Сочетания запоминания и применения

4. использования приемов запоминания (составление плана заучивае­мого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная рас­краска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);

5. эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);

6. осмысления (глубокого понимания) материала;

7. количества повторений;

8. психического состояния человека и т.д.

Есть сведения о эффективности запоминания в гипнотическом со­стоянии (особенно иностранных слов).

Немецкий ученый Г. Эббингауз изучал процесс забывания механически запомненной и неосмысленной информации человеком и выяс­нил, что в течение первого часа забывается до 60% материала. Затем темп забывания несколько замедляется. Так, за следующие 8 часов дополнительно теряется еще 18% запомненного. В дальнейшем в па­мяти сохраняется менее 20% первоначально полученной информации.

Процесс забывания осмысленных сведений во много раз мед­леннее. Но и в этом случае для длительного удержания информации в памяти требуется ее периодическое возобновление.

Виды памяти

По характеру запоминаемого материала

1) образная

2) словесно-логическая

3) двигательная

4) эмоциональная

По виду анализатора

1) зрительная

2) слуховая

3) вкусовая

4) осязательная

5) обонятельная


По длительности

1) Кратковременная

2) долговременная

3) оперативная

По целеустремленности

1) непроизвольная

2) произвольная

С памятью тесно связаны такие психические познавательные процессы как представление и воображение.

Представление и воображение

Представление - это образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Воображение - это создание новых образов путем переработки (комбинирования и творчества) материала, полученного в прошлом опыте. Воображение тесно связано с мышлением.

Представления и воображение по степени яркости, полноты и достоверности бывают четкими, красочными и даже объемными, либо смутными, размытыми, мало конкретными.

Наличие представлений и воображения - это то, что отличает че­ловека от других представителей животного мира. Только человек на­чинает деятельность с представления ожидаемого результата труда.

Без воображения, без мечты, без фантазии жизнь была бы очень скучной и примитивной, не было бы искусства, развития техники, со­вершенствования орудий производства.

Воображение бывает

1) непроизвольным, возникающим ситуативно

2) произвольным (волевым), направленным на образное представление конструируемой детали.

Можно выделить также

1) воссоздающее

2) творческое воображение.

Воссоздающее воображение - это процесс создания нового образа по описанию, схеме, чертежу или рисунку. Например, по географической карте путешественник может воссоздать характер местности в которой он еще не был.

Творческое воображение - это процесс самостоятельного созда­ния образов таких предметов и явлений, которых еще нет в действи­тельности. Так, например, конструктор рисует в своем воображении образ автомобиля XXI века.

Представления и воображения бывают также

Единичными

И общими.

Единичные - предельно конкретны (учебник физики).

Общие - относятся ко многим сходным предметам и явлениям, к целому классу предметов (книга вообще, дерево вообще и т.д.).

Развитое воображение и представление особым образом характе­ризуют личность человека. Так, например, для таких лиц характерна повышенная внушаемость. Студентки-медички обычно "переболевают" всеми изучаемыми в институте болезнями. А неосторожное слово врача может спровоцировать воображаемую болезнь или затруднить усвоение учебного материала.

Внимание

Внимание - это направленность и сосредоточенность психичес­кой деятельности (сознания) на объекте, имеющем важное значение для личности.

Обычно различают три вида внимания:

1) непроизвольное (возникающее ситуативно, случайно),

2) произвольное (требующее волевого сосредоточения)

3) послепроизвольное (возникающее как произвольное, а затем функционирующее непроизвольно, без принуждения).

Свойства внимания

1) Устойчивость внимания - это способность сохранять концен­трацию внимания длительное время.

2) Кониентраиия внимания - это степень его сосредоточенности на главном в деятельности.

3) Переключаемость внимания - это способность к попеременному выполнению нескольких видов деятельности.

4) Распределение внимания - это способность к одновременному вы­полнению нескольких видов деятельности.

5) Объем внимания - это способность одновременно воспринимать большее или меньшее количество объектов.

Речь

Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

Язык - это средство общения и система словесного выражения мыслей.

Свойства речи

· Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответст­вием действительности.

· Понятность речи достигается синтаксически правильным по­строением предложений, а также применением в соответствующих
местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

· Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенно­стью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

· Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чув­ства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Функции речи

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, её эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

1. Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

2. Функция обозначения состоит в способности человека посредст­вом речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

3. Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми
посредством слов, фраз.

Виды речи:

1. Устная речь - это общение между людьми посредством произне­сения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

2. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение от­носительно длительного времени излагающего свои мысли.

3. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

4. Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

5. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: