Речь как форма коммуникативной деятельности юриста

В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, поддерживать с ними на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Для того чтобы эффективно участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Говоря о закономерностях общения, необходимо исходить из того, что в процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом контексте, обусловленном объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи и т.д.).

Социальная роль - это определенное фиксированное положение конкретного человека в системе его межличностных отношений.

Кроме того, на ролевые отношения сторон с присущим каждому партнеру индивидуальным стилем исполнения большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус - это положение, авторитет человека в обществе, той или иной социальной группе. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т.д.

В структуре общения выделяют три его взаимосвязанные стороны: коммуникативную (вербальное и невербальное общение), состоящую в обмене информацией между людьми; Весьма внимательно следует относиться к нарушениям речи, которыми являются:

а) логорея - повышенная речевая активность, многословие, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

б) персеверация - многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

в) разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

г) излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

д) резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности1.

Некоторые авторы, например известный австралийский специалист по "технологиям общения" Алан Пиз, полагают, что с помощью невербальных средств коммуникации передастся до 55-65% (и более) информации. Значение их настолько велико, что если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, оказываются рассогласованными (неконкурентными), то люди в большей мере полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего "Я".

перцептивную, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними психологического взаимопонимания;

Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему. Г. М. Андреева называет эмпатию аффективным "пониманием", поскольку партнер по общению не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".

Рефлексия - это процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером но общению; своего рода размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: "Я думаю, что он думает, будто я думаю... и т.д."1. Таким образом, содержательной стороной рефлексии в данной ситуации является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению относительно друг друга.

эффект ореола стереотипизация, первое впечатление, эффект края,

интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия, совместных действия (деятельности) партнеров общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: