6.1. Становление прикладной конфликтологии
6.2. Причины и виды организационных конфликтов
6.3. Способы разрешения и поведение в организационном конфликте
Конфликтология возникла сравнительно недавно для решения задач прикладного характера, прежде всего повышения эффективности управления деловыми организациями. Любая организация предполагает неравенство статусов, иерархию руководства и подчине-
ния, противоречия интересов, норм деятельности, формальной и неформальной структур. Конфликты различных интересов неизбежны, но в некоторых организациях они вырастают до таких масштабов, что разрушают организацию. По данным американских исследователей участие в конфликтных ситуациях того или иного типа, преодоление или предупреждение напряженности в организации занимает до 20 процентов рабочего времени менеджеров, выступающих их непосредственными участниками или посредниками между подчиненными. Очевидно, что понимание социальной и психологической природы конфликтов, обладание навыками их разрешения - обязательный компонент эффективного организационного поведения менеджера.
6.1 Становление прикладной конфликтологии
Основоположником конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера (1820-1903), стоящего на позициях социал-дарвинизма. Конфликты в обществе Г.Спенсер объяснял законами естественного отбора и всеобщей борьбой за выживание социальных групп. Переход от военного к промышленному типу организации социальной системы, по его мнению, прогрессивен, поскольку конкуренция и неравенство ведут к отбору лучших и сильнейших, обрекают на гибель слабых и угнетенных. Своевременное разрешение социальных конфликтов исключает революционные потрясения. Г.Спенсер считал возможным и отдавал предпочтение эволюционному развитию человечества. Организационные конфликты Г.Спенсер не рассматривал.
К.Маркс (1818-1883) и социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт - всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Антагонизм классов при капитализме, считал К.Маркс, связан с исторически определенной фазой развития производства и является выражением противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Различным общественно-политическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры, а классовая борьба в буржуазном обществе неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет переход к бесклассовому (социально бесконфликтному) обществу.
Организационные конфликты в экономике, такие как забастовки, трудовые споры, марксизм рассматривает, прежде всего, с точки зрения столкновения интересов классов.
Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) сделал "конфликт" центральной категорией своей теории. В основном он исследовал конфликты в области культуры, духовной жизни, и даже саму социологию называл "психологической микроскопией взаимоотношений между атомами общества" (индивидами и группами). Поскольку конфликт неизбежен - такова биологическая природа человека, - постольку социальная структура органически включает в себя процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Социальное расслоение на высшие и низшие социальные группы, начальников и подчиненных, по мнению Г. Зиммеля, создает условия для множества мелких конфликтов, способствующих стабилизации общества. Он сформулировал некоторые законы конфликтного взаимодействия групп:
- частые и не слишком длительные конфликты помогают избавиться членам группы от враждебности друг к другу;
- чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфликтных групп;
- постоянные поверхностные конфликты институциализируются и регулируются традициями и иными групповыми нормами;
- чем острее конфликт между группами, тем меньше в каждой группе терпимости к отклонениям и разногласиям.
Со второй половины нашего столетия конфликтология превращается в прикладную науку, особый междисциплинарный комплекс знаний о причинах и способах разрешения
96 конфликтов. Особенности западных исследований заключаются в том, что при объяснении природы конфликта специалисты прибегают в основном к психологической и социально-психологической редукции, то есть излишне психологизируют социальные процессы в различных организациях. Рассмотрим кратко некоторые из этих теорий.
Суть концепции Л. Козера состоит в следующем: обществу присуще неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность. Чувственно-эмоциональная тревожность, раздражительность периодически проявляются в конфликтном общении, взаимных столкновениях субъектов. Причины конфликтов Л. Козер видит в экономическом неравенстве, стремлении к перераспределению материальных ресурсов, но само содержание конфликта у него сводится к "напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов". Таким образом, социальный конфликт сводится к борьбе за ценности, столкновению претензий на определенный статус, власть, в которых целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника.
Общепризнанны достижения Л.Козера в описании функций организационного конфликта.
Среди них он выделяет следующие позитивные функции:
1. Функция структурирования организации и поддержки нормальных внешних границ групп. Если в одном из подразделений организации избыток работников, а в другом из-за недостатка персонала чрезмерная интенсивность труда, то организация неизбежно сталкивается с конфликтом, в ходе которого устанавливаются нормальные пропорции и границы групп;
2. Функция стимулирования активности членов организации, снятия синдрома покорности;
3. Функция обнаружения лидеров организации, поскольку в конфликте ранее незаметные сотрудники могут обнаружить мужество и смелость, а руководители — трусость и иные недостатки;
4. Конфликт не дает организации окостенеть, застыть, он толкает ее к изменениям и развитию, открывает дорогу инновациям;
5. Функция творчества групповых норм;
6. Интеграция, идентификация^ социализация и адаптация индивидов в процессе конфликта;
7. Диагностическая функция - конфликт проясняет обстановку, вносит определенность в расстановку организационных сил;
8. Информационная и связующая функция, позволяющая оппонентам лучше узнать друг друга.
Наряду с позитивными функциями организационный конфликт порождает ряд негативных функций и роследствий:
1. Функция ухудшения социально-психологического климата;
2. Функция снижения производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
3. Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;.
4. Уменьшение сотрудничества между оппонентами не только в ходе конфликта, но и после него;
5. Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу, препятствующий разрешению проблем и преодолению разногласий;
6. Большие материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.
Л. Козер теоретически обосновал некоторые особенности социальных конфликтов, которые легли в основу дальнейшего развития конфликтологии. В частности, он показал, что острота и длительность межгруппового конфликта зависят от структуры группы, конформизма ее членов и качеств лидера, от традиций и иных групповых норм.
Ныне живущий немецкий исследователь конфликтов Ральф Дарендорф в середине 60-х годов разработал "конфликтную модель общества". Согласно Р. Дарендорфу, общест-
во состоит из императивно координированных ассоциаций" - семей, предприятий, учреждений, партий и иных организаций. Все эти ассоциации навязывают участникам два типа ролей: правящих и управляемых. Поскольку роли четко разграничены, а господство и подчинение узаконены, власть и авторитет оказываются самыми дефицитными ресурсами и становятся объектом конфликтов. Правящие заинтересованы в том, чтобы сохранить статус-кво, а управляемые хотят перераспределить власть и авторитет в свою пользу. Р. Да-рендорф подчеркивает, что в правовом государстве все конфликты институциализированы, рационально регулируются, и это исключает социальные взрывы. Предприниматели используют свою финансовую мощь, законодательство, управленческие навыки, штрейкбрехеров, а рабочие - профсоюзы, право на забастовку, согласительные процедуры. В итоге классовый конфликт не разрешается окончательно, а лишь регулируется, удерживается в определенных рамках по принятым обеими сторонами правилам. Организационный конфликт регулируется на основе социального партнерства.
Творческое наследие К. Маркса повлияло также на современного норвежского теоретика конфликтологии Йохана Галтунга, который в основном изучает насильственные социальные конфликты. Он использует широкую концепцию насилия и выделяет 12 типов насилия, попарно отражающих различные стороны этого феномена:..
1. фактическое - потенциальное;
2. физическое - психическое;
3. с объектом - без объекта;
4. намеренное - ненамеренное;
5. манифестное - латентное;
6. личное - структурное.
Если личное насилие предполагает прямые действия конкретного субъекта, то структурное насилие воздействует косвенно, через социальные структуры, остается невидимым и может неосознаваться. Структурное насилие стабильно и устойчиво, поскольку устойчивы социальные структуры. Современные социальные структуры, в том числе в хозяйствующих субъектах, воспроизводят социальную несправедливость в смысле неравного распределения ресурсов и неравных жизненных шансов. Ядром насильственной структуры является неравный обмен, эксплуатация вышестоящими группами нижестоящих, начальниками подчиненных. Руководители (власть имущие) не только получают больше благ и возможностей, но и манипулируют сознанием нижестоящих в "сочетании с ограничением доступа к информации. Поэтому социальные группы, имеющие низкие доходы, как правило, имеют и низкий уровень образования, здоровья, позиций во власти. В итоге структурное неравенство порождает различные формы прямого насилия и структурные конфликты. Чем. выше уровень структурного насилия, обделенность человека за счет неравенства позиций в организации, тем выше уровень прямого насилия, жестокости.
На уровне формальной структуры организации с помощью прямого или структурного насилия можно на некоторое время подавить социальные конфликты, но в критической ситуации не исключен мощный взрыв латентных конфликтов, причиной которых являются эти социальные структуры. Насилие воспроизводит насилие, лишь на некоторое время, загоняя его в институциализированные русло. Уничтожение конкретных людей в структуре приводит к тому, что вакансии заполняются теми, кто боролся с несправедливостью. Это, как в сказке Шварца про дракона. Убив дракона, сам становишься им. Уничтоженная структура воскресает, потому что сохранилась в сознании людей, пришедших к власти.
Среди теорий, претендующих на универсальное применение, важное место занимает " общая теория конфликта". Ее автор - американский социолог и экономист, специалист по общей теории систем Кеннет Боулдинг. Признавая неизбежность общественных конфликтов, естественное стремление человека к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, он в то же время признает закономерность движения общества к гармонии и преодолению противоречий социальной системы. К.Боулдинг признает интуицию и мистику важнейшими инструментами познания конфликтного взаимодействия, усматривает сущность социального конфликта в некоторых стереотипных реакциях человека и полагает, что всякий
конфликт можно преодолеть и разрешить, манипулируя сознанием оппонентов, изменяя ценности, влечения, установки субъектов.
В 60 - е годы XX столетия в разработку проблем улаживания конфликтов активно включились психологи. Сегодня они явно доминируют по числу публикаций. Психологи сконцентрировали внимание на анализе межличностных и внутриличностных конфликтов противоречий, на поиске психологических приемов разрешения и предупреждения конфликтов в организациях.
В 80 - е годы начинается широкое применение психологических и социологических наработок в практике управления конфликтами. Создаются специальные программы тренингов поведения в конфликтной ситуации. Развиваются переговорные методики разрешения конфликтов. В университетах начинают готовить медиаторов-посредников, которые оказывают реальную помощь в разрешении конфликтов..Медиатор становится привычной фигурой в штате крупной фирмы.
6.2 Причины и виды организационных конфликтов
В рамках различных теорий конфликта исходные понятия трактуются по-разному, в зависимости от методологических принципов и целей авторов. К.Боулдинг и его сторонники рассматривают конфликт как ситуацию конкуренции, в которой стороны осознают несовместимость настоящих или будущих потенциальных позиций (или состояний), и каждая стремится занять позицию, несовместимую со стремлением другой. Эту позицию разделяют и российские социологи Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк. По их мнению, конфликт — это деятельность людей и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание конфликтному действию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, планированию своих действий.
Между тем организационные конфликты могут быть и неосознанными. В ходе конфликта квазигруппы, объединенные предполагаемым единством интересов и позиций, только на высокой стадии конфликтного взаимодействия объединяются в реальные группы интересов с осознанными целями. >.
Существуют явления, близкие к конфликту - соревнование, состязание, конкуренция. Противоборство здесь присутствует, однако, оно не обострено до степени враждебности. Подавление противника - не самоцель. Кроме того, конкуренция - это противостояние сторон, независимо друг от друга прилагающих усилия для достижения своих целей. Конфликт же есть такое противостояние субъектов, поведение которых направлено друг против друга. Особый случай представляют собой игры, в том числе спортивные. Это имитация конфликта, а не социальный конфликт; кончается игра — кончается и обмен "конфликтными" действиями.
Большинство социологов считают, что организационный конфликт должен обладать следующими необходимыми характеристиками.
1. Иметь как минимум две конфликтующие стороны.
2. Полностью или хотя бы частично взаимоисключающие ценности и установки, основанные на двух вида дефицита. Позиционный дефицит - это невозможность исполнения двумя субъектами одной и той же роли, занятия одного статуса (должности). Ресурсный дефицит - это невозможность в полной мере удовлетворить свои потребности в каких-либо социальных благах, ресурсах.
3. Направленность действий участников друг против друга.
4. Взаимоотношения, при которых одна сторона может что-то приобрести за счет другой стороны и, следовательно, поведение, направленное на разрушение планов, намерений сторон.
5. Овладение дефицитными ресурсами и социальными позициями с помощью силы, угроз и т.п.
Таким образом, организационный конфликт - это тип социального взаимодействия, осуществляемого двумя или большим числом субъектов (индивидов, групп, организаций) на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов. Поскольку деловые организации являются сложными социальными системами, обладающими рядом структур, то и организационные конфликты отличаются многообразием. По составу сторон конфликты, возникающие в организациях, можно разделить на четыре категории.
1. Внутриличностные конфликты. Специалисты выделяют внутриличностные ролевые конфликты разнонаправленных требований, конфликты организационных и личностных потребностей и иные. Основная причина большинства ролевых конфликтов сотрудников организации - противоречащий их воззрениям приказ непосредственного начальника или одного из руководителей компании.,
2. Межличностные конфликты. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несовместимость темпераментов, несходство характеров, различия в восприятии и оценке событий. Однако анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Это может быть борьба за ограниченные материальные ресурсы, производственные площади, за власть и влияние. Довольно часто межличностные конфликты возникают в управленческой вертикали, когда, например, подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему повышенные требования, а последний убежден в способности подчиненного работать с более высокой интенсивностью. Межличностные конфликты возможны и на одном уровне иерархии, когда сталкиваются претензии на доминирование оппонентов с одинаковым статусом.
3. Межгрупповые конфликты. Организация состоит из множества формальных, неформальных, социально-демографических групп, между которыми может возникать напряженность. Например, между линейным и штабным персоналом, старшим поколением и молодежью, между работниками различных функциональных подразделений, между неформальными группами внутри подразделения и т.п. Каждая из сторон в межгрупповом конфликте использует противостояние для собственного сплочения, получая существенный психологический выигрыш от осознания собственной правоты на фоне «очевидной» неправоты другой группы. Поэтому межгрупповые конфликты сопровождаются «деиндивидуа-лизацией». Членов оппозиционной группы воспринимают не как личностей, а просто представителей стана врагов. В межгрупповом конфликте обычно проявляется групповая атрибуция, то есть перекладывание ответственности за потери времени, ресурсов, негативные последствия на «чужих». Даже раскол внутри своей группы сотрудники склонны объяснять кознями врагов, заговорами.
4. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы формируют свои нормы и традиции. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривается как вызов. Другой вариант конфликта этого типа -конфликт руководителя (чаще всего авторитарного типа) с группой. Если администратор игнорирует неформальные коммуникации в группе, не учитывает ее внутренней стратификации, он неизбежно вступает в конфликт. Такие конфликты длительное время могут, существовать в латентной форме, периодически проявляясь в форме взрывов негодования.
Прежде чем начать управлять конфликтом, необходимо установить его присутствие в организации. Во многих случаях признаки конфликта совершенно очевидны: это могут быть споры, ссоры, раздражение, эмоции и даже скандалы, формальные выяснения отношений или жалобы.
Такие конфликты легко выявляются. К сожалению, многие конфликты не столь очевидны. Подобно айсбергу, они открывают взору наблюдателя лишь малую верхнюю свою часть, оставляя невидимой значительную часть ежедневной жизни организации. Однако и то малое, что находится на поверхности, можно обнаружить, если наблюдать достаточно внимательно. Среди признаков скрытых конфликтов можно выделить такие, как:
холодность и строгая формальность отношений между участниками конфликта;
отсутствие или нежелание обсуждать вопросы на совещаниях;
многократное рассмотрение одних и тех же вопросов на совещаниях без прогресса в их решении:
нежелание индивидуумов или групп общаться между собой;
один работник (одна группа) «топит», доносит на другого (другую);
постоянные ссылки на формальные правила и инструкции;
конкретные работники при обсуждении любых вопросов оказываются в окружении одних и тех же союзников, это может служить признаком опасной поляризации взглядов, увеличивающей вероятность деструктивных конфликтов и приводящей к разрушению целостности и управляемости организации. Если члены организации по различных вопросам не образуют устойчивые коалиции, то ситуация не опасная.
Организационные конфликты по их источникам и сферам проявления можно классифицировать следующим образом: структурные конфликты; инновационные конфликты; позиционные конфликты; мотивационные конфликты; соперничество за ресурсы;
социально-психологические конфликты; конфликты-фантомы.
Рассмотрим подробнее данные организационные конфликты и их причины.
Структурные конфликты. Примерами структурных конфликтов являются конфликты между подразделениями, отделами и службами. Их основа - в противоречивых тенденциях взаимодействия департаментализации и единоначалия - закономерности любой организации. Осуществление бухгалтерией функций учета и контроля обычно вступает в противоречие с потребностями производственных подразделений в быстроте и оперативности распоряжения финансовыми ресурсами; бухгалтерия заинтересована в экономии фонда заработной платы, производственные цеха - в его увеличении. Интересы отдела маркетинга обычно вступают в противоречие с интересами производственных подразделений: маркетологи - за повышение «качества, изменение дизайна продукции, производственники - за стабильность технологического процесса, предотвращение инноваций.
Технологическая неопределенность, нечеткость организационной структуры, функций, полномочий, нарушение субординации - типичные причины структурных конфликтов в организации. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные цели, представления о путях и способах достижения общих целей.
Подобный конфликт может возникнуть и внутри подразделения. Например, когда группа инженеров разной квалификации занята разработкой одного изделия. В этом случае специалисты с более высокой квалификацией могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач в организации при неравных возможностях всегда приводит к конфликту.
Инновационные конфликты. Сотрудники организации придерживаются различных воззрений относительно направлений развития организации. Когда внедряется новая технология, меняется организационная структура, распределение функций, полномочий затрагиваются интересы многих сотрудников. Функционирование предполагает циклическое воспроизводство организационных процессов, а нововведения нарушают эти циклы, изменяют параметры системы. Возникает инновационное противоречие. Наибольшее напряжение и сопротивление появляется в «плотных» организационных системах с высоким уровнем формализации, развитой иерархией, большими потоками информации.
Нововведение само по себе противоречиво, поскольку не всегда ведет к прогрессу, нет уверенности, что оно окажется оправданным. Иногда отсроченные и косвенные негативные последствия инновации полностью перекрывают его прямой позитивный эффект. Сама инновация может стать объектом конфликта. В борьбе инноваторов и консерваторов иногда правы и те, и другие.
Вероятность инновационных конфликтов тем больше, чем:
больше членов организации вовлечено в.инновационный процесс;
радикальнее инновация;
быстрее идет процесс внедрения;
меньше был срок планирования, обоснования нововведения;
хуже социально-экономический климат в организации;
хуже информационное обеспечение нововведения.
Лучшим способом борьбы с инновационными конфликтами является их предупреждение и формирование предпринимательского стиля организационного поведения. Функционально-ролевое поведение сотрудников характерно для бесприбыльных организаций (больниц, университетов, социальных служб). Предпринимательский стиль поведения вместо того, чтобы подавлять и минимизировать изменения, стремится к ним. Организации с гибкой административной структурой, поощряющие творчество сотрудников, находящиеся в постоянной конкуренции за ноу-хау, обычно не страдают от инновационных конфликтов.
Позиционные конфликты. Позиционные конфликты, или конфликты значимости, очень напоминают детские споры на тему «кто главнее». Такие конфликты возникают как на межличностном, так и на межгрупповом уровне. Межгрупповые конфликты такого рода особенно характерны для организаций с линейно-штабной структурой. Штабные подразделения, выполняющие, по мнению линейных подразделений, вспомогательные функции, без которых можно обойтись, испытывают постоянное давление пренебрежительного отношения к себе и отвечают высокомерием. Даже при отсутствии прямого конфликтного взаимодействия определенный конфликтный фон присутствует в оценках работы: «Мы тут упираемся, вкалываем, а в соседнем цехе бьют баклуши. А как премии делить, так всем поровну!».
На межличностном уровне и на уровне личность - группа конфликты значимости часто возникают на почве действительной и кажущейся недооценки вклада личности, ее роли в решении задач организации.
Мотивационные конфликты. Близки к позиционным конфликтам мотивационные конфликты. Они возникают на почве расхождений в оценке своих способностей, неопределенности критериев поощрения и вознаграждения. Если подчиненный оценивает свой вклад в общий результат работы как высокий, а менеджер - совсем наоборот, неизбежен мотивационный конфликт. Подробнее об этом мы говорили в другой главе.
Соперничество за ресурсы. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Поэтому соперничество за ресурсы существует в организации всегда. Характер конфликта оно приобретает тогда, когда исполнители, между которыми распределяется ресурс, ставят в зависимость от его получения выполнение своих должностных задач. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся им более обоснованными.
Соперничество за ресурсы приобретает в организации драматический характер из-за механизма идентификации. Человек в своих поступках отождествляет себя со служебной функцией. Невыполнение какой-то производственной задачи воспринимается как личная неудача, хотя с имеющимися в его распоряжении ресурсами эту задачу невозможно решить. Для начальника подразделения конфликт оборачивается еще одной гранью - сохранением личного авторитета среди сотрудников. Вступая в схватку за дефицитный ресурс (время, материальные ценности, деньги), начальник демонстрирует готовность отстаивать интересы своих сотрудников. («В соседнем отделе премию опять дали в полтора раза больше, чем нам. А наш шеф не мог подсуетиться!»)
Коммуникационные конфликты. Конфликты в организациях часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Неполная и неточная передача информации или отсутствие информации вообще, перегрузка коммуникационных каналов приводят к дисфункциям и порождают конфликты. Конфликты возникают, когда носитель формального статуса пытается пресечь функционирование неформальных коммуникаций. В свою очередь, неформальные коммуникации могут вступать в противоречие по своему содержанию и значительно снижать эффективность формальных коммуникаций. Часто коммуникацион-
ные конфликты порождает элементарная небрежность в обращении со словами-конф ликтогенами.
Социально-психологические конфликты. Эти конфликты возникают вследствие психологической несовместимости членов малых групп. Для обеспечения совместимости требуются три основных качества: способность критически относиться к себе, терпимость к другим, доверие к коллегам. Отсутствие этих качеств всегда порождает конфликт. Складывается неблагоприятный социально-психологический климат, активизируется борьба за лидерство в группе, начинаются склоки. Группа легче сплачивается, сталкиваясь с трудностями. Если таковых не создает содержание работы, то нередко сплочение идет на почве борьбы против общего врага. Отсутствие врага вне группы активизирует его поиск внутри группы. Чаще всего искать приходится недолго, так как в любой организации есть трудные (конфликтные) типы личностей. По данным социолога Роберта Брамсона, опросившего 400 британских менеджеров, их не более 10 %, то есть, чтобы обеспечить в компании благоприятный психологический климат, необходимо прилагать усилия лишь к десятой части персонала. Остальные сами упорядочиваются.
Среди конфликтных типов, порождающих социально-психологические проблемы в организации, Р.Брамсон выделяет три агрессивных типа и несколько неагрессивных. К агрессивным относятся: «танки», «снайперы», «взрывники».
«Танки» самоуверенны, не любят агрессивных реакций со стороны тех, к кому обращаются. Чтобы добиться в споре с ними каких-либо успехов, полезно дать им выпустить пар. Тогда они становятся ручными.
«Снайперы» стреляют в коллег различными колкостями и остротами. Самым эффективным методов воздействия на них является прямая атака. Если потребовать, чтобы «снайпер» разъяснил, что он имеет в виду своей остротой, тот затихнет. Но ответные действия следует проводить так, чтобы они не теряли лица. Иначе они взрываются, или затаиваются «с камнем за пазухой».
«Взрывники» - это те, кто внезапно оглашает рабочее помещение криками и бранью. Они артистично выходят из себя, создавая впечатление^ что их сильно обидели. Надо дать им выплеснуть накопившиеся эмоции и промолчать. Минут через пять они ощущают потребность извиняться.
«Жалобщики» являются неагрессивными типами. Они пересыпают свою речь словами «всегда» или «никогда». Красочно описывают свои беды, хотят, чтобы их слушали в спокойной обстановке и непременно сидя. Лучшее, что можно сделать для нейтрализации «жалобщиков» — перефразировать своими словами их нытье, дав понять, что их переживание замечено. Доказывать, что они неправы, бесполезно.
«Нерешительные» делятся на два типа: «аналитики», которые боятся сделать ошибку, «добряки», которые боятся нажить врагов. Эти типы обладают повышенной тревожностью и делают много шагов перед тем, как что-то предпринять всерьез. Нерешительные сторонятся тех сотрудников, которые на них оказывает давление. Навязанные предписания выполняют без энтузиазма.
«Безответственные». Обычно это тоже тревожные личности, однако тревоги порождают у них не уход от конфликта, а агрессию. На них хорошо действует дружеское расположение. Если они почувствуют к себе хорошее отношение, то их поведение входит в нормальные рамки.
«Всезнайки». Это настоящие эрудиты и ценные работники, но если они ведут себя высокомерно, то порождают у окружающих чувство неполноценности. Они редко признают свои ошибки, отсюда и конфликтность. Бывают и липовые эрудиты. С такими проще, так как легко обнаружить их некомпетентность.
Конфликты - фантомы. Это искусственно созданные конфликты, которые изначально не имели ни предмета, ни объекта, ни реального противостояния интересов. Они могут возникать по причинам сугубо субъективным, когда некоторые члены организации предрасположены к конфликтному поведению. Иногда конфликты-фантомы - следствие целенаправленных интриг отдельных сотрудников. Предположим, на работу в организацию приняли нового сотрудника, обладающего демонстративным типом личности. Присмот-
ревшись к отношениям сотрудников, он решается на манипуляцию этими отношениями в надежде извлечь выгоду для себя. Руководителю «демонстратор» сообщает о негативных высказываниях в его адрес одного из сотрудников. Сотруднику сообщает о нечаянно услышанном негативном мнении о нем из уст начальника. Обоих просит сохранить тайну как знак своего доверительного к ним отношения. В итоге, если в организации нет атмосферы гласности, опыта решения организационных конфликтов, приятельские отношения между руководителем и подчиненным сначала ограничиваются, становятся настороженными, а затем и конфликтными. Манипулятор торжествует. Конфликт - фантом далее развивается по общим законам, хотя изначально не имел под собой никаких оснований.
6.3 Способы разрешения организационных конфликтов
Участники конфликта. Участниками конфликта являются отдельные личности, группы, организации, государства. В организационном конфликте участниками являются члены организации. Четко идентифицировать участников в организационных конфликтах бывает трудно. Обычно в таких конфликтах за крупными структурными конфликтами всегда можно выделить множество мелких противоречий и конфликтов, в том числе индивидуальных, которые сначала выходят на передний план, заслоняя противостояние главных противников.
Основные субъекты конфликта называются оппонентами или противоборствующими сторонами.
Представители диадической модели социального конфликта утверждают, что основными участниками являются две стороны (К.Маркс, Р.Дарендорф и др.). Если в конфликте участвуют несколько социальных субъектов, то их коалиция восстанавливает биполяр-ность. Представители плюралистической модели (например, немецкий социолог В.Бюль) считают, что конфликт - это всегда многомерное явление, включающее многих участников, имеющее несколько уровней (конфликт интересов, норм, ценностей, социальных статусов и f.п.). В дальнейших рассуждениях мы будем опираться на диадическую модель конфликта.
Противоборствующие стороны могут быть неравнозначными, иметь разные ранги. Ранг - это сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися в распоряжении ресурсами и властью. Например, личность может конфликтовать с группой, государственным органом и победить, если ее ранг окажется выше (сила закона, нравственная стойкость, умения, деньги, широта социальных связей и т.п.).
Не все участники конфликта находятся в непосредственном противоборстве. Есть также свидетели, посредники, подстрекатели, пособники. Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Пособник -человек, содействующий развитию конфликта советами, технической помощью, иными, способами. Например, в групповых конфликтах всегда находятся люди, возбуждающие окружающих (выкрикивающие лозунги, требующие расправы, бросающие камни и т.п.). Посредников, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить, разрешить конфликт, также можно считать его участниками.
Иногда конфликтологи среди участников обнаруживают лиц, имитирующих роли оппонентов: человек так входит в роль, что способен искусственно поддерживать конфликт даже длительное время после его разрешения.
Предмет и объект конфликта. Под предметом в конфликтологии принято понимать объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной разлада между оппонентами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Поиск путей разрешения конфликта начинается с определения его предмета, и сделать это совсем не просто. Многие конфликты имеют запутанную историю. Напластование проблем может сделать предмет конфликта расплывчатым, разделить его на отдельные частные предметы. Многие специалисты считают, что объектом конфликта является некий дефицитный ресурс и контроль над ним. Власть с этой точки зрения - вариант кон-
троля над ресурсами, а собственность и есть сам ресурс. В более широком плане объектом конфликта может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом удовлетворения личных, групповых, общественных потребностей или интересов. Важно, чтобы к нему стремились различные субъекты., По мнению Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк, объект конфликта должен быль не только доступен оппонентам, но и неделим. Например, одна должность президента, на которую претендуют несколько кандидатов. Однако, не все конфликты таковы. Возможны дефицитные, но делимые, на основе компромисса ресурсы. Стороны могут не подозревать о делимости объекта конфликта, поскольку' нечетко формулируют свои интересы. Представим себе ситуацию: две девочки претендуют на один апельсин, каждая из которых желает получить его целиком. После долгих упрашиваний, угроз прекратить дружбу, взаимных обид они делят его пополам и сердито расходятся в разные стороны. Одна из, них выбрасывает кожуру и съедает мякоть апельсина, вторая выбрасывает середку и бережно несет на кухню цедру, необходимую ей, чтобы испечь кекс. Объект, очевидно, делим, предмета конфликта не существует, подруги просто не раскрыли свои интересы, и использованный способ разрешения конфликта создал предпосылки для последующих коллизий.
В процессе анализа ситуации важно также учитывать субъективную неделимость объекта, амбиции, капризы, стремление к самоутверждению. Если двум детям дать по интересной красивой игрушке, каждый может захотеть ту, с которой играет другой или даже обе. Имея груз предшествующего конфликтного взаимодействия, сотрудники организации даже при явной делимости объекта часто склонны к конфронтации.
Конфликт может и не иметь объекта. Представьте ситуацию в студенческом общежитии, где один собирается спать, а другой смотреть по телевизору рок-фестиваль. Конфликт здесь возникает не из-за того, что студенты стремятся контролировать какую-то ценность, а просто из-за помех, снижающих эффективность деятельности каждого из них.
Социальная напряженность и конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация -это такое сочетание объективных условий и обстоятельств, которое создает почву для реального противоборства и реальный предмет конфликта для оппонентов. Поскольку такая ситуация предшествует собственно конфликту, она в полной мере не осознается как конфликтная. Например, на предприятии намечается сокращение штатов. Вопрос о сокращении конкретных людей еще не решен, но все знают, что кто-то пострадает, и в результате снижается эффективность труда, растут раздражительность и подозрительность. Конкретные оппоненты еще не определились. Конфликтная ситуация складывается постепенно й неминуемо на фоне изменения социальной напряженности.
Социальная напряженность измеряема, она может снижаться и увеличиваться. Конфликтологов обычно интересует граница между фоновой социальной напряженностью и индексом ее роста, свидетельствующим об опасности социальных взрывов. Таким образом, рост социальной напряженности еще не означает перехода конфликтной ситуации в конфликт, это своеобразное поле, в котором развертывается конфликт.
Субъективное отражение конфликтной ситуации в сознании участников не обязательно соответствует действительному положению дел и, как правило, содержит искажения, способные достигать огромных масштабов. Иногда причиной конфликта в условиях высокой психологической напряженности становится элементарное непонимание другой стороны. Для понимания поведения участников организационного конфликта важны не столько факты, реальное состояние дел, а скорее их восприятие. Поэтому важным элементом конфликтологического анализа является исследование образов конфликтной ситуации, т.е. представлений оппонентов о себе, противниках, их возможностях, тактике и т.п.
Специалисты различают неадекватно понятую кЪнфликтную ситуацию (когда масштабы противостояния преувеличиваются или недооцениваются), и конфликтную ложную ситуацию (когда объективного противоречия нет). В последнем случае нередко вступают в конфликт, находя для себя реальный объект. На осознание конфликтной ситуации влияют установки, предубеждения, двусмысленность сообщений, неправильное истолкование действий и поступков. Но это еще не сам конфликт, а предконфликтная стадия противостояния сторон.
Инцидент (повод) конфликта. Событие или обстоятельство, являющееся толчком к началу конфликта, переводу его из латентной стадии в открытое столкновение, называется инцидентом. Например, пограничный инцидент в атмосфере международной напряженности становится поводом к началу военных действий, хотя истинные причины межгосударственного столкновения лежат глубже. Повод можно и придумать. В этом случае мы имеем дело с провокацией конфликта. Обычно провокация строится по следующей схеме: сторона, желающая развязать конфликт и в нем реализовать свои интересы, придумывает частную ситуацию, которую легко объяснить как проявление враждебности оппонента. Так действовала Германия в 1939 году, оправдывая свою агрессию против Польши. Один из супругов может начать спор о методах воспитания ребенка, хотя действительным предметом конфликта будет выяснение вопроса о том, кто в семье главнее.
Конфликтные действия. Конфликтное поведение объективно состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным действиям конфликтологи относят те, что непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Действия делятся также на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности, пленении, изгнании и т.п. Оборонительные - в удержании спорного объекта, защите материальных ценностей от уничтожения. Возможен и такой вариант действий как отступление, сдача позиций, отказ от интересов.
Главные разновидности действий:
а) действия, направленные на захват и удержание объекта;
б) создание помех и причинение косвенного вреда;
в) задевающие и оскорбительные слова и действия;
г) нанесение прямого физического ущерба (насилие);
д) угрозы и т.д.
Итак, если одна или обе стороны не пошли на уступки или один из оппонентов не попытался уклониться от конфликта, то противоборство переходит в острую стадию. Оно может закончиться быстро при явном перевесе одной из сил. Но чаще обмен конфликтными действиями не ликвидирует конфликтную ситуацию, и конфликт разгорается с новой силой.
Регулирование и разрешение конфликтов. В современной конфликтологии разделяют понятия регулирование и разрешение. При регулировании конфликта он завершается в результате противоборства сторон, каждаяиз которых стремится к достижению односторонних преимуществ. Результатом такой конфронтации обычно бывает или проигрыш одной из сторон или взаимный проигрыш (вынужденный компромисс при частичном удовлетворении интересов сторон).
Если стороны не проявляют доброй воли и желания разрешить конфликт с учетом интересов друг друга, а свое обращение к третьим сторонам рассматривают как способ до-лучения материальной или моральной поддержки своих позиций, то развитие событий характеризуется:
1. Конфликт воспринимается на основе установки о неизбежности поражения одной из сторон, поэтому каждая сторона стремится к получению односторонних преимуществ.
2. Энергия и действия сторон направляются, прежде всего, друг против друга, а не на ^решение проблемы.
3. Сходство позиций игнорируется, различие преувеличивается.
4. Конфликтующие стороны стремятся получить поддержку извне, и от третьих сторон ждут усиления собственной позиции.
5. Информация о существе проблемы искажается, скрывается, используется односторонне для усиления своей позиции.
6. Лидеры сторон выдвигаются на основе их способности занимать жесткую позицию, и демонстрировать меры, заставляющие противника отступить.
В конце концов, этот деструктивный процесс прекращается в связи с тем, что одна из сторон капитулирует, либо стороны признают тупиковый характер сложившейся ситуа-
ции. Таким образом, урегулирование конфликта - это его завершение в результате конфронтации и противоборства двух или нескольких сторон, осознающих противоположность, непримиримость, невозможность совпадения своих интересов. Это суд,
принудительный арбитраж, администрирование. Используются юридические нормы, административное принуждение, угроза наказания за неисполнение решений и т.п.
При разрешении конфликта он прекращается в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны, на основе анализа причин и содержания разногласий, направленного на максимальное сближение позиций и достижение соглашения относительно наилучших способов удовлетворения интересов сторон. Здесь ни одна из сторон не получает преимуществ, а их постконфликтные отношения могут развиваться на прочной основе. Следовательно, это стратегия выигрыш-выигрыш. Исключается всякое принуждение при принятии соглашения. Это прямые переговоры, согласительные процедуры (примирение), посредничество.
В синтетической теории организационного конфликта Льюиса Крисберга регулирование рассматривается в единстве со способами разрешения конфликта. По определению Крисберга конфликт представляет собой отношение между двумя и более сторонами, которые уверены в том, что имеют несовместимые цели. Сущность концепции заключается в следующем:
1) конфликт представляет собой рациональную деятельность, поскольку противоборствующие стороны оформляют свои интересы в виде определенных целей, тактик, методов и т.п.;
2) развитие и окончание конфликта определяется взаимодействием конфликтующих сторон;
3) взаимодействие оппонентов происходит в определенной социальной среде с присущими ей ценностями, символами, нормами;
4) социальные конфликты всегда предполагают партнерство, сотрудничество в некоторых аспектах, не всегда это насилие;
5) все стадии конфликтного взаимодействия связаны: не только каждая предшествующая стадия влияет на последующие, но и прогнозируемые последствия следующих стадий оказывают влияние на предшествующие.
Полный цикл состоит из пяти стадий:
1. объективные отношения - конфликтная ситуация;
2. осознание целей как несовместимых;
3. выбор пути достижения каждой из сторон;
4. стадия прямого конфликтного взаимодействия;
Достоинством концепции Крисберга, который заложил основы анализа конфликтных процессов с точки зрения влияния одной стадии на другую, является исследование связи между эскалацией и восприятием конфликта. Например, ему убедительно удалось показать, что предвидение оппонентами эскалации или деэскалации может повлиять на начальный выбор стратегии поведения в конфликте. Если конфликтующие стороны, по мнению Крисберга, определили свои цели адекватно объективным причинам конфликта, то завершение конфликта закономерно предполагает понижение вероятности возникновения нового конфликта. Неадекватное отражение объективной конфликтной ситуации в стратегии ведет к нереальным «конфликтам-фантомам». Нереальные конфликты имеют две основные характеристики: стороны борются за то, что нереально разделяет их, и острота конфликтного поведения необоснованно высока.
Многие конфликты на определенном этапе имеют тенденцию к эскалации (нарастанию остроты конфликтного поведения). В процессе развертывания конфликта каждая сторона претерпевает определенные организационные и социально-психологические изменения. Показателями эскалации могут быть отказ от каких-либо уступок, нарастание тревоги, ощущения безысходности, стремление принудить соперника к сдаче позиций и т.п.
Эскалация возможна при следующих условиях:
1. когда участники придерживаются мнения о необходимости интенсивных действий, чтобы скорее получить результат;
2. когда стороны намерены решительно защищать свои позиции и противостоять угрозе извне;
3. Когда стороны используют только наступательные и все более принудительные действия;
4. когда в борьбу вовлекаются новые участники, третья сторона.
Деэскалация возможна, когда девальвируются цели участников, растут издержки, победа бесперспективна, необходимо сохранить отношения. Заинтересованная в деэскалации сторона может попытаться изменить мотивацию противоположной стороны, подчеркивая нежелательность эскалации притязаний, предупреждая о значительных потерях, обращаясь к третьей стороне, переходя от принуждения к методам убеждения и т.п. Однако эти приемы нельзя толковать однозначно, поскольку необходимо учитывать статусные и психологические характеристики сторон. Например, применение силы и демонстрация решительности могут напугать противника и привести к деэскалации. В то же время мягкая реакция, демонстрация желания договориться может быть воспринята как проявление слабости.
Влияет на характер действий и содержание, предмет конфликта. Если на карту поставлены жизненно важные интересы, то вероятность эскалации возрастает. Что касается влияния на процессы эскалации и деэскалации социальной среды, то наиболее значимым фактором здесь является участие третьей стороны. Манипуляции групповым сознанием довольно значительно влияют на рост или сокращение числа сторонников оппонентов.
Основные способы разрешения организационных конфликтов^ Прежде всего, необходимо отметить, что завершение конфликта не всегда является его разрешением. Например, гибель обеих сторон на дуэли еще не означает, что тем самым конфликт разрешен. Разрешение конфликта - это решение его участников (третьей стороны) о прекращении противоборства.
Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Так или иначе, окончание связано с конкретным способом разрешения конфликта.
Возможности разрешения конфликта существуют во всех его стадиях, но лучше всего это сделать еще в процессе формирования конфликтной ситуации, упреждая обмен конфликтными действиями.
Поскольку основа конфликта - противоречие между интересами оппонентов, то лучшим способом является устранение этого противоречия. Конечно, это не всегда возможно. Обычно используются следующие способы устранения противоречий:
- изъятие объекта конфликта;
- раздел объекта между сторонами, компромисс, или установление очередности, иных правил обоюдного использования объекта конфликта;
- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
. - разделение сторон конфликта (расселение соседей, семейный развод, перевод конфликтующих сотрудников в разные отделы и т.д.);
- изменение ранговых позиций оппонентов, реорганизация групп, учреждений, политических организаций;
- перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление общего интереса;
- локализация и фрагментация конфликта, если не удается его окончательно разрешить;
- переговоры, арбитражный суд и посредничество.
Многие исследователи признают консенсус оптимальным способом разрешения всех конфликтов - от семейных до международных. С точки зрения организационного поведения - это согласие значимого большинства представителей организации относительно важных аспектов ее функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус - не единогласие, так как полного совпадения позиций сторон здесь не требуется, допускается
нейтральная позиция, воздержание от голосования, отдельные оговорки, но не прямые возражения. Он возможен по отношению к существу дела или правилам разрешения конфликта.
Независимо от масштабности конфликта достижение консенсуса предполагает освобождение предмета конфликта от сопутствующих наслоений, эмоциональных оценок, участие второстепенных персонажей. Здесь полезен перерыв в конфликтных действиях. Например, переговоры о политическом урегулировании обычно начинаются после прекращения огня и разъединения воюющих сторон. Любая консенсуальная процедура должна исключать доминирование одной из сторон и обеспечивать использование объективных критериев в оценке ситуации. В последние годы широкое признание у конфликтологов получила концепция достижения соглашения путем переговоров, разработанная американскими специалистами Р.Фишером и У.Юри.
Руководитель, в чьей организации (подразделении) возник конфликт, должен провести предварительный анализ ситуации. При этом он отвечает на ряд вопросов:
Причина конфликта. Осознают ли его подчиненные причину конфликта? Где находится причина конфликта, внутри организации или за ее пределами? Возникла ли причина конфликта на уровне решения формальных задач организации, или связана с психологической совместимостью, антипатиями и т.п.? Нужна ли им помощь для выхода из конфликта? Обращались ли конфликтующие сотрудники за помощью в разрешении конфликта? Если не к руководителю, то почему?
Цели конфликтующих сторон. В чем заключаются основные цели профессиональной деятельности конфликтующих? Все ли участники стремятся к данным организационным целям? Есть ли общая цель, способная объединить усилия сторон? Касаются ли разногласия целей, или средств, способов ее достижения?
Сферы сближения. По каким проблемам, аспектам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Как широка область совпадения интересов? В какой области возможно сближение: официальной или неформальной? г
Субъекты конфликта. Кто явился инициатором противостояния? Кто дирижирует ситуацией? Как относятся оппоненты друг к другу? Соблюдают ли конфликтующие стороны общепринятые нормы поведения и нормы организационной культуры?
В зависимости от ответов на эти вопросы руководитель выбирает способы разрешения конфликта. Это могут быть административные меры: перемещения сотрудников, взыскания, наказания и т.п. Административные меры должны применяться крайне осторожно в условиях полной гласности. В процессе наказания нельзя допускать унижения чувства достоинства ни правых, ни виноватых. Страховкой применения административных мер может быть привлечение к анализу ситуации общественности, пользующихся доверием коллектива неформальных лидеров.
Педагогические меры. Они оказываются эффективным орудием в руках руководителя, если глубина конфликта невелика. При этом важно вовлечь в процесс нормализации обстановки остальных сотрудников. Главное педагогическое средство - метод убеждения. Успешность убеждения зависит от авторитетности руководителя, от стадии развития конфликта.
Психологические меры. Они применяются, когда конфликтующие сотрудники не в состоянии сами выйти из противоборства, хотя и желают этого. У конфликтующих сторон наблюдается личностная дезорганизация, проявляющаяся в нервных срывах, различных формах психологической защиты. Психологические меры разрешения конфликтного взаимодействия заключаются в основном в поднятии фрустрирующих тенденций на поверхность общения с последующим их разрушением. Если руководитель не обладает соответствующими навыками, то следует обратиться к профессиональному психологу, или медиатору..