Эстетическая концепция игры

Первые в европейской традиции теоретические рассуждения об игре мы находим у ПЛатона в его проекте идеального государства. Согласно ПЛатону, игра есть занятие наиболее достойное человека, хотя он и выступает в ней как существо несамостоятельное, подчиненное, скорее игрушка, чем игрок. ПЛатон в «Законах» пишет о том, что человек - это какая-то выдуманная игрушка бога, и по существу это стало наилучшим его назначением. Надо жить, играя. Что ж это за игра? Жертвоприношения, песни, пляски... чтобы, играя, снискать милость богов и прожить согласно свойствам своей природы; ведь люди в большей своей части куклы и лишь

немного причастны истине.

Отношение ПЛатона к участи играющего человека двойственное. С одной стороны, в своем идеальном государстве люди освобождены от проклятых житейских нужд и предаются прекраснейшим играм, уподобляясь в них самим богам и воспроизводя внушаемые ими действа. С другой сторону, игра - это всего лишь уподобление, подражание, которому

 

доступна малая, частная истина, и насколько к миру земных вещей, настолько он несвободен по отношению к богам и тем законам, которые устанавливаются мудрейшими старейшинами - правителями государства и исполнителями воли богов. Играющий человек - господин над своими земными рабами, но сам - раб небесных господ, дергающих его, словно

куклу, за нитки - законы.

Такова, роковая, неизбывная двойственность игры, возносящей

человека высоко - но не выше его человеческого удела.

Платон видел единственно правильных путь жизни в игре, в пении, в танцах, в воздаянии должного богам. Игра представлял ась ему одним из практически полезнейших занятий, так игру в шашки он ставил рядом с искусством счета и геометрией. Детскую игру он понимал как подражание

 

деятельности взрослых и потому считал, что ее следует поддерживать и развивать в ребенке.

Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В «Поэтике» философ говорит о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Интерес к игре особенно растет со времени Ренессанса. Фельстре, Рабле, Монтель видят в игре существенный момент человеческой жизни. Игра понимается как деятельная жизнь ребенка, в которой заключаются основы его технических навыков, знаний, моральных качеств (Песталоцци, Руссо, Локк). Начинает пониматься практическое значение игры для воспитания чувств ребенка и гармоничного включения личности в общественный порядок. В то же время предметом систематического научного изучения игра становится только начиная с последней трети XIX-

го века.

Для Ф.Шиллера игра - это наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. Предмет побуждения к игре, может быть назван живым образом, всех эстетических

 

всю действительность, но в сжатом, духовно преобразованном виде,

воспроизводимую лишь ради того наслаждения, какое она доставляет человеку. У Шиллера философия игры приобретает характер открытой утопии, обращенной в будущее или вечное. «Государство эстетической видимости», где воцарится игра и человек будет свободно выбирать и

менять, как актерские маски, все виды существования, претворяя их в серию художественных образов - эта шиллеровская идея легла в основу всего романтического направления в философии и в искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: