Аналитическое задание

Класс

Ученики 9–11 класса могут принять участие во всех этапах олимпиады, вплоть до

заключительного. Поэтому задания для этих классов выстроены на всех этапах по

единой сквозной логике. При этом следует учитывать, что заключительный этап

олимпиады проводится в три тура, а школьный и муниципальный этапы – в один тур.

Поэтому ученикам на этих этапах будут предлагаться комплексные задания,

содержащие в себе элементы двух первых туров заключительного этапа (третий тур –

устный, он входит в обязательную программу только заключительного этапа, его

проведение на других этапах возможно в тренировочном режиме по решению

соответствующих оргкомитетов).

Участникам заключительного этапа олимпиады предстоит выполнять два типа

заданий: аналитическое – целостный анализ текста (1 тур) и творческое (2 тур).

Соответственно, муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса тоже

состоит из одного аналитического задания (с опорой на предложенные направления

для анализа; время выполнения 3,5 астрономических часа, максимальный балл – 70) и

одного творческого задания (время выполнения – 1,5 астрономических часа,

максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик

распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим

заданием сам. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов (аналитическое

задание – 70 баллов, творческое задание – 30 баллов).

Аналитическое задание

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный

анализ текста – прозаического ИЛИ поэтического. Выбор типа текста – право ученика.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности

аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и

последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил

ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его

позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится

учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть

произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл, – и на основе

этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и

скрупулёзное описание всех его структурных уровней –– от фонетической и ритмико-

метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на

тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени

«работают» на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально оговариваем:

анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии;

цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие

терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём

понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

Примечание: на школьном этапе мы предлагаем анализ с опорой на вопросы к

тексту; на муниципальном этапе характер «помощи» ученику меняется – вместо

опорных вопросов мы предлагаем достаточно сжато сформулированные направления

для размышления; собственно целостный анализ «без подсказок» будет ждать их на

региональном и заключительном этапах. Такое постепенное усложнение задания от

этапа к этапу позволит нам более адекватно выстроить тренировочную работу.

Составляя задания для муниципального этапа, не следует слишком перегружать

формулировки направлений для анализа; не стоит также давать их чересчур много – у

школьника должна остаться свобода для собственного поиска.

Рекомендации по выбору художественных текстов для целостного анализа:

1) объём текста – в пределах 4-5 книжных страниц;

2) авторство текста не обязательно увязывать с той эпохой, которая изучается в

историко-литературном курсе в соответствующем классе; могут быть выбраны

произведения как классиков, так и писателей второго ряда – главное, чтобы текст не

был безликим или прямолинейно тенденциозным;

3) необходимо отбирать тексты, которые позволяют продемонстрировать связь между

сложностью их формальной организации и глубиной, неоднозначностью содержания;

4) желательно учитывать возрастные особенности и читательские потребности

школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: