Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Содержание совместной деятельности - освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов.

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: - складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное я наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; - возникает личное действие и личное желание» складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, который может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления.

По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способовориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую» а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия.

В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам».

На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей полоролевого поведения через подражание. Ребенок способен уже к вычленению собственных действий из совместной деятельности со взрослым, что отражается в речи Осознание личных действий становится предпосы­лкой нового всплеска самостоятельности и подго­тавливают следующий переходный период — кризис 3 лет. В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку. А эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: