Особенности восприятия

Предметность восприятия реализуется в том, что оно не являет­ся механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, про­исхождения (человек, самолет и т. д.).

Осмысленность восприятия, его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.).

Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.

Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверен­
ном восприятии предметов при разной освещенности, в разных, ракурсах и масштабах.

Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от про­шлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.

Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.

Виды сложного восприятия

· восприятие пространства

· восприятие времени

· восприятие движения

· восприятие речи

· восприятие сложных звуков

· восприятие человека человеком

 

Мышление

Мышление - это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление тесно связано с другими познавательными процесса­ми и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной за­дачи, получение нового знания.

Мышление осуществляется с помощью таких мыслительных операций как::

· анализ - синтез

· сравнение - обобщение
абстракция - конкретизация

· классификация - систематизация

Анализ - это разложение предмета мышления на составные части. Например, вода состоит из водорода и кислорода.

Синтез - это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.

Сравнение - это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т.п.

Абстракция - это мысленное отвлечение от второстепенных, не­главных в данный момент сторон, свойств или связей предмета. На­пример, в абстрактном термине "человек " не указан его пол, возраст, рост и т.д.

Обобщение - это объединение многих, предметов по какому-то об­щему признаку. Например, пистолет, винтовка и карабин - это оружие.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Например, самолет - ТУ-144.

Систематизаиия - это расположение отдельных предметов, яв­лений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку. На­пример, химические элементы в системе Д.Менделеева.

Формы мышления

Понятие - это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.

Суждение - это установление связей между понятиями о предме­тах и явлениях или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - это выведение нового суждения из уже извест­ных. Причем они могут быть дедуктивными (выведение частного суж­дения из более общего положения) или индуктивными (выведение общего суждения на основе частных).

Виды мышления

Образное мышление - это мышление образами предметов, имею­щих форму. Например, мысленное определение направления движения подводной лодки при повороте руля глубины вниз.

Понятийное мышление - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света, но оперируем таким понятием в процессе мышления.

Наглядно-действенное мышление - это мышление в процессе не­посредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю). Например, обдумывание порядка сборки лежащих на столе деталей часового механизма.

Уровень развития мышления человека принято определять терми­ном интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.

В зависимости от индивидуально-психологического склада у каж­дой личности формируются присущие только ей персональные особен­ности функционирования мышления. Так, например, к индивидуаль­ным особенностям мышления можно отнести самостоятельность, гиб­кость, быстроту, целеустремленность, критичность.

Память

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение человеком своего опыта.

Процессы памяти:

· запоминание

· сохранение

· воспроизведение и узнавание

· забывание
Эффективность запоминания
зависит от:

1. наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше жела­ние запомнить информацию, тем лучше она запоминается);

2. важности информации (ценные сведения лучше запоминаются, чем второстепенные);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: