Вопрос 6. Теория бюджетного федерализма. Механизмы ее реализации

Бюджетный федерализм - система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками. Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная. Особенности децентрализованной модели (Канада, США, Япония): - региональные власти получают высокую финансовую самостоятельность; - право регионов устанавливать собственные налоги; - четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы; - система бюджетного выравнивания развита слабо. Кооперативная модель бюджетного федерализма обладает чертами: - широким участием региональных властей в перераспределении нац дохода; - наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы; - введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам; - повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов; - ограничение самостоятельности региональных властей; - наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции и т.п. Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами: 1) законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти; 2) законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий; 3) сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг. Бюджетный федерализм в России представляет собой систему налогово- бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Основной принцип указанных отношений - сочетание общегосударственных и региональных интересов, включая интересы местных бюджетов. Особенностью российского бюджетного федерализма является наличие значительного разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Центральные органы, осуществляя функции макроэкономического регулирования и перераспределения ВВП, сосредоточивают у себя наиболее важные налоговые доходы, ослабляя доходную базу территориальных бюджетов. Проблема вертикальной несбалансированности решается, в частности, и путем долевого участия разных уровней власти в федеральных налогах и межбюджетными трансфертами. В России существует программа развития бюджетного федерализма, цель которой - формирование системы бюджетного устройства, позволяющей регионам проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках их законодательно установленных полномочий. Эта система бюджетного устройства должна обеспечивать: - создание для региональных и местных органов власти стимулов к эффективному сбору налоговых платежей; - бюджетную ответственность - управление финансами в интересах граждан; - выравнивание доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным социальным гарантиям; - обеспечение единства налогово-бюджетной системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: