Раздел 1. Игровая природа актёрского искусства

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ I. ИГРОВАЯ ПРИРОДА АКТЁРСКОГО ИСКУССТВА........................................................................... 8

РАЗДЕЛ 11. ЭЛЕМЕНТЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА.................................................................. 34

УПРАЖНЕНИЯ НАСТРОЕЧНОГО ЦИКЛА 37

ДЕЙСТВИЕ. (СКОРОСТЬ И ПЛАСТИКА) 46

ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ 48

ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ 54

ГЛАВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ - ЭТЮД 65

ЭЛЕМЕНТ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ - «ОБщЕНИЕ» 74

РАЗДЕЛ IП.

ОСВОЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА................................................................................. 87

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ...............,..............,.................., 97

МИЗАНСЦЕНА............................................................ 109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

ЛИТЕРАТУРА 124

 

 

Введение

Весь учебный материал и методика преподавания курса «Основы актерского мастерства в хореографии» опираются на учение К.С. Станиславского о сценическом действии как основе искусства актера и режиссера. Особое внимание в данной работе обращается на задачу органического сочетания сценического действия со специфически сложными и условными по своей природе выразительными средствами хореографического искусства.

На занятиях по данному курсу студенты знакомятся с основными разделами системы К.С. Станиславского (предлагаемые обстоятельства, творческое воображение и фантазия, внимание, эмоциональная память, логика физического действия, чувство правды и вера, общение с партнером и т.д.). Как в драматическом театре, наш актер должен уметь превращать вымысел в быль, задавать и отвечать на вопросы: что, как, когда, где, почему, ради чего и Т.д. Мы стремимся помочь студенту понять, что значит осмысленное поведение на сцене. Ему необходимо уметь не только слушать, но и слышать, не просто смотреть, но видеть, осязать, создавать логическую линию поведения, обладать умением импровизировать. Студент обязан знать законы композиционного построения драматургически непрерывной линии развития танцевальной партии - роли, определить ее сверхзадачу и сквозное действие.

Бывает, что хорошо тренированный танцовщик, работая над хореографическим образом, оказывается невыразительным и скованным на сцене, хотя на занятиях по специальным предметам он двигался легко и свободно. Чем это объяснить? Одна из причин подобного явления кроется в отсутствии воображения, веры в вымысел. Как бы хорошо студент не двигался в жизни или на уроках по специальным дисциплинам, если предлагаемые обстоятельства не стали для него естественными, если его

 

воображение дремлет, техника ему мало поможет. Неорганичное поведение актера - танцовщика в предлагаемых обстоятельствах вызывает торможение нервной системы и сковывает мышцы. Чем активнее воображение исполнителя, тем быстрее и легче предлагаемые обстоятельства станут для него органичными. Здесь происходит своего рода взаимодействие. С одной стороны, воображение, вера в вымысел помогают достичь органичности поведения, с другой - органичность поведения дает простор творческой фантазии, всестороннему использованию танцевальной техники для создания выразительного образа.

Общность природы сценического искусства в балете, драме, опере и

других видах театрального творчества в том, что искусство актера - это всегда искусство активного и целеустремленного действия. «Научитесь не играть, а действовать и вы будете законченным актером» - призыв ал Константин Сергеевич.

Поэтому наряду с требованиями последовательного овладения элементами сценического действия, на первый план выдвигается задача практического освоения сценического действия в специфических формах хореографического искусства. И здесь особая роль отводиться совершенно другим, чем в драме, упражнениям. Предпочтение отдается упражнениям динамическим, действенным перед статическими, малоподвижными. Практически все упражнения носят игровой характер, так как игровые моменты имеют исключительное значение для формирования культуры познания, воли и чувств студента. В основе актёрского искусства лежит игровая природа, поэтому игра становится той «точкой опоры», с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. В игровой ситуации рождаются и дифференцируются новые представления о мире,

складываются предпосылки саморегуляции, самоконтроля и управления поведением других людей, приобретаются навыки сценического поведения,

воспитывается творческое мышление.

I

Методической основой подбора и разработки упражнений является метод физических действий К.С. Станиславского, цель которого «пробиться» через сознательное к подсознательному. Физические действия -

 

ядро метода, к которому притягиваются и от которого отталкиваются многочисленные компоненты психофизики, ведущие к созданию сценического образа. Используя специфические упражнения, мы учим студента организовывать сценическое действие через танец, характер развития которого органично подводил бы к возникновению танцевального

движения.

Танец - это слово исполнителя, в основе которого лежит мысль и чувство. Оно должно быть предельно выразительным, заменяющим человеческую речь не в буквальном смысле, а в его эмоциональном обобщении, в подтексте. Исполнителю необходимо развивать творческую фантазию, учиться мыслить хореографическими образами, поскольку в

лишенном слова искусстве танца главным выразительным средством

является движение.

Особое внимание обращается на развитие у студентов пластическои

выразительности, поскольку единственным аппаратом актера - танцовщика для выражения любого (доступного выражению) содержания является человеческое тело во всем многообразии телодвижений. Актер - танцовщик обязан понятно и ярко выразить все, что можно выразить через: изобразительную пластику, яркую позу, динамические движения, окрашенный жест, выразительное действие.

 

Следующим принципом при отборе упражнений является

эмоциональная сторона упражнении. Современные исследования по физиологии и психологии эмоций выдвигают проблему эмоциональности в процессе учебы как одну из решающих, т.к. после физических действий это второй путь, второй канал пробуждения подсознания, подступ к интуиции. Эмоциональность упражнениям придает и использование музыкального

материала на занятиях по актерскому мастерству.

Специфика танцевального искусства - выразительность, красноречие человеческого тела. В драме движение - вещь вспомогательная, дополняющая слово, человеческую речь. В драме действия диктуются авторским текстом, в танце - музыкой. Сценическое действие в танце подчиняется законам музыкального времени: исполнитель должен совершать действия в ритме и характере музыки, стараясь «уложить» их в организованное композитором музыкальное время. Исполнитель подчиняет свои действия ритму и эмоциональной образности музыки. Музыка определяет и эмоциональный характер образов, несет в себе логику эмоций, логику развития и смены этих эмоций. Действие музыкальное должно быть слито с действием пластическим. Музыка не только определяет драматургию, но и диктует актеру самочувствие, темпо-ритм, степень эмоционального накала, характер исполнения движения. По Станиславскому, ритм - это пульс нашего переживания. Музыка говорит нам о чувствах, а актер должен уметь переводить язык страстей на язык действий.

Первостепенное значение имеет способность исполнителя «услышать» в звуковой картине заключающееся в музыке действие и превратить эту звуковую картину в драматическую, Т.е. в зрительную. Поэтому на занятиях по актерскому мастерству большое значение придается упражнениям, способствующим пробуждению в студенте музыкальности, воспитывающих умение слушать музыку и переводить ее на язык действий.

Участие в учебном процессе концертмейстера является обязательным. Подбирая упражнения по освоению элементов сценического самочувствия, мы стараемся использовать комплексный подход к организации учебного материала. Практика работы со студентами кафедры хореографии убедила, что самое важное в обучении будущего актера ­танцовщика - не разделять на отдельные упражнения единый и слитный

 

 

процесс. Сегодня тренируем внимание, а завтра выполняем упражнения на воображение - такой, все еще распространенный способ

работы

не может быть использован при работе со студентами

хореографической специализации. В жизни воображение и внимание, свобода и действие работают не врозь, а заодно, здесь одно без другого невозможно. Если разделить поведение человека на самые малые мгновения, то в любом из них мы увидим всю сложную сумму причин рождения поступка. Поэтому с первого же урока в работу входит все, что составляет в

танце процесс живого человеческого поведения.

Комплексное освоение элементов сценического мастерства дает нам возможность определить пути создания сценического образа, в специфических выразительных средствах хореографического искусства. А умение самостоятельно работать над созданием хореографического образа и есть конечная цель обучения.

 

Раздел 1. Игровая природа актёрского искусства.

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: