Методические рекомендации по подготовке и написанию ВКР по направлениям подготовки 38.03.04 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

ВКР выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности/направлению подготовки (учебников, учебных пособий, курсов лекций, монографий, статей из научных сборников, журналов[8] и др.), анализа нормативных и правовых документов, обобщения управленческой практики, использования данных социологических и иных исследований, самостоятельного проведения исследований и анализа их результатов.

Государственная аттестационная комиссия (ГАК) вправе рекомендовать ВКР, имеющие высокий уровень научно-исследовательской разработки проблемы, инновационный характер и обоснованность практических рекомендаций в качестве основы для подготовки реферата при поступлении в аспирантуру и выполнения диссертационного исследования в развитие разрабатываемой в ВКР темы. Для ознакомления с полученными результатами более широкого круга специалистов содержание ВКР может быть рекомендовано к опубликованию после соответствующей переработки студентом материала своей работы в форму статьи для соответствующей публикации (в научных журналах Академии).

При выполнении ВКР установлены следующие основные организационные этапы:

1) Утверждение приказом начальника Академии перечня тем ВКР, рекомендуемых на заседании кафедры.

2) Выбор студентом примерной темы ВКР в соответствии с основными направлениями тематики ВКР, рекомендуемых кафедрой и утвержденных начальником Академии.

3) Назначение и утверждение заведующим кафедрой ГМУ научного руководителя ВКР с учётом пожеланий студента, выбранным им направлением ВКР и интересом выпускающей кафедры и вуза.

4) Оформление заявления об утверждении и закреплении темы выпускной квалификационной работы и назначении руководителя ВКР (см. Приложение 4) в сроки, определяемые деканом факультета и начальником Академии.

5) Составление библиографии и знакомство с литературой по теме ВКР.

6) Утверждение темы ВКР на заседании кафедры.

7) Проведение исследования по теме ВКР.

8) Обобщение результатов исследования и формулирование конкретных выводов, рекомендаций, предложений по реализации основной цели и задач ВКР.

9) Подготовка рабочего варианта ВКР – стадия разработки документации, предназначенной для использования результатов ВКР на практике.

10) Проверка текста ВКР на оригинальность Пакетом «Антиплагиат. ВУЗ».

11) Завершение и техническое оформление ВКР, представление её в окончательном варианте научному руководителю (за 15 дней до начала защит ВКР).

12) Представление ВКР на кафедру.

13) Прохождение предзащиты ВКР на кафедре.

14) Подготовка отзыва на ВКР её научным руководителем (см. Приложение 9). Руководитель ставит свою подпись на титульном листе ВКР, свидетельствующую о её готовности.

15) Представление рецензии на ВКР (см. Приложение 10). Подпись рецензента от внешней организации должна быть заверена печатью за 5 дней до начала защиты (см. Приложение 10).

16) Заведующий кафедрой ставит свою подпись, свидетельствующую о допуске ВКР к защите (за 10 дней до начала защит).

17) Брошюровка работы и сдача ее в библиотеку Академии.

В случае систематического, грубейшего нарушения указанных сроков подготовки ВКР, при докладе научного руководителя, заведующим кафедрой может быть принято решение (по согласованию с вышестоящим руководством) о недопуске студента к защите ВКР (эта практика существует во многих вузах России).

Тематика ВКР по направлениям подготовки ГМУ формируется в нашем вузе из трех основных источников:

– потребностей МЧС России, его территориальных и субъектовых органов и организаций;

– потребностей нашего вуза, факультетов и кафедр;

– потребностей организаций, для которых предназначен выпускник (по ФГОС 3+), либо в которых он проходил практику (практики).

Тема ВКР и план ее выполнения могут быть предложены научным руководителем, а также выбраны самим студентом с обоснованием целесообразности и соответствия ФГОС 3+. Выбранная для исследования тема ВКР должна быть направлена на решение актуальной исследовательской, прикладной или практической задачи в области ГМУ.

После выбора темы ВКР студент подает на имя заведующего кафедрой ГМУ заявление с просьбой разрешить ее выполнение и указанием темы и научного руководителя. Утвержденное заявление (с указанием темы, научного руководителя и, если необходимо, консультанта) представляется студентом в деканат факультета для учета. После утверждения темы ВКР студент вместе с научным руководителем составляет задание на выполнение ВКР (См. Приложения 5 и 6). Оно подписывается студентом, научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в двух экземплярах: один экземпляр задания выдается студенту, второй экземпляр остается на кафедре и вместе с ВКР представляется к защите. Для оптимизации контроля за своевременным выполнением мероприятий по написанию ВКР студентом составляется календарный план (См. Приложение 8), который утверждается научным руководителем.

Правильно поступают студенты, которые уже на 2-3 курсах обучения в своих контрольных и курсовых работах ориентируются на возможную тему ВКР в будущем и постепенно продвигаются в ее разработке. В этом случае тема ВКР продолжает исследования, проводимые в процессе написания курсовых и контрольных работ по нескольким учебным дисциплинам.

На выпускающей кафедре ГМУ сформировано обязательное для выполнения требование – вся работа по выбору и утверждению темы ВКР должна быть завершена: в очной и заочной форме обучения бакалавриата до предпоследнего курса обучения (то есть, до конца 3-го курса очной формы обучения и до конца 4-го курса заочной формы обучения). В магистратуре: при очной форме обучения – до 20.11 первого курса, а при заочной форме обучения – не позднее первого учебного сбора.

По мере написания отдельных глав ВКР студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет ВКР в соответствии с его рекомендациями. В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем о степени готовности работы, в необходимых случаях – перед кафедрой (необходимость такого отчета определяется руководителем ВКР совместно с заведующим кафедрой). На выпускном курсе практикуется заслушивание отчетов (в том числе, в форме научных сообщений) студентов на заседании выпускающей и других кафедр о ходе работы над ВКР.

Важнейшая особенность ВКР (по сравнению с курсовой) по направлению ГМУ – ее комплексный эмпирический характер, включающий в себя возможность использования широкого спектра междисциплинарных эмпирических методов и средств. В том числе, нормативный, правовой, социально-экономический, политический анализ, контент-анализ документов, проведение социально-психологических и социологических исследований с использованием методов математической статистики, экономический анализ и расчеты, проведение матричного и SWOT-анализа, РЕSТ-анализа, экспертного анализа/опроса и т.д. Конкретные методы планирования и прогнозирования, проведения исследования студенты-бакалавры изучают в рамках учебных дисциплин: «Прогнозирование и планирование» и «Исследование социально-экономических и политических процессов», а студенты-магистры в рамках учебных дисциплин: «Местное самоуправление», «Управление в социальной сфере».

Главные критерии использования таких методов и средств: это научная корректность, валидность, репрезентативность и целесообразность их применения в конкретном исследовании. Для студентов ГМУ дополнительные критерии: это умение и способность правильно формулировать управленческую проблему; умение и навыки принимать оптимальные управленческие решения в различных формах и ситуациях управленческой деятельности.

Поскольку выполнение ВКР представляет собой, в первую очередь, научное исследование, оно включает ряд исследовательских этапов.

1. Определение темы и первичная постановка управленческой проблемы. Важно подчеркнуть, что без формулирования управленческой проблемы фактически невозможно написать и успешно защитить ВКР по ГМУ.

2. Поиск и анализ литературы по исследуемой управленческой проблеме.

3. Постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез.

4. Планирование исследования и определение методологии (выбор исследовательских методов и методик).

5. Проведение исследования, сбор эмпирических данных.

6. Первичный анализ данных, их математическая обработка и представление научному руководителю.

7. Обсуждение и интерпретация результатов эмпирического этапа исследования с научным руководителем.

8. Формулировка выводов и обобщений.

Личный опыт научного руководства ВКР авторов данного пособия свидетельствует о хорошем конечном результате исследования в том случае, когда студент при выборе темы определяет: объект, предмет, цели, гипотезу, составляет план работы и представляет руководителю предполагаемый инструментарий эмпирического исследования в начале последнего года обучения (такую информацию студент может представить в форме план-проспекта). Это позволяет научному руководителю, с «высоты» своего научного опыта, определить правильное направление работы исследователя и при необходимости вносить нужные коррективы. Если же студент затягивает со сроками начала активной работы над текстом ВКР, то он тем самым создает проблемы для руководителя, кафедры, деканата и лишает себя возможности планомерной и эффективной работы над текстом ВКР.

В ВКР должны быть представлены научное обоснование выполненной исследовательской практической работы. Текст ВКР должен демонстрировать высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

1.4 Основные требования к структуре и методике написания ВКР
по направлениям 38.03.04 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

Структура ВКР включает следующие элементы:

– задание на ВКР (прилагается);

– отзыв научного руководителя ВКР (прилагается);

– рецензия на ВКР (прилагается);

– справка, свидетельствующая о проверки текста ВКР на оригинальность пакетом лицензированной электронной программы «Антиплагиат. ВУЗ»;

– титульный лист;

– оглавление (структура содержания ВКР);

– введение,

– основная часть (главы и параграфы);

– заключение,

– список литературы,

– приложения (при необходимости приложения могут оформляться отдельным томом ВКР).

Основная часть текста ВКР, как правило, включает две или три главы. Количество глав в работе зависит от объема материала и от логики его изложения. Возможно, деление основной части на разделы, без разделений на подразделы или параграфы. Опыт кафедры ГМУ свидетельствует о том, что нецелесообразно делать в ВКР не более 3 глав. Распределение материала по главам должно быть примерно равномерным по объему. Не следует значительно занижать или чрезмерно превышать рекомендуемый объем глав (например, не может объем разных глав различаться на десятки страниц).

Каждая глава включает в себя параграфы. При наличии в тексте 2-х глав рекомендуется их делить на 2-4 параграфа каждую, при наличии 3-х глав – на 2-3 параграфа. Распределение материала по параграфам внутри главы должно быть примерно равномерным по объему.

При этом:

- введение – до 10 % объёма ВКР;

- основная часть – от 80 % объёма ВКР;

- заключение – до 10 % объёма ВКР.

Во введении автор обычно обозначает проблему, обосновывает ее актуальность и значимость для науки и управленческой практики, степень ее разработанности, определяет объект, предмет, цель исследования. Исходя из цели и предмета исследования, его автор формулирует рабочую гипотезу (предположение). Если цель исследования можно рассматривать как предполагаемый ее результат, то гипотезу – как возможный к ней «путь». На основе сформулированной цели и рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей ВКР и которые указываются в ее методологической базе. Сюда также можно включить: основные подходы, методы и методики (в том числе авторские), используемые в исследовании.

Во введении рекомендуется также отметить новизну и практическую значимость исследования. Во Введении возможна формулировка положений, выносимых на защиту (для магистерской диссертации это требование является обязательным).

И конечно, исследование должно проводиться на конкретной эмпирической выборке, в качестве которой могут выступать группы обучаемых в вузе, сотрудники органа, учреждения, различных организаций, работники предприятия или фирмы, другие группы испытуемых. Рекомендуемый общий объем Введения – не более 3-5страниц формата А4. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако, полезно ключевые слова («актуальность работы», «объект исследования», «предмет исследования», «цель работы», «задачи работы, «методы исследования» и т.п.) выделять жирным шрифтом, или курсивом, но не заключать в кавычки.

Решением кафедры государственного и муниципального управления АГЗ МЧС России (Протокол заседания кафедры № 7 от 9 февраля 2017 года) для магистерской диссертации, обучающихся в магистратуре по направлению обучения ГМУ установлены следующие обязательные элементы введения:

- актуальность темы;

- степень изученности и научной разработанности проблемы;

- проблематизация (четкая формулировка проблемы. Она должна носить исключительно прикладной характер);

- объект исследования;

- предмет исследования;

- цели исследования;

- задачи исследования;

- гипотеза;

- методы и авторские методики, используемые в исследовании;

- новизна исследования;

- положения, выносимые на защиту;

- практическая значимость исследования;

- апробация результатов исследования;

- структура работы.

В актуальности работы определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов государственного и муниципального управления. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено путем решения вытекающей из него проблемы исследования. Проблема, которую исследователь предлагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

К примеру, в теме: «Формирование проекта квалификационных требований для подготовки специалистов антикризисного управления МЧС РФ» такими противоречиями были:

- противоречие между потребностями общества на подготовку соответствующих кадров и реальным состоянием дел с данной подготовкой;

- противоречием между требованиями профессии, рабочего места, социального заказа по уровню подготовки специалистов антикризисного управления МЧС России и реальным уровнем выпускников Академии;

- противоречие между требованиями, изложенными в нормативно-правовой базе такой подготовки и реальным состоянием подготовки и т.п. Из противоречий вытекает проблема исследования, которую в нашем примере можно сформулировать следующим образом: недостаточное соответствие квалификационных требований к уровню подготовки специалистов антикризисного управления МЧС России требованиям профессии специалистов антикризисного управления в министерстве.

Соответственно, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование проекта квалификационных требований для подготовки специалистов антикризисного управления МЧС РФ».

Степень изученности и научной разработанности проблемы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся основные значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять научные исследования, статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется место собственного исследования в конкретной области знаний или практической деятельности.

Проблематизация. Начальным этапом любого исследования является формулировка проблемы, ради которой проводится намечаемое исследование. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Описание проблемы, обусловившей исследование, должно быть предельно четким, кратким и адекватным. В процессе выяснения проблемы исследования необходимо осуществить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировка проблемы, что не одно и то же. Проблемная ситуация – характеризует систему трудностей, сложившуюся в той или иной отрасли научной деятельности. Проблемную ситуацию обычно связывают с обнаружением противоречия, или несоответствия, между новыми фактами и старыми методам и их объяснения. В общей сложности, проблемная ситуация – это конкретная ситуация, которая вызывает необходимость проведения исследования. Проблема – это результат осмысления проблемной ситуации, выраженной в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок.

Объект исследования – это фрагмент изучаемой социальной реальности, то есть то, на что направлено основное внимание исследователя. Важно, что для направлений подготовки ГМУ, в качестве объекта исследования в соответствии с темой ВКР, выступают различные общественные отношения и вопросы их регулирования, административно-правовые отношения в сфере функционирования государственных и муниципальных органов, пути совершенствования организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, трудовые отношения работников и производные от них отношения, и другие.

Предмет исследования – это та конкретная часть объекта, на которую и направлено непосредственно исследование или та часть, грань объекта, через которую рассматривается объект исследования. Поэтому он должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения. Так, например, в указанной выше теме: «Формирование проекта квалификационных требований для подготовки специалистов антикризисного управления МЧС РФ», объектом исследования является процесс профессиональной подготовки специалистов антикризисного управления МЧС России, то предметом исследования может быть: квалификационные требования к уровню подготовки специалистов антикризисного управления МЧС России процесс формирования их проекта в соответствии с современными требованиями данной профессии. Необходимо учитывать, что в одной и той же теме можно выделить несколько объектов и предметов. В таком случае необходимо руководствоваться целями и задачами исследования.

Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения дипломной работы, например: определение квалификационных требований для подготовки специалистов антикризисного управления МЧС России соответствующих требованию профессии и на этой основе формулирование рекомендаций заинтересованным лицам по формированию проекта данных требований. По мнению кафедры ГМУ, целью исследования могут быть решения выявленных проблем, пути исправления недостатков, проектирование новых документов и т.п.

Гипотеза (рабочая гипотеза) строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Представляет собой научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития. Если цель исследования можно рассматривать как «предполагаемый результат», то гипотеза, в таком случае, представляется как «предполагаемый путь к данному результату». Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки она либо опровергается, либо подтверждается.

Ниже приводится один из вариантов гипотезы, как правило, формулируемой в форме предположения: «…нам представляется, что на основе комплексного и детального анализа области профессиональной деятельности специалистов антикризисного управления МЧС России с определением основных ее функций мы можем сформулировать основные рекомендации заинтересованным лицам по формированию проекта соответствующих квалификационных требований». Доказательство гипотезы основывается на фактах, аргументах, процедуре логических выводов, мнениях авторитетных ученых, экспертов и специалистов, положениях правовых актов и нормативных документах, данных социологических и иных исследований.

В соответствии с целью и предметом исследования и, исходя из гипотезы, определяются задачи исследования. Обычно задач должно быть столько, сколько и глав в работе, но при необходимости может быть и меньше, и больше. Постановка и решение задач ВКР исследования, как правило, (хотя и не обязательно) определяют содержание глав и параграфов ВКР. Такими задачами в приводимой в пример выше ВКР стали:

– уточнение сущности и содержания понятия «Система антикризисного управления»;

– подтверждение гипотезы эмпирическим путем;

– на основе проведенного анализа, формулирование основных рекомендаций по формированию проекта квалификационных требований для подготовки специалистов антикризисного управления в соответствии с требованиями данной профессии.

