Мост Петра Великого (Большеохтинский)-соединяет район Большой и Малой Охты с левым берегом Невы. Его торжественная закладка произошла в честь двухсотлетия Полтавской битвы 26 июня 1909 года. Поэтому мост назвали в честь триумфатора этой битвы - императора Петра Великого.
В 1901 году Городской Думой был объявлен международный конкурс на лучший проект нового Охтинского моста. В конкурсе приняли участие инженеры из Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии. Всего вместе с российскими было получено 16 проектов. Кроме того, вне конкурса было представлено ещё три работы. Одну из них, предоставленную под девизом «Свобода судоходству», конкурсная комиссия решила приобрести.Её авторы-профессор Николаевской инженерной академии Г.Г. Кривошеин и военный инженер В.П. Апышков. В отличие от остальных работ он предлагал устройство разводного пролёта по середине русла Невы, необычным было и устройство дорожного полотна, оно было подвешено к нижней части мостовых арок.
Весной 1907 года произошел трагический случай - затонул пароход «Архангельск», который перевозил пассажиров с одного берега Невы на другой. Это событие ускорило принятие проекта, после некоторых доработок его утвердили в сентябре 1907 года.Новым стало не только техническое устройство моста, но и его внешний облик. Мост состоит из трех пролетов, два из них перекрыты металлическими арочными фермами. По бокам средний разводной пролет фланкируют две башни, облицованные гранитом, в них находится система управления разводным механизмом. На стенах башен шесть бронзовых досок с именами тех, кто принимал участие в создании моста. Применение гранита, так же как и детали, выполненные в духе романского стиля, придает внешнему облику моста суровость. Существует легенда, что одна из миллиона заклёпок этого моста-золотая, но закрашена в один цвет со всеми остальными.
|
|
Разводное устройство моста позволяет всего за 30 секунд поднять его средние пролёты. Боковые пролёты на то время стали самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе-136 метров.
Мост Петра Великого был открыт 26 октября 1911 года, хотя строительные работы продолжались ещё до 1913 года. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1954 в соответствии с правилами орфографии в Большеохтинский. Благодаря высокому качеству строительства, первые ремонтные работы потребовались только в 1971 году.
В 1982-1983 годах была построена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы. Авторы проекта-инженеры А.Д.Гутцайт, Р.Р.Шипов; архитекторы-Ю.Г.Шиндин, Н.А.Дибцев. Однако в начале 1990-х мост пришлось закрыть на капитальный ремонт, который несмотря на недостаток финансирования был завершён в 1997 году. Еще в 1990-е годы мосту вернули его историческое название, а в 2000 году на мосту Петра Великого заработала новая подсветка.Общая длина моста 335 метров, а его ширина 23,5 метра.[8]