Не следует судить людей по тому, чего они не знают,
а следует судить по тому, что они знают,
и по тому, каким образом они это знают.
Люк де Шапьё де Вонвенарг
На этом этапе, после должных пояснений, можно перейти к детальному описанию разработанной нами модели терапевтического вмешательства.
Прежде чем приступить к изложению специфических стратегий и отвлекающих маневров, применяемых в случае различных типов перцептивно-реактивных систем, описанных во второй главе, для более доступной и исчерпывающей презентации терапевтической модели нам представляется особо полезным предложить ее последовательное описание, схематично разделенное на четыре последовательных стадии (фазы), каждая из которых включает в себя:
а) специфические цели для достижения в каждой фазе терапии;
б) особые тактики и техники, используемые для достижения этих целей;
в) способы коммуникации, соответствующие каждой фазе терапевтического взаимодействия.
Все это для того, чтобы наилучшим образом пояснить:
|
|
1) Каким образом в рамках нашего подхода к решению человеческих проблем терапевтическое вмешательство определяется заданными для достижения целями;
2) Каким образом для решения проблемы осуществляется вмешательство, нацеленное не на гипотетические причины ее возникновения, а на предпринимаемые субъектом попытки решения, которые лишь поддерживают проблему, вместо того чтобы решить ее;
3) Каким образом вмешательство всегда адаптируется к проблеме при помощи разработки строгого стратегического плана;
4) Каким образом - для достижения результатов в краткие сроки — подобный строгий стратегический план предусматривает использование, в первую очередь, «суггестивных» методов для того, чтобы обойти сопротивляемость к изменениям и спровоцировать ломку перцептивно-реактивной системы, поддерживающей проблему. Далее приступают к переопределению первого изменения и к дальнейшим терапевтическим изменениям, постепенно все более нацеленным на осознание субъектом собственных способностей и побуждение к личной автономии. С этой целью все более редуцируется использование суггестивных методов вплоть до их полного исчезновения в ходе «терапевтической эволюции» (Nardone, 1991, 62).
Схема модели терапевтического вмешательства
Первая стадия: первая сессия
Цели:
1. Определение проблемы и установление контакта («зацепка» пациента).
2. Согласование целей вмешательства, построение терапевтических
отношений, основывающихся на доверии и сотрудничестве.
3. Изучение перцептивно-реактивной системы пациента и ее переопределение.
|
|
4. Разработка гипотезы вмешательства.
5. Первые маневры.
Стратегии:
1. Техника «калькирования».
2. Круговое реструктурирование проблемы.
3. Круговое реструктурирование перцептивно-реактивной системы и предпринятых попыток решения.
4. Парадоксальное реструктурирование.
5. Техника путаницы.
6. Внушающая коммуникация с помощью метафор.
7. Прямые предписания.
Коммуникация:
Использование гипнотического языка (гипноз без транса, активное слушание, использование суггестивной коммуникации) и личное влияние терапевта.