Программа курса «школа – территория безопасности». Класс название раздела, темы занятия кол-во часов цели содержание деятельности форма организации образовательного процесса

Класс

Название раздела, темы занятия Кол-во часов Цели Содержание деятельности Форма организации образовательного процесса Ожидаемые результаты
Раздел. Здоровый образ жизни
Тема 1. Устойчивое развитие - залог здорового и безопасного образа жизни.   Формирование представление об устойчивом развитии, о здоровом и безопасном образе жизни, развитие умение планировать свою деятельность по соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни, воспитание желания устойчиво развиваться для сохранения своего здоровья. Знакомство с технологией обучения для устойчивого развития, интерактивные игры по формированию здорового и безопасного образа жизни, планирование деятельности по соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни, анализ ситуаций, ситуативное моделирование. Практическое занятие Осознает значимость навыков устойчивого развития для сохранения своего здоровья
Тема 2. Что такое ВИЧ и СПИД. Предупреждение заражений.   Формирование представления о ВИЧ и СПИДе, способах заражения и предупреждения заражения, познакомить с методами безопасного общения с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом, воспитывать толерантность, бережное отношение к своему здоровью. Беседа школьного врача, анализ ситуаций, составление правил предупреждения заражения ВИЧ и СПИДом, изготовление молний, плакатов, стенгазет. Интерактивное занятие   Приобретёт навыки здорового образа жизни. Научится понимать людей с их проблемами и бедами.
Тема 3. Позитивные и негативные эмоции, их влияние на здоровье. Составление правил бесконфликтного общения.   Формировать представление о позитивных и негативных эмоциях, их влиянии на здоровье человека, знакомство с правилами бесконфликтного общения, развивать умение управлять своими эмоциями, находить компромисс, воспитывать навыки бесконфликтного общения, заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Беседы и тренинги психолога, учителя, составление правил бесконфликтного общения, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, чтение и анализ литературных произведений, просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов. Практическое занятие     Приобретёт навыки бесконфликтного общения.
Тема 4. Современные гаджеты и Интернет, их влияние на здоровье.   Формировать представление о влиянии современных гаджетов на здоровье, познакомить с образовательными возможностями мобильных приложений, с методами предупреждения развития заболеваний нервной системы, зрения и т.п., составление правил безопасного использования гаджетов и сети Интернета детьми, воспитание здорового образа жизни. Беседа школьного психолога, учителя. Практическое занятие с учителем информатики по ознакомлению с образовательными и развивающими возможностями мобильных приложений и Интернета, анализ ситуаций, ситуативное моделирование, микроисследование «Цель использования гаджетов в моем окружении», проект «Современные гаджеты и Интернет – средство самообразования и саморазвития школьника». Составление правил безопасного использования гаджетов и Интернет ресурсов. Интерактивное занятие, практическое занятие Усвоит правила использования современных гаджетов.   Приобретёт навыки здорового образа жизни.
Раздел. Правила дорожного движения
Тема 5. Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы регулировщика.   Познакомить с сигналами регулировщика, формировать навыки правильного восприятия сигналов регулировщика, воспитывать внимание, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность. «Мозговой штурм» «Кто может быть регулировщиком?». Ретроспектива «Как работали первые регулировщики?». Дидактическая игра «Не ошибись!» (соотнесение сигналов светофора и жеста регулировщика) Интерактивная практическая работа. Внимательное, осторожное, дисциплинированное поведение на дороге.
Тема 6. Дорожная разметка. Как регулируются подходы к площади.   Формирование понятия о дорожной разметке, представление о расположении площадей и правилах их перехода, познакомить с дорожным знаком «Круговое движение», формировать умение обращаться к полицейскому, работку ГАИ, взрослому за помощью при переходе перекрёстка, площади. Решение и моделирование жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу; составление правил для велосипедистов, игра «Какой знак о чём рассказывает?»» Интерактивное занятие. Умения применять приобретённые на уроке знания в повседневной жизни.
Тема 7. Безопасность движения велосипедиста.   Формировать представление о велосипеде, усвоить советы по подготовке велосипеда к движению и уходу за ним, правила для велосипедистов, развивать активную мотивацию по соблюдению правил для велосипедистов; воспитывать культуру поведения во время езды на велосипеде. Решение и моделирование жизненных ситуаций, анализ ситуаций по иллюстративному материалу, видеоматериалу; составление правил для велосипедистов, игра «Найди лишний дорожный знак» Интерактивное занятие. Умение читать дорожные знаки для велосипедистов. Стойкое желание не нарушать правила для велосипедистов.
Тема 8. Конкурс «Знатоки ПДД»   Обобщить и закрепить знание ПДД, развивать активную мотивацию обучающихся к их неукоснительному соблюдению, как важного условия сохранения собственного здоровья и жизни, здоровья и жизни водителей, пассажиров и других пешеходов. Викторины, конкурсы, КВН, ролевые игры, ситуативное моделирование, эстафеты. Интерактивное занятие. Культура пешехода.
Раздел. Правила противопожарной безопасности
Тема 9. Для чего необходимы пожарный щит и план эвакуации из помещения, инструктаж по ППБ?   Познакомить со средствами предупреждения и первой помощи в пожароопасных ситуациях. Практическое знакомство с пожарным щитом и планом эвакуации, составление правил проведения инструктажа, встреча с инспектором по охране труда. Практическое занятие. Осознание необходимости проведения инструктажа, содержания в порядке пожарного щита и плана эвакуации.
Тема 10. Основные правила пожарной безопасности во время отдыха на природе.   Познакомить обучающихся с причинами возникновения пожаров во время отдыха на природе (гроза, костры, возгорание леса, взрывоопасные предметы, курение и т.п.); выяснить и усвоить способы защиты в данных ситуациях, воспитывать бережное отношение к природе, понимание последствий негативных и безответственных поступков. Проблемная беседа, анализ ситуаций, составление правил поведения в природе, ситуативное моделирование. Интерактивное, практическое занятие. Потребность ежедневного соблюдения ППБ.
Тема11. Первая помощь пострадавшим во время пожаров   Познакомить со средствами оказания первой помощи пострадавшим во время пожаров, формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим, воспитывать желание тщательно выполнять ППБ, чтобы оставаться в безопасности. Ситуативное моделирование. Практическое занятие. Приобретёт практические навыки оказания первой помощи пострадавшим.
Тема 12. Экскурсия в пожарную часть (музей пожарной охраны), встреча с работниками МЧС.   Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарника. Практическое знакомство с деятельностью пожарной части, пожарной команды и пожарников. Конкурс рисунков, фотоальбом. Экскурсия Уважение к труду пожарника.
Раздел. Чрезвычайные ситуации
Тема 13. Огнестрельное оружие – это не игрушка. Опасность изготовления и использования взрывных пакетов.   Рассказать обучающимся об опасности изготовления и испытания взрывоопасных пакетов, использования огнестрельного оружия, систематизировать и обобщить знания о взрывоопасных предметах и огнестрельном оружии, воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих. Проблемная беседа, ситуативное моделирование. Практическое занятие. Забота о сохранении жизни.
Тема 14. Чрезвычайные ситуации, что это такое?   Обобщить и расширить знания обучающихся о чрезвычайных ситуациях, рассказать о видах чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, формировать у обучающихся умение прогнозировать возможность возникновения опасности в окружающей среде и избегать их негативного влияния на жизнь и здоровье. Анализ и объяснение на собственном примере или на примерах героев мультфильмов, кинофильмов, художественных произведений пословицы «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот, кто духом пал», ситуативное моделирование, встреча с сотрудниками МЧС. Интерактивное занятие. Ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей индивидуальной и общественной ценности.
Тема 15. Природные стихийные бедствия   Обсудить правила безопасного поведения во время природных стихийных бедствий, усвоить правила преодоления паники во время опасности. Составление правил и алгоритмов, анализ ситуаций. Практическое занятие. Осознает необходимость соблюдения спокойствия и неукоснительного выполнения правил.
Тема 16. Безопасность в аварийных ситуациях на предприятиях   Обсудить правила безопасного поведения во время аварийных ситуаций на предприятиях, усвоить правила преодоления паники во время опасности, познакомить со сигналами, которые сообщают об авариях на предприятиях. Составление правил и алгоритмов, анализ ситуаций. Практическое занятие. Осознает необходимость соблюдения спокойствия и неукоснительного выполнения правил.
Тема 17. Итоговый урок   Обобщение знаний по ПДД, ППБ, здоровому образу жизни, правилам безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций Конкурс. Викторина. Праздник. КВН и т.п. Интерактивное занятие Усвоит правила безопасной жизнедеятельности.

Литература:

Раздел. Здоровый образ жизни

1. Бальсевич В.К. Не упустите время! - // Здоровье, 2008. - №8.

2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., 2006.

3. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург, 2004.

4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – С.-Петербург, 2008.

5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – С.-Петербург, 2006.

6. Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. – С.-Петербург, 2004.

7. Зайцев Г.К. Уроки Знайки. – С.-Петербург, 2005.

8. Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2008. – №3.

9. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. – М., 2004.

10. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 2004.

11. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 2000.

12. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 2001.

13. Минькина А.А. Прощай, XX век. - // Классный руководитель, 2008. – №1.

14. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок. – Новосибирск, 2000

15. Объединимся против зла (Семья, школа, общественность за здоровый образ жизни) – г.Октябрьский: Сектор воспитания Дворца детского и юношеского творчества, 2004

16. Обухова Л.А., Лемяскина Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М., 2001.

17. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 2007.

18. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 2005.

Раздел. Правила дорожного движения

1.Правила дорожного движения. - М, 2004г.

2. Репин Я.С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987

3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г.

4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. – М, 2004г.

5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. - М: Просвещение,1985г.

6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. - М: Педагогика,1997г.
7. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007г.
14. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009г.
15. ОБЖ для детей. - М. «Просвещение», 1998.

18. История транспорта. – СПб, 2002г.


Раздел. Правила противопожарной безопасности

1. Афанасьева Н. А. Постигаем язык огня. Обучение - через развлечение // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2004. - N 7/8.

2. Батурин М. Чтоб не ссориться с огнем // Подробности. – 1998. - 16 янв.

3. Бельский А. Пожар глазами детей // Гражданская защита. – 2007. - N 9. - С. 49-52

4. Каплан Я. Б. Формирование системы представлений о пожарной безопасности у младших школьников // Образование и наука. - 2008. - N 6. - С. 121-130

5. Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар. Правила пожарной безопасности для населения // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2006. - N 11. - С. 20-25

6. Комова М.А., Прытков Г.А., Ратникова О.Д., Чирко В.Е., Васильев М.С. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие ВНИИПО, 2005

7. Степанов К. В. Подготовка будущих учителей начальных классов к обеспечению безопасной жизнедеятельности младших школьников [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук / Степанов К. В. - Тула, [2008]. - 187 с. - Режим доступа: локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

8. Тарасова С. Пожар - это беда для всей планеты. Интеллектуально-спортивное соревнование с элементами беседы // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2004. - N 7/8. - С. 85-87.

9. Что нужно знать о пожаре, или три «П» на «пятерку» - Волкова П.С.под редакцией Чернова В.Н. Учебное пособие для начальных классов 2005

10.. «Игры на свежем воздухе» - Маркевич В.В. Обучающее пособие для дошкольников 2005 г.

11. Основы пожаробезопасного поведения - Метод. рекомендации для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, Вологда 2002 г.

12.. Сценарии проведения детских утренников, агитбригад на противопожарную тематику - МГО ВДПО, 2002 г.

13. Страницы истории пожарного дела в Подмосковье - Кириченко А., История пожарной охраны, Видное 1999 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow