Третье направление ставило душевную деятель-ность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культу-рой, а именно от понятий, идей, этических цен-ностей.
Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процес-сов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Пла-тона, отчуждены от материального мира, от реаль-ной истории культуры и общества и представлены
в виде особых духовных сущностей, чувственно вос-принимаемых телом.
Ющиеся на данные биологии, физики, химии и ма-тематики. К настоящему времени образовалась мно-гомерная и дифференцированная область различ-ных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализ-мом, содержит и попытки интеграции психологичес-кого сознания. Это связано с использованием об-щей теории систем, классической теории эволюции
и идей развития в природе и обществе. Психоло-гию как науку знают в основном только те, кто спе-циально занимается ею, или те, кому она необхо-дима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле зна-ют все.
|
|
Житейская психология - это разнообразный на-бор психологических знаний и умений, ставших до-
стоянием широкого круга людей. Мы ежедневно (£> пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Поми-
мо слова «житейская», употребляются также терми-ны «повседневная психология», или «обыденная пси-
хология». Сведения психологического характера
и психологические умения мы обнаруживаем бук-вально на каждом шагу. Знания житейской психо-логии закреплены в народных пословицах и пого-ворках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером
и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.
Житейские психологические знания могут способ-ствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.