осуществляться на основе современных требований к профессии, которые формулируются работодателями. К тому же содержание программ обучения не соответствует основным задачам, которые предстоит выполнять в процессе работы, а внимание концентрируется в основном на получении знаний.
  Отсутствие ориентации выпускника на будущую работу Отсутствует представление о работе менеджера в ЧС, о специфике его деятельности, что приводит к непониманию сущности будущей работы в МЧС России.
  Недостаточный уровень компетенций выпускников Выпускники умеют работать только в стандартной среде, по большей части, не умея решать практические задачи. Поэтому направленность подготовки выпускников остается все же узкой и используются стандартные методы подготовки.
  Недостаточное взаимодействие вуза с учреждениями и организациями МЧС Учреждения и организации МЧС России должны формировать профессиональный заказ на будущих специалистов, что отсутствует в АГЗ МЧС России при подготовке бакалавров по направлению ГМУ.
  Недостаточное количество практических занятий Студенты, которые никаким образом не связаны с работой в ЧС, управлением ЧС, сложно ориентируются в массе сухих теоретических знаний, которые преподносятся на занятиях. Знать определения, ФЗ и теорию в целом – не значит понимать предмет будущей профессиональной деятельности.
  Отсутствует во время обучения рассмотрение конкретных примеров управления в ЧС и их ликвидации В процессе обучения студентам дают не суженные знания по своему профилю. Для того чтобы лучше понимать специфику будущей работы, необходимы конкретные примеры, которые раскрывали бы, например, алгоритм действий в случае ЧС, работы с документацией и т.д.
  Отсутствие практических навыков участия в управлении и ликвидации ЧС, что связано с отменой выездов на полевые учения Студент, обучаясь в Академии, должен частично окунуться в жизнь спасателя. Надо самому увидеть, ощутить и понять, как и что происходит в реальности. В противном случае дистанционно управлять ситуацией выпускнику без опыта будет очень сложно.
  Недостаточное количество дисциплин, связанных с практическим управлением в ЧС, развитием стрессоустойчивости. В Академии достаточно дисциплин, которые формируют общие компетенции, а также вырабатывают профессиональные. Но для работы в специфических тяжелых условиях некоторые личностные и профессиональные качества не развиваются, такие как стрессоустойчивость, выносливость не только физическая, но и эмоциональная.

 

- метода практического (эмпирического) анализа и сбора как основной, так и дополнительной информации. К примеру, мнения, опрашиваемых по той или иной проблеме, послужили в качестве материала для принятия решения и формулирования выводов эмпирической части исследования;

- результата исследования[6]. Так, в процессе решения учебных кейсов обучаемыми были предложены основные пути и условия решения проблем исследования. К примеру, в ВКР по теме: «Проектирование учебных кейсов по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы» студентки Куликовой И.С. в вопросах и заданиях кейса обучаемыми были выработаны некоторые предложения, которые были использованы исследователем в качестве рекомендаций. Ниже приведем вопрос и данные предложения:

«…В качестве независимого исследователя предложите свои добавления в Кодекс чиновника (не менее 10 доказательных положений)».

- Все государственные служащие должны нести ответственность и отчитываться перед руководством за выделенные денежные средства, на улучшение благосостояния населения государства.

- Государственные служащие, должны придерживаться норм морали, иметь корректное этическое поведение и действовать в соответствии с морально-этическими ценностями.

- Решая проблему, госслужащие должны видеть саму суть проблемы.

- Каждый чиновник должен понимать, что работает не в личных целях, а на благо общества и государства.

- Госслужащий обязан нести ответственность за все действия и поступки, которые он совершает, не забывая о последствиях.

- Государственный служащий должен исполнять свои обязанности эффективно и в срок.

- Государственный служащий не должен в конфликтных ситуациях принимать решения, которые противоречат действующему законодательству.

- Государственный служащий должен относиться к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к нему.

- Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликтов.

- Государственный служащий должен заслужить свою репутацию моральными и профессиональными качествами, а не с помощью пиара».

Научные статьи

Подробные требования к содержанию и оформлению научной статьи непосредственно для электронного журнала «ГосРег»[7] изложены по адресу: http://gosreg.amchs.ru/index.php/2012-10-20-06-56-26.

Научная статья должна содержать следующие необходимые элементы:

– актуальность (значимость) темы статьи для науки и современной социально-экономической и политической практики, а также практики государственного и муниципального управления;

– постановка конкретной научной (управленческой) проблемы, актуальной для современной практики государственного и муниципального управления;

– перечень применяемых автором (авторами) статьи конкретных методов исследования. Описательный метод таковым не является;

– оригинальное авторское исследование (анализ): первичные эмпирические данные и их качественный или количественный анализ; обработка вторичных данных; историческое исследование; анализ эволюции научных взглядов по выбранной теме и т.п. Приветствуется оформление результатов исследования в виде таблиц, диаграмм, гистограмм и т.д.;

– выводы и практические рекомендации, соответствующие целям и задачам исследования. Приветствуются практические рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления, политических и общественных организаций.

Материал, предлагаемый автором для публикации в научном журнале, должен быть оригинальным и нигде ранее не опубликованным, написан в контексте современной научной литературы, и содержать очевидный элемент нового знания. Автор (авторы) обязан (обязаны) проверить содержание статьи на орфографию.

В научной статье обязательно указываются:

– должность автора (авторов) и его (их) электронный адрес (на русском и английском языках);

– аннотация: краткое содержание, не менее 6-15 предложений (на русском и английском языках);

– ключевые слова: 12-15 слов и словосочетаний по алфавиту (на русском и английском языках);

– литература (научные источники).

При оформлении научной статьи требуется соблюдать требования ГОСТ 7.1.-2003 и 7.82-2001.

Все научные статьи проверяются пакетом «Антиплагиат.Вуз». По итогам проверки не принимаются к публикации тексты:

– содержащие менее 50 % оригинального текста;

– содержащие более 15 % заимствованного текста из одного источника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: