Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
готовностью к коммуникациям в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации (ОПК-4);
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-5);
способностью и готовностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе (ОПК-6);
готовностью взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-8).
|
|
В результате освоения дисциплины в соответствии с содержанием и формируемыми компетенциями обучающийся должен:
Знать
З1. психологические признаки труда и этические аспекты своей профессиональной деятельности,иметь представление о психологическом смысле и значимости трудовой и профессиональной деятельности;
З2. психологические особенности субъекта труда, требования, предъявляемые к психическим процессам и личностным качествам субъекта трудовой и профессиональной деятельности;
З3. психологическое содержание, акмеологические инварианты и признаки профессионализма личности и деятельности;
З4. принципы и закономерности профессионального становления в развивающемся профессионально-образовательном пространстве, содержание и уровни профессионального самоопределения;
З5. актуальные тенденции развития мира профессий, системы профессионального образования и профессиональной подготовки;
Уметь
У1. анализировать профессиональную деятельность на разных уровнях ее проявления;
У2. выявлять условия возникновения нестандартных профессиональных ситуаций и оценивать их последствия;
У3. выделять требования трудовой и профессиональной деятельности к ее субъекту;
У4. выделять профессионально важные качества, способности и свойства субъекта деятельности, соответствующие критериям профессионализма.
У5. организовывать взаимодействие с другими субъектами деятельности для обеспечения качественного выполнения типовых профессиональных задач;
|
|
У6. определять стратегии поведения в своей профессиональной деятельности, выделять профессионально важные качества, способности и свойства субъекта, соответствующие критериям профессионализма в конкретной деятельности;
У7. оказывать психологическое содействие профессиональному самоопределению обучающихся в системе непрерывного профессионального образования.
Владеть
В1. способами самопроектирования себя как личности, целеполагания и техниками самоопределения в профессиональной деятельности, навыками стимулирования личностного и профессионального развития;
В2. навыками принятия обоснованных решений в проблемных профессиональных ситуациях, а также навыками высказывания и обоснования своих профессиональных позиций;
В3. технологиями психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории;
В4. навыками установления межличностного контакта, ведения аргументированной дискуссии для решения научно-исследовательских и прикладных задач.
Рабочей программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме аннотирования, реферирования текстов, промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Цели и задачи освоение дисциплины | |
2. | Место дисциплины структуре образовательной программы | |
3. | Результаты освоения дисциплины | |
4. | Структура и содержание дисциплины | |
4.1 | Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы | |
4.2 | Содержание и тематическое планирование дисциплины | |
5. | Образовательные технологии | |
6. | Учебно-методические материалы | |
6.1 | Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий | |
6.2 | Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.) | |
6.3 | Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента | |
6.4 | Иные материалы | |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение | |
8. | Материально-техническое обеспечение дисциплины |
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология профессионализма – комплексная учебная дисциплина, изучающая психологические закономерности становления профессионала через взаимодействие субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности в профессиональной деятельности и взаимнойадаптации человека и профессиональной среды.
Таким образом, дисциплина интегрирует профессиональное психологическое знание из предметной области психологии профессионального становления, психологии труда, психологии профессий, психологии личности, профессиоведения, акмеологии и других психологических направлений, описывающих профессиональное поведение человека и его становление как профессионала.
Цель дисциплины: повышение психолого-педагогической компетенции будущих специалистов в сфере актуальных проблем психологии профессиональной деятельности и становления человека как профессионала.
Задачи дисциплины:
· ознакомить с предметом, проблемами и современным состоянием психологии профессиональной деятельности;
· сформировать теоретические знания о психологических особенностях становления профессионала в системе “субъект труда – профессиональная среда”;
· ознакомить с основными направлениями совершенствования трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств);
|
|
· рассмотреть основные принципы психологического анализа деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм и психограмм деятельности);
· изучить факторы повышения (поддержания на требуемом уровне) работоспособности специалиста в различных видах и условиях труда;
· изучить особенности формирования профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности;
Воспитательной целью данного курса является развитие профессиональной компетентности, формирование профессиональной идентичности студентов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина « Психология профессионализма » является базовой дисциплиной учебных планов ФГОС ВО для студентов всех форм обучения направлений 44.04.01 Педагогическое образование, 38.04.02 Менеджмент, 37.04.01 Психология, 38.04.01 Экономика, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) для уровня высшего образования - магистратура.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате предшествующего высшего образования, педагогического опыта по подготовке будущих рабочих и специалистов для конкретной отрасли экономики.
Освоение дисциплины осуществляется на основе знаний, умений и навыков, сформированных предшествующими дисциплинами.
В результате освоения дисциплины «Методология научного исследования» магистрант должен
знать: теоретические основыорганизации научно-исследовательской деятельности;
уметь: анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
владеть: современными методами научного исследования в предметной сфере; способами осмысления и критического анализа научной информации; навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.
|
|
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты освоения ОПОП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций в соответствии с образовательными стандартами направлений подготовки: