Пенитенциарная психология: сущность, состояние и перспективы развития

Исправительная (пенитенциарная) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качествличности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности воспитателя и коллектива исправительного учреждения.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология призвана разрабатывать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы психологической коррекции личности преступников.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида.

Следует отметить, что стратегической задачей любого исправительного учреждения является возможность оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. Однако, как показывает практика, эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы.

В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:
– психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;

– разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
– осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;

– разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

– всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально-положительной микросреды;

– формирование социально-положительных жизненных перспектив

Основное значение в ИУ приобретает воспитательная деятельность.
Воспитательная работа в ИУ складывается из следующих компонентов:

1) изучение каждой конкретной личности;

2) создание отдельных групп осужденных, из которых впоследствии будет складываться коллектив;

3) режимное, трудовое воздействие на группы осужденных и на каждого отдельного осужденного для ликвидации дефектов психических свойств, качеств, для выработки положительного опыта, навыков, привычек;

4) применение методов воспитательного воздействия на личность и группы осужденных для выработки положительных качеств;

5) постоянная деятельность по повышению интеллектуального, волевого, эстетического уровня каждого отдельного осужденного;

6) подготовка осужденных к жизни на свободе, включая поиск работы

Вся направленность воспитательной работы должна последовательно создавать отрицательное отношение к прошлому; чувство виновности за совершенные действия, за ущерб, причиненный государству или отдельным лицам; интерес к трудовой и общественной жизни ИУ; желание изменить в себе качества, свойства, которые привели к действиям, нанесшим этот ущерб; перспективу жизни после отбытия наказания.
Конструктивная деятельность призвана обеспечивать процесс перевоспитания осужденных и выражается прежде всего в прогнозировании и планировании системы действий, направленных на изучение отдельных осужденных, группы осужденных, мер воспитательного воздействия, применяемых к ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: