Элемент сценического действия - общение

Особое место в освоении студентами элементов актерского мастерства отводиться работа над сценическим общением.

Общение вбирает в себя все без остатка компоненты актерского искусства. Мы говорим, что основной материал актера - действие. Но действие - это ведь в первую очередь воздействие актера на партнера, его взаимодействие с ним, общение. То или иное качество общения партнеров в

конкретном этюде, эпизоде, сцене выражает характер данного сценического действия и контрдействия, выявляет события и подробные предлагаемые обстоятельства. Полнокровное живое общение между актерами - это дыхание и кровообращение органической жизни любого театрального действия. «Зрители только тогда понимают и косвенно участвуют в том, что происходит на сцене, - пишет Станиславский, - когда там совершается

б ~ 7

процесс о щения между деиствующими лицами пьесы».

7 Станиславский к.с. Собр. соч., в 8-ми т. Т. 2. - М.: Искусство, 1954.

 

т олько пройдя всю азбуку сценической грамматики

внимание, воображение, действие,

«если бы»

и предлагаемые

~.•

обстоятельства, чувство правды и веру, эмоциональную память, подходим к разговору о природе общения на сцене. И это естественно. Нельзя приступить к органическому общению, минуя упражнения «на внимание», как нельзя общаться, взаимодействовать с партнером, не поняв природы простейших сценических действий, не поставив себя с помощью воображения и магического «если бы» в предлагаемые обстоятельства, не

-

I

поверив в правду сценического вымысла и не переменив своего отношения к партнеру. (Потому, что в учебном этюде товарищ по курсу станет волею обстоятельств «братом», «соседом», «принцем» и т.д.). Общение, взаимодействие, попытки нахождения живых взаимосвязей между действующими в предлагаемых обстоятельствах партнерами венчают начальный этап прохождения школы.

Этюды на общение выносятся у нас на первый экзамен по данной дисциплине. В общении сфокусированы все элементы системы. Только общение, живой контакт с партнером покажут, усвоил студент тот или иной раздел программы; более того, именно упражнения «на общение» дадут

возможность педагогам понять перспективу актера - танцовщика.

Этюды на общение между двумя или несколькими участниками в начале делаются без музыки. Студенты постепенно овладевают пониманием того, что общение есть взаимодействие, основанное на отношении и осуществляемое в действии, в процессе сценической борьбы.

Восприятие действия партнера, оценка этого действия, желание обратного воздействия, пристройка к партнеру, совершение действия и оценка результата - весь процесс общения должен быть органически освоен студентами до перехода к этюдам, основанным на музыке. Прежде всего,

 

надо научиться по-настоящему, видеть, слышать, остро воспринимать партнера и его действие. Это, значит, отдавать преимущественное внимание

 

=-= -=\УЧУ «как действую Я», а «как действует он» на сцене, чтобы =-=;'=0 приспособившись к нему, откорректировать и свое поведение.

1!сходный момент всякого органического действия - процесс::;~~::-:ппровки. Не сориентировавшись в обстановке, не обнаружив партнера,

=-= =-=оняв, чем он занят, в каком состоянии находиться, не оценив, как это

I

""~:::~<eT отразиться на осуществлении моего замысла, - нельзя начать =-=-; ':='3П.IЬНО действовать. Нарушение ориентировки неизбежно повлечет за =::50:;1 и дальнейшую ложь в поведении исполнителя и наоборот, верная::-;~~ентировка может сразу поставить взаимодействие на правильные рельсы.

Пример8: педагог сообщает, что ему стало известно от начальника '.~~~.-=пции, будто один из студентов совершил мужественный поступок (спас -::-::'::;'~ШИХ людей), но не пожелал открыть своего имени. А другой, ввязался в

-=-;аку и отсидел ночь в милиции. Те, кому будут поручены эти роли, должны

=i:Чбl не выдавать себя. Присутствующим же представляется решить, кто из -::-оварищей нарушитель, а кто спасатель.

Чтобы завязать общение с партнером, после предварительной.)рпентировки необходимо привлечь к себе его внимание. Привлечение зни~raния может превратиться в активное действие, если партнер избегает общения, либо отвлечен чем-то другим. Пусть студенты попробуют незаметно привлечь внимание педагога или кого либо из товарищей, чтобы попросить их о чем-нибудь, или передать им что-либо, или договориться о чем-нибудь. Пусть проверят, что означает привлечь внимание незнакомого человека, знаменитости, ребенка, расшумевшейся аудитории, начальника, который спешит или умышленно уклоняется от разговора и т.п. Какие для этого надо совершить физические действия?

Другой важный момент органического процесса - приспособление или пристройка к объекту. Характер пристройки зависит от многих

8 Пример упражнений: Кристи г.в. Основы актерского мастерства. - М.: Сов. Россия, 1970.

 

обстоятельств: от взаимоотношений с партнером, от намерений по отношению к нему, от поведения самого партнера и условий, в которых протекает взаимодействие.

i I

I

­I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: