Элементы учебной деятельности

 

Учение складывается из: 1) усвоения инфор-мации о свойствах окружающих предметов и явле-ний (знания); 2) овладения способами использова-ния указанной информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и ус-ловиями деятельности (умения); 3) автоматизации приемов и операций, из которых складываются ос-новные виды деятельности (навыки).

 

Таким образом, в процессе обучения усваивают-ся определенные знания, умения и навыки.

 

Умения - это элементы деятельности, позволя-ющие что-либо делать с высоким качеством, напри-мер, точно и правильно выполнять какое-либо дей-ствие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически вы-полняемые части, называемые навыками, но в це-лом представляют собой сознательно контроли-руемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

 

Навыки - это полностью автоматизированные,инстинктоподобные компоненты умений, реализуе-мые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компо-нент действия. Развитие и совершенствование де-ятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

 

Умения, в отличие от навыков, всегда опираются

и изменяются мотивы учения: 1) в первые годы на активную интеллектуальную деятельность и обя-

 

зательно включают в себя процессы мышления. Со-

 

д ° л г или интерес к знаниям, а стремление получить ^ знательный интеллектуальный контроль - это глав-


 

ное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происхо-дит как раз в те моменты, когда изменяются усло-вия деятельности, возникают нестандартные ситуа-ции, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне централь-ной нервной системы осуществляется более высо-кими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т. е. на уровне коры голов-ного мозга.

 

Умения и навыки делятся на несколько ти-пов: 1) двигательные; 2) познавательные; 3) тео-ретические; 4) практические.

 

Двигательные включают разнообразные движе-ния, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поис-ком, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными пси-хическими процессами и предполагают формиро-вание знаний.

 

Теоретические умения и навыки связаны с абст-рактным интеллектом. Они выражаются в способно-сти человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.

 

Большое значение в формировании всех типов уме-ний и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходят автоматизация навыков, совершенство-вание умений и деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навы-ков, так и в процессе их сохранения. Без постоян-ных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

 

Еще один элемент деятельности - это привычка.


 

хорошую отметку, обрадовать родителей; 2) в сред-ней школе развивается дифференцированный инте-рес к предметам. В связи с этим возникает любоз-нательность к проблемам науки, появляется мотив приобретения знаний, удовлетворяющих познава-тельные интересы подростка. Формирование чув-ства долга, совести как высших регуляторов пове-дения включает в сферу мотивов учения высшие моральные чувства.

 

Большую роль в учебной деятельности играет сти-мул.

 

Стимулом в психологии называют внешнее побуж-дение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учи-теля. Но стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мо-тив, т. е. во внутреннее побуждение человека к де-ятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стиму-лов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей и пр. Собствен-но, стимул всегда дает не только прямой, но и опос-редуемый личностью обучаемого эффект. Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разных учеников, в зависимости от их отношения

 

к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже от настроения, самочувствия ученика. В учебном процессе очень важно добиваться, что-бы педагогические стимулы превращались в поло-жительные мотивы, обеспечивающие желание и ак-тивность учеников в овладении новым учебным материалом. В самом названии «методы стимули-рования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учите-ля и изменение мотивации школьников.


 

кой бумаги, ткани). Начальная школа подготавли-вает ученика к обучению в старших классах.

 

Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознатель-ного отношения к учению. Прежде всего, в связи

 

с предметным преподаванием, ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются тре-бования к качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близ-кое к тексту, сколько понимание, переосмыслива-ние изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоз-зрения.

 

Предметы политехнического цикла лежат в осно-ве практической подготовки к трудовой деятель-

 

ности. На уроках по этим предметам вырабатыва-

ют трудовые умения и навыки, что увеличивает СО долю участия школьника в общественно полезном труде.

 

В старших классах средней школы формируют-ся мировоззрение и убеждения, с которыми связы-ваются мотивы учебной и трудовой деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоя-тельную группу методов обучения на следующих основаниях: 1) процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов дея-тельности; 2) многолетняя практика обучения вы-работала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения ново-го материала (учебно-познавательные игры, учеб-ные дискуссии, методы эмоционального стимули-рования и др.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: