Всякая деятельность имеет определенную струк-туру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В дея-тельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой теку-щей задачи, называют действием. Выполнение дви-жения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного дей-ствия не ограничивается осуществлением опреде-ленной системы движений. Оно включает сенсорным контроль и корректировку движений в соответствии
с их текущими результатами и свойствами объек-тов действия.
Действием называют часть деятельности, име-ющую вполне самостоятельную, осознанную чело-веком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по от-ношению к ее мотиву эта активность есть деятель-ность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Дея-тельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может вхо-дить в различные виды деятельности.
|
|
Могут быть выделены следующие составные час-ти действия: 1) принятие решения; 2) реализация;3) контроль и коррекция.
4 4. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ | 45. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОМПОНЕНТЫ | ||
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Различают три генетически сменяющих друг друга | |
и сосуществующих на протяжении всего жизненного | ||
В своем развитии человеческая деятельность про- | пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд. | |
ходит следующие аспекты прогрессивного пре- | Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по | |
образования:1) филогенетическое развитие сис- | организации; 3) по особенностям мотивации. | |
темы деятельности человека; 2) включение человека | Игране создает общественно значимого продукта. | |
в различные виды деятельности в процессе его ин- | В игре начинается формирование человека как субъек- | |
дивидуального развития; 3) изменения, происходя- | та деятельности, и в этом ее огромное значение. | |
щие внутри отдельных видов деятельности по мере | В психическом развитии ребенка игра выступает | |
их развития; 4) дифференциацию деятельностей, | прежде всего как средство овладения миром взрос- | |
в процессе которой из одних деятельностей рожда- | лых. В ней на достигнутом ребенком уровне психи- | |
ютсядругие за счет обособления и превращения от- | ческого развития происходит освоение объективно- | |
дельных действий в самостоятельные виды деятель- | го мира взрослых. | |
ности. | В игре имитируется действительность, что позво- | |
Филогенетическое преобразованиесистемы | ляет ребенку впервые самому стать субъектом дея- | |
человеческих деятельностей совпадает по существу | тельности. | |
с историей социально-экономического развития че- | Игра организуется свободно, нерегламентирован- | |
ловечества. Интеграция и дифференциация об- | но. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до | |
щественных структур сопровождались появлением | 11 часов в настольные игры, а после 11 - в «дочки- | |
у людей новых видов деятельности, экономики. Про- | матери». Ребенок сам переходит от одной игры | |
цесс интеграции растущего индивида в действующую | к другой. | |
систему деятельностей называется социализацией. | Учениеявляется непосредственной подготовкой | |
При этом каждый из названных видов деятельности | личности к труду, развивает ее умственно, физичес- | |
сначала усваивается в самом элементарном виде, | ки, эстетически и лишь на конечном этапе освое- | |
а затем усложняется и совершенствуется. | ния профессии связано с созданием материальных | |
В процессе развитиядеятельности происходят | и культурных ценностей. | |
ее внутренние преобразования: 1) деятельность | Труд- процесс создания человеком материаль- | |
обогащается новым предметным содержанием; | ных и духовных ценностей общества. | |
2) у деятельности появляются новые средства реа- | В отличие от игры учение и труд протекают в обя- | |
лизации, которые ускоряют ее течение и совершен- | зательных для человека организационных формах. | |
ствуют результаты; 3) в процессе развития дея- | В точно установленное время начинается работа, | |
тельности | происходит автоматизация отдельных | и в течение ее в соответствии с планом и заданной |
^ о п е р а ц и й | и других компонентов деятельности; V | |
^продуктивностью изготовляются продукты труда. |
|
|
Различные формы организации видов деятельно-сти связаны и с различной их мотивацией:
1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) ос-новным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.
Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в уче-нии и в труде следует вызвать у человека интерес к са-мому процессу деятельности или к ее результатам.
Разнообразные виды деятельности допол-няют друг друга, взаимно существуют, взаимопро-никают. В детском саду дошкольник не только иг-рает, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесе-ние игровых моментов в процесс обучения позво-ляет повысить эффективность усвоения материала.
В жизни взрослого человека игра также имеет боль-шое значение, занимая определенное место в орга-низации отдыха.
Хотя виды деятельности не существуют изолирован-но, в разные периоды жизни человека они имеют нео-динаковое значение. Для одного периода жизни веду-щей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ве-дущими в тот или иной период развития личности. Ведущая деятельность - деятельность, при реализа-ции которой происходит возникновение и формиро-вание основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и зак-ладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу веду-щий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятель-ности школьника - учение, взрослого - труд.
|
|
4) в результате развития деятельности из нее мо-гут выделяться, обособляться и дальше самостоя-тельно развиваться новые виды деятельности.
Деятельность имеет внешние и внутренние ком-поненты.
К внутренним относятся: 1) анатомо-физиоло-
гические структуры и процессы, участвующие в уп-равлении деятельности со стороны центральной не-рвной системы; 2) психологические процессы
и структуры, включенные в регуляцию деятельности.
К внешним компонентам можно отнести раз-нообразные движения, связанные с практичес-ким выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внут-ренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют ин-териоризацией. Таким образом, интериориза-ция - это формирование внутренних структур че-ловеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности.
В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, выс-казываний на основе преобразования, ряда внутрен-них структур, сложившихся на основе интериориза-ции внешней сознательной деятельности человека.
Внешнюю предметную деятельность можно рассмат-ривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельно-сти всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность кон-тролируется внутренним планом действия.
При этом в принятии решения происходит увязы-вание образа ситуации, образа действия, интеграль-ной и дифференциальной программ. Реализация
и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так
и индивидуально выработанных средств и орудий.
Действие, имея определенную цель, осуществляет-ся разными способами в зависимости от тех условий,
|
|
в которых это действие совершается. Способы осуще-ствления действия называются операциями.
Операция (от лат. operatio - «действие») - ис-полнительная единица деятельности человека, со-относимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операцией именуется способ осу-ществления действия. Операции, при помощи ко-торых человек достигает своих целей, являются ре-зультатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются прежде всего врожден-ные или рано сформированные: 1) перцептивные; 2) мнестические; 3) интеллектуальные акты.
Операции - это преобразованные действия,~дей-ствия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложно-го действия), и, следовательно, написание букв пре-вращается из действия в операцию.
Предпочитаемые человеком операции характери-зуют его индивидуальный стиль деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступа-
ют как важнейшие компоненты любой челове-ческой деятельности. Для того чтобы удовлетво-рять свои потребности, общаться, играть, учиться
и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказы-вать суждения. Следовательно, без участия психи-ческих процессов человеческая деятельность не-возможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, ч*то психичес-кие процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятель-ности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основ-ные виды. Практическое манипулирование ребен-ка с объемными близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предме-ты и пространство имеют определенные измере-ния: ширину, высоту, глубину. В результате че-ловек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопро-вождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, спо-собствуют становлению восприятия движения
и его направления. Изменения скорости движу-