Класс
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Раздел. Здоровый образ жизни | |||||
Тема 1. Устойчивое развитие - залог здорового и безопасного образа жизни. | Формирование представление об устойчивом развитии, о здоровом и безопасном образе жизни, развитие умение планировать свою деятельность по соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни, воспитание желания устойчиво развиваться для сохранения своего здоровья. | Знакомство с технологией обучения для устойчивого развития, интерактивные игры по формированию здорового и безопасного образа жизни, планирование деятельности по соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни, анализ ситуаций, ситуативное моделирование. | Практическое занятие | Осознает значимость навыков устойчивого развития для сохранения своего здоровья | |
Тема 2. Что такое ВИЧ и СПИД. Предупреждение заражений. | Формирование представления о ВИЧ и СПИДе, способах заражения и предупреждения заражения, познакомить с методами безопасного общения с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом, воспитывать толерантность, бережное отношение к своему здоровью. | Беседа школьного врача, анализ ситуаций, составление правил предупреждения заражения ВИЧ и СПИДом, изготовление молний, плакатов, стенгазет. | Интерактивное занятие | Приобретёт навыки здорового образа жизни. Научится понимать людей с их проблемами и бедами. | |
Тема 3. Позитивные и негативные эмоции, их влияние на здоровье. Составление правил бесконфликтного общения. | Формировать представление о позитивных и негативных эмоциях, их влиянии на здоровье человека, знакомство с правилами бесконфликтного общения, развивать умение управлять своими эмоциями, находить компромисс, воспитывать навыки бесконфликтного общения, заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. | Беседы и тренинги психолога, учителя, составление правил бесконфликтного общения, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, чтение и анализ литературных произведений, просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов. | Практическое занятие | Приобретёт навыки бесконфликтного общения. | |
Тема 4. Современные гаджеты и Интернет, их влияние на здоровье. | Формировать представление о влиянии современных гаджетов на здоровье, познакомить с образовательными возможностями мобильных приложений, с методами предупреждения развития заболеваний нервной системы, зрения и т.п., составление правил безопасного использования гаджетов и сети Интернета детьми, воспитание здорового образа жизни. | Беседа школьного психолога, учителя. Практическое занятие с учителем информатики по ознакомлению с образовательными и развивающими возможностями мобильных приложений и Интернета, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, микроисследование «Цель использования гаджетов в моем окружении», проект «Современные гаджеты и Интернет – средство самообразования и саморазвития школьника». Составление правил безопасного использования гаджетов и Интернет ресурсов. | Интерактивное занятие, практическое занятие | Усвоит правила использования современных гаджетов. Приобретёт навыки здорового образа жизни. | |
Раздел. Правила дорожного движения | |||||
Тема 5. Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы регулировщика. | Познакомить с сигналами регулировщика, формировать навыки правильного восприятия сигналов регулировщика, воспитывать внимание, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность. | «Мозговой штурм» «Кто может быть регулировщиком?». Ретроспектива «Как работали первые регулировщики?». Дидактическая игра «Не ошибись!» (соотнесение сигналов светофора и жеста регулировщика) | Интерактивная практическая работа. | Внимательное, осторожное, дисциплинированное поведение на дороге. | |
Тема 6. Дорожная разметка. Как регулируются подходы к площади. | Формирование понятия о дорожной разметке, представление о расположении площадей и правилах их перехода, познакомить с дорожным знаком «Круговое движение», формировать умение обращаться к полицейскому, работку ГАИ, взрослому за помощью при переходе перекрёстка, площади. | Решение и моделирование жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу; составление правил для велосипедистов, игра «Какой знак о чём рассказывает?»» | Интерактивное занятие. | Умения применять приобретённые на уроке знания в повседневной жизни. | |
Тема 7. Безопасность движения велосипедиста. | Формировать представление о велосипеде, усвоить советы по подготовке велосипеда к движению и уходу за ним, правила для велосипедистов, развивать активную мотивацию по соблюдению правил для велосипедистов; воспитывать культуру поведения во время езды на велосипеде. | Решение и моделирование жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу; составление правил для велосипедистов, игра «Найди лишний дорожный знак» | Интерактивное занятие. | Умение читать дорожные знаки для велосипедистов. Стойкое желание не нарушать правила для велосипедистов. | |
Тема 8. Конкурс «Знатоки ПДД» | Обобщить и закрепить знание ПДД, развивать активную мотивацию обучающихся к их неукоснительному соблюдению, как важного условия сохранения собственного здоровья и жизни, здоровья и жизни водителей, пассажиров и других пешеходов. | Викторины, конкурсы, КВН, ролевые игры, ситуативное моделирование, эстафеты. | Интерактивное занятие. | Культура пешехода. | |
Раздел. Правила противопожарной безопасности | |||||
Тема 9. Для чего необходимы пожарный щит и план эвакуации из помещения, инструктаж по ППБ? | Познакомить со средствами предупреждения и первой помощи в пожароопасных ситуациях. | Практическое знакомство с пожарным щитом и планом эвакуации, составление правил проведения инструктажа, встреча с инспектором по охране труда. | Практическое занятие. | Осознание необходимости проведения инструктажа, содержания в порядке пожарного щита и плана эвакуации. | |
Тема 10. Основные правила пожарной безопасности во время отдыха на природе. | Познакомить обучающихся с причинами возникновения пожаров во время отдыха на природе (гроза, костры, возгорание леса, взрывоопасные предметы, курение и т.п.); выяснить и усвоить способы защиты в данных ситуациях, воспитывать бережное отношение к природе, понимание последствий негативных и безответственных поступков. | Проблемная беседа, анализ ситуаций, составление правил поведения в природе, ситуативное моделирование. | Интерактивное, практическое занятие. | Потребность ежедневного соблюдения ППБ. | |
Тема11. Первая помощь пострадавшим во время пожаров | Познакомить со средствами оказания первой помощи пострадавшим во время пожаров, формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим, воспитывать желание тщательно выполнять ППБ, чтобы оставаться в безопасности. | Ситуативное моделирование. | Практическое занятие. | Приобретёт практические навыки оказания первой помощи пострадавшим. | |
Тема 12. Экскурсия в пожарную часть (музей пожарной охраны), встреча с работниками МЧС. | Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарника. | Практическое знакомство с деятельностью пожарной части, пожарной команды и пожарников. Конкурс рисунков, фотоальбом. | Экскурсия | Уважение к труду пожарника. | |
Раздел. Чрезвычайные ситуации | |||||
Тема 13. Огнестрельное оружие – это не игрушка. Опасность изготовления и использования взрывных пакетов. | Рассказать обучающимся об опасности изготовления и испытания взрывоопасных пакетов, использования огнестрельного оружия, систематизировать и обобщить знания о взрывоопасных предметах и огнестрельном оружии, воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих. | Проблемная беседа, ситуативное моделирование. | Практическое занятие. | Забота о сохранении жизни. | |
Тема 14. Чрезвычайные ситуации, что это такое? | Обобщить и расширить знания обучающихся о чрезвычайных ситуациях, рассказать о видах чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, формировать у обучающихся умение прогнозировать возможность возникновения опасности в окружающей среде и избегать их негативного влияния на жизнь и здоровье. | Анализ и объяснение на собственном примере или на примерах героев мультфильмов, кинофильмов, художественных произведений пословицы «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот, кто духом пал», ситуативное моделирование, встреча с сотрудниками МЧС. | Интерактивное занятие. | Ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей индивидуальной и общественной ценности. | |
Тема 15. Природные стихийные бедствия | Обсудить правила безопасного поведения во время природных стихийных бедствий, усвоить правила преодоления паники во время опасности. | Составление правил и алгоритмов, анализ ситуаций. | Практическое занятие. | Осознает необходимость соблюдения спокойствия и неукоснительного выполнения правил. | |
Тема 16. Безопасность в аварийных ситуациях на предприятиях | Обсудить правила безопасного поведения во время аварийных ситуаций на предприятиях, усвоить правила преодоления паники во время опасности, познакомить со сигналами, которые сообщают об авариях на предприятиях. | Составление правил и алгоритмов, анализ ситуаций. | Практическое занятие. | Осознает необходимость соблюдения спокойствия и неукоснительного выполнения правил. | |
Тема 17. Итоговый урок | Обобщение знаний по ПДД, ППБ, здоровому образу жизни, правилам безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций | Конкурс. Викторина. Праздник. КВН и т.п. | Интерактивное занятие | Усвоит правила безопасной жизнедеятельности. |
Литература:
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел. Здоровый образ жизни
1. Бальсевич В.К. Не упустите время! - // Здоровье, 2008. - №8.
2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., 2006.
3. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург, 2004.
4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – С.-Петербург, 2008.
5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – С.-Петербург, 2006.
6. Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. – С.-Петербург, 2004.
7. Зайцев Г.К. Уроки Знайки. – С.-Петербург, 2005.
8. Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2008. – №3.
9. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. – М., 2004.
10. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 2004.
11. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 2000.
12. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 2001.
13. Минькина А.А. Прощай, XX век. - // Классный руководитель, 2008. – №1.
14. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок. – Новосибирск, 2000
15. Объединимся против зла (Семья, школа, общественность за здоровый образ жизни) – г.Октябрьский: Сектор воспитания Дворца детского и юношеского творчества, 2004
16. Обухова Л.А., Лемяскина Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М., 2001.
17. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 2007.
18. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 2005.
Раздел. Правила дорожного движения
1.Правила дорожного движения. - М, 2004г.
2. Репин Я.С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987
3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г.
4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М, 2004г.
5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. - М: Просвещение,1985г.
6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. - М: Педагогика,1997г.
7. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007г.
14. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009г.
15. ОБЖ для детей. - М. «Просвещение», 1998.
18. История транспорта. – СПб, 2002г.
Раздел. Правила противопожарной безопасности
1. Афанасьева Н. А. Постигаем язык огня. Обучение - через развлечение // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2004. - N 7/8.
2. Батурин М. Чтоб не ссориться с огнем // Подробности. – 1998. - 16 янв.
3. Бельский А. Пожар глазами детей // Гражданская защита. – 2007. - N 9. - С. 49-52
4. Каплан Я. Б. Формирование системы представлений о пожарной безопасности у младших школьников // Образование и наука. - 2008. - N 6. - С. 121-130
5. Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар. Правила пожарной безопасности для населения // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2006. - N 11. - С. 20-25
6. Комова М.А., Прытков Г.А., Ратникова О.Д., Чирко В.Е., Васильев М.С. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие ВНИИПО, 2005
7. Степанов К. В. Подготовка будущих учителей начальных классов к обеспечению безопасной жизнедеятельности младших школьников [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук / Степанов К. В. - Тула, [2008]. - 187 с. - Режим доступа: локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.
8. Тарасова С. Пожар - это беда для всей планеты. Интеллектуально-спортивное соревнование с элементами беседы // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2004. - N 7/8. - С. 85-87.
9. Что нужно знать о пожаре, или три «П» на «пятерку» - Волкова П.С.под редакцией Чернова В.Н. Учебное пособие для начальных классов 2005
10.. «Игры на свежем воздухе» - Маркевич В.В. Обучающее пособие для дошкольников 2005 г.
11. Основы пожаробезопасного поведения - Метод. рекомендации для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, Вологда 2002 г.
12.. Сценарии проведения детских утренников, агитбригад на противопожарную тематику - МГО ВДПО, 2002 г.
13. Страницы истории пожарного дела в Подмосковье - Кириченко А., История пожарной охраны, Видное 1999 г.