Указанные задачи могут быть решены с помощью как основных, так и специализированных применяемых в управлении и других гуманитарных науках методов исследования. Это: анализ документов, социально-психологический (констатирующий и формирующий) и социологический эксперименты, тестирование, метод наблюдения управленческих явлений, метод экспертной оценки, все виды опроса (анкетирование, интервью) беседа, контент-анализ, методы статистической обработки результатов исследования, экономический анализ и экономические расчеты, балансовый, функционально-финансовый анализ, матричный и SWOT-анализ, PEST-анализ, ранжирование, моделирование, корреляционный анализ и др.

Методика представляет собой форму реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. В исследовании предполагается использование и авторских методик (составленных автором ВКР анкет, опросников, экспертных оценок, карт наблюдения и др.).

Во введении ВКР также кратко излагается новизна исследования (новое видение проблемы, уточненная сущность предмета, новые методические разработки, уточнение некоторых концептуальных положений и т.п.). Новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений (определение новых моментов в диагностическом исследовании, более детальная разработка методик диагностики и т.п.). Положения, выносимые на защиту, представляют собой важнейшие выводы, к которым пришел автор ВКР по основным проблемным вопросам ее темы. Но поскольку такие выводы могут иметь неоднозначную оценку других исследователей, требуется их обоснование, доказательность в ВКР с целью защиты авторской позиции.

Практическая значимость отражается в практических рекомендациях (в основной части или в заключении ВКР), которые обязательно должны быть адресными. Следует также кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики (например, разработана программа, модель оптимизации предмета, методические приемы, технологии и способы совершенствования предмета, конкретная инструкция, план, «дорожная карта» и т.п.).

В разделе апробация результатов исследования дается информация о написании научных статей и публикациях в научных журналах, участии студента в вузовских, межвузовских и международных конференциях, кейс-олимпиадах, «Днях научного творчества», «Круглых столах», конкурсах научных работ, НИРах и др., с результатами исследования по данной теме.

Заключительная часть введения может включать в себя краткое общее описание структуры ВКР и указание на наличие, и характер приложений. Окончательный текст введения рекомендуется откорректировать после завершения работы над основной частью ВКР.

Основная часть ВКР должна включать не менее двух глав (разделов) но, как правило, не более трех (к сожалению, профессорско-преподавательский состав кафедры ГМУ сталкивался со структурой ВКР, состоящей из 19 глав). Данная часть представляет собой логически последовательное изложение проведенного исследования и его результатов.

Для достижения поставленных целей работы необходимо четко формулировать цели и задачи каждой главы (раздела) и параграфа (подраздела), соотносимые с целями и задачами ВКР, сформулированными во введении. В основной части ВКР приводятся самые общие данные об объекте исследования, сущность, содержание предмета, методика и основные результаты исследования. Очень важно использовать весь фактический и фактологический инструментарий при соблюдении доказательной логики исследования.

Первая глава обычно посвящается научным аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, нормативно-правовой базы, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.). При этом обязательным требованием является ссылка на научные и правовые источники, т.к. без них ВКР к рассмотрению не принимается.

Как правило, первый параграф первой главы посвящается анализу объекта исследования и его взаимосвязям с предметом. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента с научной литературой, нормативно-правовой базой, знанием структуры и функций органов государственного и муниципального управления, его умение анализировать, систематизировать источники, критически их оценивать, давать сравнительную характеристику различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами, способность выделять существенное в ранее проведенных исследованиях. Необходимо раскрыть существо рассматриваемых вопросов, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и собственной логикой понимания проблемы.

Второй параграф первой главы обычно посвящен анализу сущностных и содержательных (структурных) сторон предмета исследования. В смысловом плане данный параграф наиболее важен в научном анализе, т.к. от его содержания зависят особенности методики и хода эмпирического исследования.

Третий параграф первой главы, при указанной логике может быть посвящен анализу взаимосвязей объекта и предмета исследования, или рассмотреть механизмы и другие существенные стороны предмета, помогающие более глубоко провести научный анализ исследуемой проблемы.

Важно в этой части работы рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с изучаемой темой. Начинать каждый раздел полезно с вводного предложения, используя обороты научной речи. Формы его построения могут быть разными. Например, «Анализ научной и управленческой литературы показал…», «Рассмотрим основные проблемы формирования квалификационных требований для подготовки специалистов антикризисного управления МЧС России», «При изучении подготовки специалистов антикризисного управления выделяют следующие основные понятия» и т.п.

Вторая глава посвящена, как правило, эмпирическому анализу проблемы. В ней автор демонстрирует практическое применение научных положений, моделей, разработанных в первой главе; анализирует организационные, финансово-экономические, социальные, политические и другие, имеющие отношения к предмету исследования, характеристики рассматриваемой организации, проблемные ситуации в её деятельности, характерные недостатки в организации работы структурных подразделений и их руководителей, или менеджмента унитарного предприятия находящегося в государственной или муниципальной собственности и др.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

– обоснование плана, программы и методики эмпирического исследования, исходя из результатов научного анализа, проведенного в предыдущих параграфах (первой главе);

– проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;

– качественная и количественная обработка данных;

– обсуждение и интерпретация результатов;

– формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезу (гипотезы)[9].

В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов, важно уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Необходимо спланировать, какие показатели, и в каких условиях будут регистрироваться, и основанием для каких выводов будут служить.

Измерение изучаемых управленческих явлений – неотъемлемая черта научного подхода. Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики.

Доступность объекта должна учитываться уже на стадии выбора темы. Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны отвлекаться на посторонние раздражители. Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей техникой сбора эмпирических данных, детальное знание методики, которая используется.

Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Обычно первый параграф второй главы рекомендуется посвятить краткому обоснованию методических приемов и способов исследовательских процедур, методов расчёта, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, которые используются студентом в его работе (по сути, излагается программа эмпирического изучения проблемы). Здесь описывается процедура осуществления эмпирического исследования, которую при необходимости можно перенести во второй параграф.

Второй параграф второй главы отводится анализу результатов практической работы. Если студент проводит формирующий эксперимент, то результаты исследования и их интерпретация фиксируется в третьем параграфе. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. Особый вопрос – это математическая и статистическая обработка материалов эмпирического исследования. Для выбора статистических критериев и знакомства с основами их применения для обработки эмпирических данных можно использовать ряд учебных пособий[10]. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать.

В третьем параграфе второй главы производится интерпретация результатов исследования, если ход и фиксация результатов эмпирического исследования были проведены в предыдущих двух параграфах второй главы. Данный параграф в содержательном плане является как бы переходным к третьей главе. В нем определяются будущие пути и условия решения проблемы или задач исследования, на основе которых, в третьей главе, будут сформулированы основные рекомендации или предложения по их решению.

Третью главу посвящают результатам научного и экспериментального анализа предмета исследования, выявляются пути и условия оптимизации предмета, делаются выводы и разрабатываются практические, рекомендации (программы, направления, модели, алгоритмы и т.п.) по решению данной проблемы. Она должна также включать варианты:

– решений управленческих проблем;

– путей и механизмов совершенствования государственного и муниципального управления;

– направлений повышения эффективности управления функциональными областями деятельности органов государственного и муниципального управления;

– практических рекомендации по совершенствованию управленческой модели, бизнес-процессов, функциональной области или по повышению эффективности деятельности организации в целом.

В конце каждого из параграфов (пунктов) к главам составляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3-4.В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное – как результат исследовательской работы студента.

Заключение (1-3 страницы)подводит итог всей ВКР. В нем следует сформулировать основные выводы и предложения, возможные перспективы применения результатов на практике и дальнейшего исследования проблемы. Однако выводы не должны повторять текста обобщений, завершающих главы (разделы). Главное внимание обращается на результаты, которые достигнуты при изучении данной темы или поставленной проблемы.

Эти результаты оцениваются автором ВКР по примерно такой логике:

– какое завершение получило исследование данной темы?

– насколько удалось достичь поставленной цели?

– какие задачи удалось решить полностью, в основном, частично и чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников либо материалов, по причине отсутствия специальных исследований по изучаемой теме?

– подтвердилась гипотеза или она была опровергнута?

– появились ли в результате проведенной работы новые объяснения изучаемой проблемы, уточняющие предмет исследования?

– появились ли у автора ВКР новые гипотезы, задающие перспективы дальнейшей разработки проблемы?

Выводы обычно оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению материала, представленного к защите.

В содержательном отношении важно соблюдение следующего принципа: содержание темы раскрывается через содержание глав (разделов), содержание глав раскрывается через содержание параграфов, содержание параграфов раскрывается в тексте самого параграфа.

Список литературы помещается после заключения и представляет собой перечень используемых в работе источников и литературы. Оформление списка должно полностью соответствовать ГОСТу (образец оформления списка литературы см. в Приложении 13). Он свидетельствует о степени изученности проблемы и сформированности у студента навыков самостоятельной работы с информационной составляющей работы и должен иметь следующую упорядоченную структуру:

1. Правовые акты (Конституция РФ, международные правовые акты, Федеративный Договор, конституции, уставы субъектов РФ, федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы, декларации, акты Президента РФ, ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, акты палат Федерального Собрания РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти РФ, законы и иные правовые акты субъектов РФ, акты представительных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ, уставы муниципальных образований, акты выборных ОМСУ и выборных должностных лиц МСУ, иные муниципальные правовые акты, локальные акты).

Следует учитывать, что вышеуказанные группы правовых актов надо группировать по убывающему хронологическому принципу внутри каждой группы, то есть перечислять сначала новейшие правовые акты, затем более ранние и т.д. Кроме того, уместным будет указывать после правовых актов, утративших силу (например: утратил силу).

2. Архивные материалы (если они необходимы).

3. Специальная литература по исследуемой тематике (монографии, комментарии, диссертационные, дипломные исследования).

4. Публикации периодической печати (журналы, сборники, газетные публикации).

5. Электронные ресурсы.

Источники, указанные в п.п. 2-4 располагаются в алфавитном порядке. В список литературы нельзя включать источники, на которые нет ссылок в тексте работы. Включение таких источников в Список литературы рассматривается как грубая ошибка.

Различия в написании и содержании бакалаврской работы и магистерской диссертации определяются различиями в содержании учебных дисциплин обучения бакалавров и магистров, а также широтой и глубиной поставленных в работах задач и ряда возможных, отдельных содержательных нюансов, не влияющих на общие правила написания, подготовки и защиты ВКР.

 

1.5 Методические рекомендации по подготовке и защите ВКР
по направлениям подготовки 38.03.04 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

При подготовке к защите ВКР студент составляет тезисы выступления, делает презентацию (в программе Power Point), готовит раздаточный материал и мини-резюме, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента. Начинаться доклад должен (во всяком случае, это желательно) стандартным обращением: «Уважаемый председатель экзаменационной комиссии, уважаемые члены комиссии! Тема моей бакалаврской работы (магистерской диссертации)…». Далее идет название ВКР.

Планируя выступление, важно предусмотреть, чтобы в нем кратко, но достаточно ясно и полно были представлены следующие основные пункты: актуальность проблемы, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, его новизна, практическая значимость, методологическая база; носит ли тема ВКР заказной характер, реальная апробация ВКР, разработанность проблемы исследования; общий план исследования, характеристика выборки; методы и методики (известные методики достаточно назвать и кратко охарактеризовать используемые количественные и качественные показатели, не вдаваясь в детали процедуры); процедура обработки данных (если использовалась оригинальная или малоизвестная методика); основные результаты исследования. Этот раздел лучше структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования; выводы. Завершается все стандартной фразой: «Доклад окончен. Спасибо за внимание». Время на доклад до 10 минут.

Обращаем внимание на два принципиальных требования кафедры ГМУ. Первое требование – каждый студент обязан составить мини-резюме. То есть, все практические результаты, достигнутые автором ВКР в период подготовки к защите ВКР (опубликованные научные статьи, тезисы выступлений и докладов на конференциях, спроектированные учебные текстовые и видеокейсы, полученные дипломы, грамоты и благодарственные письма, результаты участия в конкурсах научных работ и т.д.) – следует систематизировать. В презентации одним слайдом следует изложить это мини-резюме.

Второе требование заключается в обязательном анализе в докладе на защите итогов работы выпускника над темой ВКР во время прохождения студентом преддипломной практики. В презентации одним слайдом следует также изложить эффективность этой работы.

В докладе особое внимание студента должно быть обращено на наиболее существенную информацию. При подготовке выступления студенту рекомендуется предварительно вслух несколько проговорить выступление, провести его хронометраж, чтобы скорректировать объем доклада.

Типичные ошибки выступления, которых следует избегать студенту: чрезмерно обстоятельно и длинно доказывается актуальность исследования; слишком много места отводится обзору проблемы на основе изучения литературы, при этом остается недостаточно времени на описание эмпирического исследования; не остается времени на изложение выводов по проведенной работе.

После устранения указанных научным руководителем недостатков ВКР вновь представляется студентом научному руководителю для подготовки отзыва.

В помощь студенту, работающему над ВКР, назначается научный руководитель из профессорско-преподавательского состава кафедры (при необходимости других кафедр Академии). Научное руководство выпускными квалификационными работами осуществляется профессорами, доцентами, а также наиболее опытными преподавателями кафедры. При этом за каждым руководителем закрепляется не более 6 выпускников бакалавриата и не более четырех выпускников магистратуры [11] (в общей сложности – не более десяти ВКР за одним руководителем).

Научный руководитель ВКР осуществляет следующие функции:

- выдает задание на ВКР;

- оказывает студенту помощь при выборе темы ВКР и составлении задания;

- оказывает студенту помощь в разработке календарного план-графика на весь период выполнения ВКР;

- проводит со студентом систематические консультации, в соответствии с утвержденным графиком;

- рекомендует литературу, справочные материалы, другие источники по теме ВКР;

- контролирует ход выполнения ВКР;

- проверяет выполнение ВКР (по частям и в целом);

- представляет письменный отзыв на законченную ВКР, предварительно ознакомив с ним автора работы;

- готовит студента к защите ВКР.

Отзыв научного руководителя представляет собой подробный содержательный анализ преимуществ и ограничений состоявшейся работы, эффективности реализации в ВКР поставленных целей и задач, результатов использования тех или иных исследовательских методов.

После получения окончательного варианта ВКР руководитель, по сути выступающий экспертом кафедры (по которой выполняется ВКР), составляет свой письменный отзыв. В отзыве руководитель ВКР всесторонне характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее (устно или письменно) недостатки, которые не были исправлены обучающимся.

В своем отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работы в соответствии с графиком, добросовестность обучающегося, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания ВКР степень соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР соответствующего уровня. Еще одно требование кафедры ГМУ заключается в том, что в каждом отзыве руководителя ВКР обязательно надо отмечать недостатки, которые окажут помощь студенту лучше подготовиться к защите, а также всем читателям текста ВКР.В противном случае (когда недостатков в отзыве нет) либо возникают сомнения в квалификации руководителя, либо его ангажированный характер.

В своем отзыве руководитель также указывает на возможность допуска работы к защите. Очень важно, чтобы руководитель четко указал: может быть, работа допущена к защите, или не может быть допущена, или может быть допущена к защите после устранения указанных руководителем недостатков. Также, руководитель вправе рекомендовать оценку. Например: работа заслуживает положительной оценки (отличной, хорошей, удовлетворительной); работа достойна высокой оценки; ВКР выполнена на хорошем уровне.

После написания отзыва научный руководитель подписывает титульный лист работы. ВКР, выполняемые по завершению освоения программы подготовки специалиста (бакалавра, магистра), подлежат обязательному рецензированию.

Следует особо подчеркнуть, что при отрицательном отзыве руководителя ВКР и (или) оценке «неудовлетворительно», решение о допуске ВКР к защите принимает заведующий выпускающей кафедрой. Отрицательная оценка, рекомендуемая официальным рецензентом, не влияет? на допуск ВКР к защите.

В последнее время обязательным требованием представления работы на защиту со стороны Министерства Российской Федерации по образованию и науке является ее проверка на антиплагиат. Это проверка проводится визуально соответствующими лицами (научным руководителем и рецензентом), а также с помощью лицензированной электронной программы «Антиплагиат. ВУЗ». При визуальной проверке необходимо контролировать, чтобы заимствованные тексты имели сноски на авторов или указывались в тексте, что данные идеи – неавторские. Проверка текста ВКР на оригинальность пакетом электронной программы «Антиплагиат. ВУЗ» проводится на кафедре, по которой выполняется ВКР. По результатам проверки автору ВКР выдается справка с указанием кафедры, осуществившей проверку на оригинальность. Справка подшивается в ВКР. Обращаем внимание обучающихся: не принимаются справки о проверках, проведенных в других вузах, организациях и учреждениях, а также не той кафедрой, на которой выполняется ВКР или выпускающей кафедрой.

Затем ВКР представляется рецензенту для подготовки рецензии.

Перед представлением ВКР в библиотеку Академии, необходимо сделать электронную копию работу на магнитном носителе (на диске CD) и сдать ее вместе с переплетенной печатной работой в библиотеку Академии.

Рецензирование ВКР проводится специалистами соответствующего профиля, назначенными выпускающей кафедрой (закрепление рецензентов осуществляется отдельным приказом начальника Академии) из числа преподавателей нашего вуза или других вузов. Рецензент готовит развернутую содержательную рецензию и выставляет дифференцированную оценку работы.

В рецензии должен быть дан высококвалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой ВКР:

– актуальности избранной темы;

– самостоятельности подхода к ее раскрытию, наличия собственной точки зрения автора;

– степени обоснованности выводов и рекомендаций;

– достоверности полученных результатов, их новизна и практическая значимость;

– широты привлекаемых источников и литературы;

– доказательности собственных аргументов;

– аналитической составляющей,

– использование опыта управленческой практики и т.п. Особенно подробно следует осветить внедрение в практику управленческой деятельности результатов ВКР.

Затем в рецензии перечисляются недостатки работы с указанием страниц (ошибки, слабая аргументация, указываются отступления от логичности и грамотности изложения материала, выявляются фактические ошибки, спорные положения и т.д.) и формулируются, возникшие в связи с недостатками, вопросы или задания (ознакомиться с определенными источниками и литературой и т.д.). Если ВКР не содержит ошибок, то вместо критических замечаний могут быть сформулированы дополнительные вопросы и пожелания по теме ВКР, а также рекомендации по дальнейшей научной работе студента-выпускника.

В заключение рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне ВКР и оценивает её (то есть, формулирует рекомендуемую им оценку). Вывод об оценке работы может содержать указание по рекомендации конкретной оценки или содержать оценку общего характера – «заслуживает высокой оценки», «может быть оценена положительно» и т.п. Кроме того, рецензент обязательно указывает, допускается или нет ВКР к защите. Объем рецензии должен составлять от 1 до 4 страниц машинописного текста формата А4. Рецензия должна быть получена студентом не позднее, чем за 5 дней до защиты.

Если рецензент не допускает ВКР к защите, то заведующий кафедрой после собеседования с научным руководителем и рецензентом принимает решение: поддержать рецензента и не допустить дипломную работу к защите, или допустить работу к защите с отрицательной оценкой рецензента. Рецензент передает распечатанную и подписанную рецензию вместе с ВКР в деканат не позже, чем за 5 дней до защиты. Срок нахождения работы на рецензии не должен превышать 10 дней.

Рецензент вправе присутствовать на защите ВКР и участвовать в обсуждении вопроса об оценке ВКР, но без права решающего голоса (в том случае, если он не является членом итоговой аттестационной комиссии). Во время заседания ГЭК рецензент имеет право выразить пожелания и сделать замечания о порядке проведения защиты. Автор ВКР имеет право ознакомиться с отзывом рецензента не позднее, чем за пять дней до защиты и обязан сформулировать свои ответы на замечания и вопросы рецензента.

Сброшюрованная ВКР, с подписями студента (магистранта) и научного руководителя на титульном листе, с отзывом научного руководителя и рецензией представляется на кафедру за неделю до защиты. Заведующий выпускающей кафедрой подписывает титульный лист работы. Все заинтересованные студенты и преподаватели Академии могут на кафедре ознакомиться с работой до ее защиты.

В Академии установлено, что перед защитой ВКР в обязательном порядке проводится предварительная защита ВКР, с целью осуществления выпускающей кафедрой контроля качества работы и подготовки студентов к официальной защите. Рекомендуется проведение заседания выпускающей кафедры, или экспертной комиссии кафедры (с приглашением сотрудников деканата факультета), состоящей из представителей выпускающей кафедры, где каждый студент в присутствии научного руководителя проходит предварительную защиту ВКР. К предварительной защите студент представляет задание на ВКР и полный непереплетенный (несброшюрованный) вариант ВКР в одном экземпляре.

В обязанности членов кафедры (экспертной комиссии) входит:

- оценка степени готовности ВКР;

- дача рекомендаций по устранению выявленных недостатков работы (при их наличии);

- осуществляемая путем открытого голосования рекомендация о допуске ВКР к официальной защите;

- рекомендация лучших ВКР на внутривузовский или иной конкурс студенческих работ и для участия в научных конференциях.

Во время предзащиты комиссия устанавливает степень готовности студента к защите ВКР путем просмотра представленного текста ВКР и беседы со студентом по содержанию выполненной работы. Решение о допуске работы к защите принимается заведующим кафедрой при соответствии содержания и оформления ВКР требованиям настоящих методических рекомендаций, наличии отзыва и ходатайства руководителя о допуске ВКР к защите. Так как и защита, и предзащита по своей сути – это учебные занятия, то целесообразно делать их открытыми и привлекать студентов младших курсов, сотрудников деканатов и структурных подразделений Академии, в качестве обмена опытом.

Предзащита представляет собой завершающий этап контроля за ходом подготовки ВКР к защите. В ходе предварительной защиты заслушивается доклад выпускника (до 10 мин.), проверяется раздаточный и презентационный материал, задаются любые вопросы, касающиеся раскрытия темы ВКР и доказательства выносимых на защиту положений, хода подготовки ВКР и её оформления, а по результатам заведующий кафедрой принимает решение о допуске ВКР к защите. Если по результатам предварительной защиты ВКР принимается решение о не допуске её к защите, как не отвечающей предъявленным требованиям, работа возвращается выпускнику для доработки, при этом указываются недостатки, которые необходимо устранить.

Предзащита проводится публично. Соискатель должен устранить полученные замечания до брошюровки работы и выхода на защиту ВКР.

Защита ВКР проводится на открытом заседании Государственной Экзаменационной Комиссии (ГЭК). В состав ГЭК включаются ведущие преподаватели нашего вуза, внешние представители ведомства (МЧС России) и других вузов Москвы и России. На заседание ГЭК приглашаются студенты, преподаватели, специалисты других учреждений. Дата защиты назначается заранее, однако при необходимости дату защиту могут перенести по решению руководства вуза.

Защита ВКР включает в себя несколько этапов:

– представление автора ВКР (диссертанта) (Ф.И.О., тема ВКР, Ф.И.О. научного руководителя и рецензента);

– доклад защищающего ВКР (диссертанта) (краткое сообщение о содержании и результатах исследования – до 10 мин.);

– ответы на вопросы членов ГАК;

– оглашение основных положений отзыва руководителя;

– оглашение основных положений официальной рецензии;

– ответы на замечания, имеющиеся в отзыве и рецензии(ях);

– заключительное слово автора ВКР.

Студент получает слово для выступления, на которое ему отводится обычно до 10 минут.

В докладе защищающему ВКР рекомендуется отражать следующие положения:

– актуальность и практическая значимость исследуемой темы;

– указание объекта и предмета (проблемы и гипотезы) исследования;

– цель и задачи исследования;

– краткое перечисление методов исследования;

– новизну работы (обязательное требование для магистерских диссертаций);

– краткий обзор библиографических источников;

– положения, выносимые на защиту;

– основные выводы по разработке проблемы исследования, предложения по использованию полученных знаний в практике и возможных перспективах дальнейшего изучения затронутой проблематики, возможности практического применения;

– что сделано лично автором;

– результаты личной работы автора над ВКР во время практик (особенно во время преддипломной практики);

– мини-резюме достигнутых лично автором ВКР успехов.

Следует отметить, что успех защиты во многом зависит от умения студента грамотно аргументировать положения работы. Проведение защиты ВКР в форме презентации свидетельствует о высоком уровне подготовки будущего специалиста.

Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках и положениях, выносимых на защиту. Умение правильно выбрать наиболее важную информацию, распределить по времени ее представление служит существенным критерием при оценке дипломной работы членами ГЭК. Для наглядности и убедительности защиты основных положений ВКР студенту рекомендуется использовать иллюстративный материал, представляющий основные графические и цифровые данные, полученные в ходе исследования.

В нашем вузе всегда проводят защиту ВКР с применением мультимедийного проектора. И от студентов требуется не обычный доклад, зачитанный по бумажке и, может быть, подкрепленный т.н. «раздаткой», а презентация на основе PowerPoint. Иногда требуют и то, и другое – и доклад к защите диплома, и презентацию. В принципе, обе формы представления результатов дипломной работы, равноценны. Но есть и некоторые принципиальные различия, обусловленные, прежде всего, техническими возможностями пакета PowerPoint. Структурно презентация к защите ВКР повторяет доклад, но представленный более сжато и обобщенно. В ней так же должно быть отмечено:

- тема ВКР;

- ее актуальность;

- объект и предмет исследования;

- цель ВКР;

- вытекающие из этой цели задачи;

- коротко охарактеризована структура ВКР;

- методология и привлеченная литература;

- что было сделано лично автором в каждой главе ВКР, и какие лично получены результаты;

- решения поставленных задач;

- общий вывод;

- оценка перспектив темы ВКР для дальнейшего исследования.

И все это должно быть еще и красиво. PowerPoint позволяет к каждому слайду презентации диплома дать невидимый для зрителя комментарий. Этот комментарий можно зачитывать отдельно, пока члены ГЭК изучают слайд.

После выступления студент отвечает на вопросы членов ГЭК и всех присутствующих на защите. Ответы на вопросы должны быть краткими, по существу поставленного вопроса. При ответах он должен проявить компетентность в проблеме, владение материалом работы, что учитывают члены аттестационной комиссии. За достоверность информации и обоснованность выводов работы ответственность несет защищающийся. Если защищающемуся нужно время для подготовки ответов на вопросы, то ему предоставляется дополнительное время (обычно 15-20 минут).

Далее оглашается отзыв научного руководителя и зачитывается рецензия на работу, подготовленная компетентным специалистом. Научный руководитель и рецензент имеют право лично выступить на защите. После этого студенту предоставляется слово для ответов на замечания, содержащиеся в рецензии, выступлениях педагогов и обучаемых, присутствующих на защите.

Комиссия на закрытом заседании, учитывая содержание ВКР, рецензию специалиста, отзыв научного руководителя, изложение содержания работы, профессиональную компетентность, проявленную студентом в процессе выступления на защите и при ответах на поставленные вопросы – определяет оценку за ВКР.

Студент, не защитивший ВКР, допускается к повторной защите через год. Для студентов, не защитивших ВКР в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГЭК может быть назначена специальная защита, но только в дни графика заседания комиссии.

Защищенные ВКР сдаются в библиотеку Академии для регистрации и хранения в архиве в течение пяти лет.

Подведение итогов защиты ВКР. Итоги защиты ВКР ежегодно обсуждаются на заседаниях выпускающих кафедр. С учетом отчетов председателей подкомиссий ГЭК предлагаются меры по совершенствованию организационной, методической и научной работы, связанной с их выполнением. Общие итоги защиты ВКР ежегодно обсуждаются на Ученом совете Академии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: