Вопрос 7. Концепции финансов, основанные на религиозно-этических принципах: причины развития и содержание

Международный финансовый кризис продемонстрировал уязвимость нынешней международной финансовой системы и ее несовершенство. Остро встает вопрос о путях и возможностях возврата нравственных критериев в финансовую сферу. Представители этически-ориентированного бизнеса ищут пути создания более здоровой (в том числе с точки зрения морали) экономики. По всему миру возникают этические, «зеленые» банки. Растет число фондов социально ответственных инвестиций (этических фондов). Банкинг и финансы, основанные на этических нормах мусульман, являются частью международного финансового рынка. Исламская финансовая индустрия составляет менее одного процента от глобальных финансовых активов и растет более чем на 20 % ежегодно с 2002 года. Банки составляют основной сегмент в этом секторе и представляет собой небольшой, но растущий сегмент глобальной банковской индустрии. Изначально небольшой доступ к этическим финансовым продуктам расширился в последние годы, привлекая все большее количество клиентов. Больше не ограниченные задворками глобальной экономики, исламские финансы выходят на передний план. Исламские финансы в настоящее время работают, по расчетам исследователей, в 105 странах, из них большее количество стран адаптировали (или рассматривают возможность введения) законодательство, призванное обеспечить нормативно-правовую базу для данной индустрии. Внутри самого исламского мира эти финансовые институты становятся основными экономическими игроками. Этические и «зеленые» банки и банковские кооперативы связывает одно - они построили успешные альтернативные модели, в которых совместили получение финансового дохода с учетом этических норм и ограничений и доказали, что «инвестирование по совести», инвестирование в зеленые проекты в наши дни может быть успешным с финансовой точки зрения. Исламские финансы основаны на исламских ценностях и определяются принципами исламского права (шариата). Исламские инвестиции должны оцениваться на соответствие объектов инвестирования этому принципу. Если конкретизировать, то согласно шариату запрещены инвестиции в организации, занимающиеся производством и продажей алкоголя, табака, свинины, порноиндустрии, оружия (если оно предназначено не для защиты), организацией азартных игр, а также запрещены инвестиции в традиционные финансовые учреждения. Исламские банки вместо выплаты и взимания процентов предлагают финансирование, основанное на принципе партнерства (распределение прибылей и убытков). Партнерство в исламских банках означает, что стороны не платят и не получают заранее оговоренный процент, а получают вознаграждение в зависимости от результатов инвестирования средств. Доля распределения прибыли между партнерами оговаривается при заключении договора. Кроме того средства, инвестируемые банком или его клиентами, направляются в проекты, не противоречащие исламскому праву. Принцип разделения прибылей и убытков является справедливым с точки зрения религиозной этики не только мусульман, но и представителей других конфессий. В этом смысле исламские (партнерские) банки в большей степени соответствуют принципам социальной справедливости, чем традиционные финансовые организации и банки. Это позволяет отнести партнерские банки к разряду этических. С учетом зарубежного опыта можно утверждать, что распространение в России этических финансов, появление альтернативных этических и «зеленых» банков - это перспектива ближайших лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: