Содержание дисциплины. Тема 1. Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия

 

Тема 1. Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия.

Сущность понятия «эффективность» и основные подходы к ее оценке. Оценка эффективности труда персонала: основные понятия, цели и задачи. Проблемы оценки эффективности управления. Применяемые в настоящее время критерии и методы оценки экономической эффективности. Риски, относимые к работе с персоналом организации. Критерии эффективного кадрового менеджера

Тема 2. Подходы к управлению человеческими ресурсами.

Функциональный подход к менеджменту. Преимущества и недостатки данного подхода. Процессный подход к менеджменту как альтернатива функциональному подходу. Соотношение процесса и результата в менеджменте. Системный подход к управлению предприятием. Управление по целям. Ситуационный подход к менеджменту. Клиентоориентированный подход к управлению.

Тема 3. Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности.

Стратегическое управление человеческими ресурсами. Базовые компоненты, Задачи СУЧР. Модели СУЧР, ориентированные на внутреннюю среду. Модели СУЧР, ориентированные на внешнюю среду. Основные мероприятия по повышению эффективности деятельности персонала. Зоны потери эффективности.

Тема 4. Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции.

Основные методы оценки эффективности деятельности HR-службы, классификация показателей эффективности HR-службы. Методология процессного подхода и методика системы сбалансированных показателей. Основные понятия системного подхода к оценке работы персонала. Алгоритм деятельности по управлению персоналом организации. Ключевые блоки системы управления персоналом и функциональные подсистемы. Реорганизация систем управления персоналом. Ситуационный (ситуативный) и интегрированные подходы к оценке работы персонала.

Тема 5. Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала.

История возникновения формализованных методов оценки работы персонала. Метод компетенций (профиль компетенций). Поведенческие рейтинговые шкалы (Behaviorally Anchored Rating Scales). Управление по целям (Management by Objectives). Ассесмент-центр (Assessment Center). Рейтинговые методы. Сравнительные методы. Аттестация. Метод «360 градусов». Психодиагностические методы. Оценка результативности (Performance Review).

Тема 6. Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом.

Функционально-стоимостной анализ. Экспертные оценки. Бенчмаркинг. Оценка по сбалансированной системе показателей. Оценка инвестиционных проектов. Расчет показателя возврата инвестиций (ROI). SWOT-анализ. Математические методы.

Тема 7. Ключевые показатели эффективности деятельности персонала.

Термин «Ключевые показатели эффективности (КПЭ)». Сущность, история возникновения, классификация КПЭ. Разработка критериев оценки персонала. Классификация различных подходов к типологии КПЭ. Целевой и функциональные подходы к разработке КПЭ. Принципы и этапы разработки системы КПЭ. Принципы формирования системы оценки и мотивации на основе КПЭ. Анализ ошибок кадровой службы.

Тема 8. Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность.

Показатель текучести кадров как один из основных ключевых показателей эффективности работы с персоналом. Виды текучести персонала. Коэффициенты, характеризующие уровень текучести кадров. Влияние различных моделей управления персоналом на уровень текучести кадров. Позитивные и негативные последствия текучести персонала организации. Значения норм текучести персонала с учетом специфики отрасли. Определения нормы текучести. Идеальный уровень естественной текучести для организации. Этапы управления текучестью персонала в организации.

Тема 9. Управление эффективностью (производительностью) труда.

Сущность показателя «производительность труда». Виды производительности труда. Значение роста производительности труда. Методы роста производительности труда. Показатели, используемые в практической деятельности организации для оценки эффективности производства и управления. Основные показатели производительности труда. Показатели эффективности труда в организации. Понятие «выработка». Натуральный, трудовой и стоимостной показатели выработки. Разновидности трудоемкости продукции. Основные группы факторов повышения производительности труда. Методы измерения результативности труда.

Тема 10. Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом.

Сущность понятий «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность (КСО)». Подходы к КСО. Основные направления КСО отечественных компаний. Стандарты по предоставлению корпоративной социальной отчетности. Оценка управления корпоративной социальной ответственностью. Критерии оценки уровня КСО. Управление брендом работодателя, или брендинг компании. Оценка бренда работодателя.

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

 

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ОД.9 «Оценка эффективности труда персонала», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

 

Тема (раздел) Методы текущего контроля успеваемости
Тема 1. Эффективность труда персонала: сущность, основные понятия Тестовые задания
Тема 2. Подходы к управлению человеческими ресурсами Эссе
Тема 3. Управление персоналом и основные зоны потерь эффективности Реферат
Тема 4. Процессный и системный подходы к оценке эффективности HR-функции Дискуссия
Тема 5. Способы практической оценки эффективности деятельности различных категорий персонала Дискуссия
Тема 6. Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом Реферат
Тема 7. Ключевые показатели эффективности деятельности персонала Практическое задание
Тема 8. Текучесть персонала в системе борьбы за эффективность Практическое задание
Тема 9. Управление эффективностью (производительностью) труда Деловая игра
Тема 10. Социальная ответственность бизнеса в системе оценки эффективности управления персоналом Дискуссия

 

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Зачёт проводится в форме устного опроса. Для проведения зачёта разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.

 

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: