Предметность восприятия реализуется в том, что оно не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, самолет и т. д.).
Осмысленность восприятия, его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.).
Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.
Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверен
ном восприятии предметов при разной освещенности, в разных, ракурсах и масштабах.
Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.
Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.
|
|
Виды сложного восприятия
· восприятие пространства
· восприятие времени
· восприятие движения
· восприятие речи
· восприятие сложных звуков
· восприятие человека человеком
Мышление
Мышление - это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи, получение нового знания.
Мышление осуществляется с помощью таких мыслительных операций как::
· анализ - синтез
· сравнение - обобщение
абстракция - конкретизация
· классификация - систематизация
Анализ - это разложение предмета мышления на составные части. Например, вода состоит из водорода и кислорода.
Синтез - это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.
Сравнение - это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т.п.
Абстракция - это мысленное отвлечение от второстепенных, неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета. Например, в абстрактном термине "человек " не указан его пол, возраст, рост и т.д.
Обобщение - это объединение многих, предметов по какому-то общему признаку. Например, пистолет, винтовка и карабин - это оружие.
Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Например, самолет - ТУ-144.
Систематизаиия - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку. Например, химические элементы в системе Д.Менделеева.
Формы мышления
|
|
Понятие - это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.
Суждение - это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или между их свойствами и признаками.
Умозаключение - это выведение нового суждения из уже известных. Причем они могут быть дедуктивными (выведение частного суждения из более общего положения) или индуктивными (выведение общего суждения на основе частных).
Виды мышления
Образное мышление - это мышление образами предметов, имеющих форму. Например, мысленное определение направления движения подводной лодки при повороте руля глубины вниз.
Понятийное мышление - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света, но оперируем таким понятием в процессе мышления.
Наглядно-действенное мышление - это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю). Например, обдумывание порядка сборки лежащих на столе деталей часового механизма.
Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.
В зависимости от индивидуально-психологического склада у каждой личности формируются присущие только ей персональные особенности функционирования мышления. Так, например, к индивидуальным особенностям мышления можно отнести самостоятельность, гибкость, быстроту, целеустремленность, критичность.
Память
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.
Процессы памяти:
· запоминание
· сохранение
· воспроизведение и узнавание
· забывание
Эффективность запоминания зависит от:
1. наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);
2. важности информации (ценные сведения лучше запоминаются, чем второстепенные);