С середины 50-х гг. началось формирование рынка информационных услуг.
До середины 80г. лидирующее место на рынке ИУ занимала США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства.
С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора.
Структура рынка информационных продуктов и услуг. Важнейшими компонентами рынка ИУ являются:
1. Техническая и технологическая составляющая. Это компьютерные и ТС, средства коммуникации. В настоящее время в России получают распространение современные технические достижения: сеть Internet, технология WWW ведения гипертекстовой среды; электронная почта в компьютерной сети.
2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". ФЗ "Об авторском праве и смежных правах". ФЗ"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
|
|
3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. В " Российской энциклопедии информации и телекоммуникации " обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.
4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, прелагающих однородные информационные продукты и услуги.
Выделим пять секторов рынка информационных услуг и продуктов.
1-й сектор - деловая информация, структура сектора приведена в табл.1.1.
Таблица 1.1.
Сектор деловой информации | Источник сведений | Требования | Вид информации |
1.1. Биржевая и финансовая информация | специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки | полнота, точность, оперативность | котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, цены |
1.2. Экономическая и статистическая информация | государственные службы, компании, консалтинговые фирмы | доступность, полнота, точность, оперативность | числовая экономическая, демографическая и социальная информация, прогнозные модели и оценки |
1.3. Коммерческая информация | специальные информационные службы | полнота, точность | информация по фирмам, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, |
1.4. Новости: политические, экономические, военные | СМИ | оперативность прогнозная достоверность | - |
2-й сектор – юридическая информация. Это общехозяйственные акты (гражданское, арбитражное, налоговое право и др.), акты, регламентирующие различные виды деятельности (лицензирование, защита авторских прав и т.д.), нормативные документы по стандартизации и др.
|
|
3-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
· профессиональная информация- специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
· научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
· доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абоненту в различных формах.
4-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:
· новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
· потребительская информация- расписание транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
· развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.
5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: программные продукты, ПО, ТС
Функции информационного бизнеса:
· управление финансами и ведение учета;
· управление кадрами;
· материально-техническое снабжение;
· организация производства;
· маркетинговые исследования;
· лизинговые операции;
· консультационное обслуживание;
· страхование имущества и информации;
· организация службы информационной безопасности;
· сервисное обслуживание.