Модель краткосрочной стратегической терапии фобических расстройств

Не следует судить людей по тому, чего они не знают,

а следует судить по тому, что они знают,

и по тому, каким образом они это знают.

Люк де Шапьё де Вонвенарг

На этом этапе, после должных пояснений, можно перей­ти к детальному описанию разработанной нами модели те­рапевтического вмешательства.

Прежде чем приступить к изложению специфических стратегий и отвлекающих маневров, применяемых в слу­чае различных типов перцептивно-реактивных систем, опи­санных во второй главе, для более доступной и исчерпыва­ющей презентации терапевтической модели нам представ­ляется особо полезным предложить ее последовательное описание, схематично разделенное на четыре последовательных стадии (фазы), каждая из которых включает в себя:

а) специфические цели для достижения в каждой фазе терапии;

 

б) особые тактики и техники, используемые для дости­жения этих целей;

 

в) способы коммуникации, соответствующие каждой фазе терапевтического взаимодействия.

 

Все это для того, чтобы наилучшим образом пояснить:

1) Каким образом в рамках нашего подхода к решению человеческих проблем терапевтическое вмеша­тельство определяется заданными для достижения целями;

 

2) Каким образом для решения проблемы осуществля­ется вмешательство, нацеленное не на гипотетичес­кие причины ее возникновения, а на предпринимае­мые субъектом попытки решения, которые лишь под­держивают проблему, вместо того чтобы решить ее;

 

 

3) Каким образом вмешательство всегда адаптируется к проблеме при помощи разработки строгого страте­гического плана;

 

4) Каким образом - для достижения результатов в крат­кие сроки — подобный строгий стратегический план предусматривает использование, в первую очередь, «суггестивных» методов для того, чтобы обойти сопро­тивляемость к изменениям и спровоцировать ломку перцептивно-реактивной системы, поддерживающей проблему. Далее приступают к переопределению первого изменения и к дальнейшим терапевтическим изменениям, постепенно все более нацеленным на осознание субъектом собственных способностей и по­буждение к личной автономии. С этой целью все бо­лее редуцируется использование суггестивных мето­дов вплоть до их полного исчезновения в ходе «тера­певтической эволюции» (Nardone, 1991, 62).

 

Схема модели терапевтического вмешательства

Первая стадия: первая сессия

Цели:

1. Определение проблемы и установление контакта («за­цепка» пациента).

 

2. Согласование целей вмешательства, построение те­рапевтических

отношений, основывающихся на до­верии и сотрудничестве.

3. Изучение перцептивно-реактивной системы пациен­та и ее переопределение.

4. Разработка гипотезы вмешательства.

5. Первые маневры.

 

Стратегии:

1. Техника «калькирования».

2. Круговое реструктурирование проблемы.

3. Круговое реструктурирование перцептивно-реактив­ной системы и предпринятых попыток решения.

4. Парадоксальное реструктурирование.

5. Техника путаницы.

6. Внушающая коммуникация с помощью метафор.

7. Прямые предписания.

 

Коммуникация:

Использование гипнотического языка (гипноз без транса, активное слушание, использование суггестивной коммуни­кации) и личное влияние терапевта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: