double arrow

Тема 1. Введение: предмет, содержание и задачи дисциплины

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ)

 

Инновационный путь развития — единственно эффективный способ обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях, от предприятия до национальной экономики. Поэтому интерес к инновационной деятельности давно перешел из теоретической сферы в сферу практического использования.

Развитие инновационного менеджмента на всех уровнях должно обеспечить скорейший переход экономики страны на инновационный путь развития. Существует множество примеров того, как в ответ на значительное удорожание материальных, в том числе энергоресурсов на мировом рынке были разработаны и реализованы национальные инновационные стратегии разви­тых европейских стран. Реактивный путь инновационного развития приносит положительные плоды, но обрекает страну на догоняющие технологии. Более прогрессивен выбор активной инновационной политики, позволяющей сформировать новые потребности или способы удовлетворения уже имеющихся потребностей более эффективным способом.

Считать, что при изобилии ресурсов, особенно энергетиче­ских, потребности в инновациях практически отсутствуют, — значит превратить страну в сырьевой придаток, что для России неприемлемо.

Осознать важность развития инновационной экономики необходимо на всех уровнях государственного управления. Это подтверждается утвержденными Президентом РФ 30 марта 2002 г. «Основами политики Российской Федерации в об­ласти развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» и другими документами.

В настоящее время становится все более актуальной оценка инновационной активности и инновационного потенциала как отдельных предприятий (организаций), так и регионов, что определяет необходимость использования системы показателей, формируемых службами статистики.

Развитие национальной инновационной экономики невозможно без развития фундаментальной и прикладной науки, создания и охраны объектов интеллектуальной собственности, прямой и косвенной государственной поддержки инноватики. Эти меры относятся как к финансированию, налогообложению, так и организационно-экономическим аспектам.

Инновационная экономика — очень гибкая и подвижная система, способная адаптироваться к условиям внешней среды. В этих условиях возрастает роль малого и среднего предпринимательства как наиболее подвижных форм, способных к посто­янному обновлению как продукции, так и технологии ее производства.

Содержание курса «Инновационный менеджмент» освещает основной спектр современных представлений в сфере инновационного менеджмента. Изложены инновационные стратегии с момента их разработки до реализации, управление инновационными преобразованиями, в том числе проектное управление инновациями. Реализуются управленческие решения проблем выбора организационных форм инновационной деятельности, а также управления рисками в инновационном менеджменте.

Основная цель дисциплины «Инновационный менеджмент» - формирование комплекса знаний, умений и навыков управления инновационной деятельностью предприятия или подразделения.

Основные задачи курса:

- дать целостное представление студентам о современных направлениях развития организаций в России и за рубежом;

- изложить особенности управления инновационными процессами;

- дать навыки определения и выбора типов конкурентного инновационного поведения различных организаций;

- сформировать навыки разработки, реализации и оценки инновационной стратегии развития организации;

- сформировать навыки разработки инновационных проектов и оценки их эффективности.

Весь курс делиться на три раздела, каждый из которых состоит из нескольких тем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: