Вопрос 10. Психология памяти и ее роль в деятельности юриста

Память – сложное психическое явление, которое состоит в способности человека сохранять в сознании и воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. Память связана с восприятием и другими формами сознания личности.

В профессиональной деятельности юриста память выполняет достаточно широкие функции. Она должна отличаться большим объемом, прочностью запоминания, достаточной мобилизационной готовностью припомнить необходимые сведения, причем в нужный момент. Юрист-практик должен и обязан уметь извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, клиентов необходимую информацию, и, естественно, он должен обладать и пользоваться знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения. И это качество является очень важным в деятельности следователя, судьи, адвоката. Существуют следующие виды памяти: образная (самый активный вид памяти свидетелей, клиентов и т.д.); двигательная (память очередности действий свидетелей и т.д.); эмоциональная; вербально логическая – это ведущий тип памяти, основанный на наших мыслях, выраженных в словесной форме; непроизвольная; произвольная (этот вид памяти самый продуктивный, так как он опосредован целями и задачами запечатлеть, сохранить факты); кратковременная, долговременная, оперативная.

Юристу в своей профессиональной деятельности необходимо обращать внимание на следующие закономерности памяти, которые в свою очередь складываются из процессов запоминания, воспроизведения, забывания:

для адвокатской (следственной) практики интерес представляет запоминание в виде наглядных (эйдетических) образов, т.е. человек отлично и непроизвольно запоминает объект и затем подробно его воспроизводит;

необходимо учитывать «эффект Зейгарник» – незавершенные, прерванные действия запоминаются в два раза чаще, чем законченные (случаи со свидетелями, объективная оценка их показаний и т.д.);

учитывать особенности воспроизведения – реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых связей (повторные правовые опросы и т.д.);

учитывать процессы забывания у людей с определенными нарушениями психической деятельности;

использовать приемы активизации памяти участников гражданского (уголовного) процесса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: