Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, участие в дискуссии, тренинге.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.

Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии с заданием преподавателя.

2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3.Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к дискуссии, написание и подготовка доклада, решение контрольных задач и заданий.

 

Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.

- определение целей самостоятельной работы;

- конкретизация поставленной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка

- определение причин и устранение выявленных ошибок.

В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:

1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;

2. В рамках практических занятий – решить практические задачи по пройденным темам; принимать участие в тренинге и деловой игре;

3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;

4. В рамках самостоятельной работы – решить задачи по пройденным разделам; готовить доклады на заданную тематику;

5. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа и практическим занятиям

 

Тема 1. Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия

1. Сущность понятия «эффективность» и основные подходы к ее оценке.

2. Оценка эффективности труда персонала: основные понятия, цели и задачи.

3. Проблемы оценки эффективности управления.

4. Применяемые в настоящее время критерии и методы оценки экономической эффективности.

5. Риски, относимые к работе с персоналом организации.

6. Критерии эффективного кадрового менеджера.

 

Тема 2. Подходы к управлению человеческими ресурсами, сложившиеся на рубеже XX и XXI веков.

1. Функциональный подход к менеджменту. Преимущества и недостатки данного подхода

2. Процессный подход к менеджменту как альтернатива функциональному подходу. Соотношение процесса и результата в менеджменте

3. Системный подход к управлению предприятием. Управление по целям.

4. Ситуационный подход к менеджменту

5. Клиентоориентированный подход к управлению. Составляющие клиентоориентированности персонала. Развитие клиентоориентированного поведения у персонала.

 

Тема 3. Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности.

1. Стратегическое управление человеческими ресурсами. Базовые компоненты, Задачи СУЧР.

2. Модели СУЧР, ориентированные на внутреннюю среду.

3. Модели СУЧР, ориентированные на внешнюю среду.

4. Основные мероприятия по повышению эффективности деятельности персонала. Зоны потери эффективности.

 

Тема 4. Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции.

  1. Основные методы оценки эффективности деятельности HR-службы, классификация показателей эффективности HR-службы.
  2. Методология процессного подхода и методика системы сбалансированных показателей.
  3. Основные понятия системного подхода к оценке работы персонала.
  4. Алгоритм деятельности по управлению персоналом организации. Ключевые блоки системы управления персоналом и функциональные подсистемы. Реорганизация систем управления персоналом.
  5. Ситуационный (ситуативный) и интегрированные подходы к оценке работы персонала.

 

Тема 5. Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала.

  1. Современные методы оценки персонала в России.
  2. Проблемы оценки труда персонала в практике отечественных предприятий.
  3. Методы оценки труда персонала в практике зарубежных фирм.
  4. Управление развитием персонала как фактор повышения эффективности труда.

Тема 6. Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом.

  1. Функционально-стоимостной анализ.
  2. Экспертные оценки.
  3. Бенчмаркинг.
  4. Оценка по сбалансированной системе показателей.
  5. Оценка инвестиционных проектов. Расчет показателя возврата инвестиций (ROI).
  6. SWOT-анализ.
  7. Математические методы.

 

Тема 7. Ключевые показатели эффективности деятельности персонала.

1. Термин «Ключевые показатели эффективности (КПЭ)». Сущность, история возникновения, классификация КПЭ.

2. Разработка критериев оценки персонала.

3. Классификация различных подходов к типологии KPI. Целевой и функциональные подходы к разработке KPI.

4. Принципы и этапы разработки системы KPI.

5. Принципы формирования системы оценки и мотивации на основе KPI.

6. Анализ ошибок кадровой службы.

 

Тема 8. Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность.

1. Показатель текучести кадров - один из основных ключевых показателей эффективности работы с персоналом. Виды текучести персонала.

2. Коэффициенты, характеризующие уровень текучести кадров.

3. Влияние различных моделей управления персоналом на уровень текучести кадров.

4. Позитивные и негативные последствия текучести персонала организации.

5. Значения норм текучести персонала с учетом специфики отрасли. Определения нормы текучести. Идеальный уровень естественной текучести для организации.

6. Этапы управления текучестью персонала в организации.

 

Тема 9. Управление эффективностью (производительностью) труда.

1. Сущность показателя «производительность труда». Виды производительности труда.

2. Значение роста производительности труда. Методы роста производительности труда.

3. Основные показатели производительности труда. Показатели эффективности труда в организации.

 

Тема 10. Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом.

  1. Сущность понятий «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность (КСО)». Подходы к КСО.
  2. Основные направления КСО отечественных компаний.
  3. Стандарты по предоставлению корпоративной социальной отчетности.
  4. Оценка управления корпоративной социальной ответственностью. Критерии оценки уровня КСО.
  5. Управление брендом работодателя, или брендинг компании. Оценка бренда работодателя.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

6.1. Основная литература.

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670 с.

2. Дейнека А.В. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Дейнека А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52294.html.— ЭБС «IPRbooks».

 

6.2. Дополнительная литература.

1. Вахрушев В.Д. Организация труда персонала [Электронный ресурс]: учебник/ Вахрушев В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2012.— 392 c.

2. Гаврилова С.В. Организация труда персонала [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гаврилова С.В., Иванова-Швец Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 224 c.

3. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст]: учеб. пособие: Допущено Мин. обр. / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2013. - 378 с.

4. Куприянчук Е. В.Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Куприянчук, Ю. В. Щербакова. - М.: Инфра-М: РИОР, 2016. - 255 с.

5. Одегов Ю. Г. Экономика труда [Текст]: учеб. и практ. для академ. бакалавриата / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко; Рос. экон. ун-т. им. Г. В. Плеханова. - М.: Юрайт, 2016. - 423 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: