Структура деятельности

 

Всякая деятельность имеет определенную струк-туру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В дея-тельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой теку-щей задачи, называют действием. Выполнение дви-жения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного дей-ствия не ограничивается осуществлением опреде-ленной системы движений. Оно включает сенсорным контроль и корректировку движений в соответствии

 

с их текущими результатами и свойствами объек-тов действия.

 

Действием называют часть деятельности, име-ющую вполне самостоятельную, осознанную чело-веком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по от-ношению к ее мотиву эта активность есть деятель-ность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Дея-тельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может вхо-дить в различные виды деятельности.

 

Могут быть выделены следующие составные час-ти действия: 1) принятие решения; 2) реализация;3) контроль и коррекция.


 

 

4 4. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ 45. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОМПОНЕНТЫ  
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Различают три генетически сменяющих друг друга
    и сосуществующих на протяжении всего жизненного
В своем развитии человеческая деятельность про- пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд.
ходит следующие аспекты прогрессивного пре- Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по
образования:1) филогенетическое развитие сис- организации; 3) по особенностям мотивации.
темы деятельности человека; 2) включение человека Игране создает общественно значимого продукта.
в различные виды деятельности в процессе его ин- В игре начинается формирование человека как субъек-
дивидуального развития; 3) изменения, происходя- та деятельности, и в этом ее огромное значение.
щие внутри отдельных видов деятельности по мере В психическом развитии ребенка игра выступает
их развития; 4) дифференциацию деятельностей, прежде всего как средство овладения миром взрос-
в процессе которой из одних деятельностей рожда- лых. В ней на достигнутом ребенком уровне психи-
ютсядругие за счет обособления и превращения от- ческого развития происходит освоение объективно-
дельных действий в самостоятельные виды деятель- го мира взрослых.
ности.   В игре имитируется действительность, что позво-
Филогенетическое преобразованиесистемы ляет ребенку впервые самому стать субъектом дея-
человеческих деятельностей совпадает по существу тельности.
с историей социально-экономического развития че- Игра организуется свободно, нерегламентирован-
ловечества. Интеграция и дифференциация об- но. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до
щественных структур сопровождались появлением 11 часов в настольные игры, а после 11 - в «дочки-
у людей новых видов деятельности, экономики. Про- матери». Ребенок сам переходит от одной игры
цесс интеграции растущего индивида в действующую к другой.
систему деятельностей называется социализацией. Учениеявляется непосредственной подготовкой
При этом каждый из названных видов деятельности личности к труду, развивает ее умственно, физичес-
сначала усваивается в самом элементарном виде, ки, эстетически и лишь на конечном этапе освое-
а затем усложняется и совершенствуется. ния профессии связано с созданием материальных
В процессе развитиядеятельности происходят и культурных ценностей.
ее внутренние преобразования: 1) деятельность Труд- процесс создания человеком материаль-
обогащается новым предметным содержанием; ных и духовных ценностей общества.
2) у деятельности появляются новые средства реа- В отличие от игры учение и труд протекают в обя-
лизации, которые ускоряют ее течение и совершен- зательных для человека организационных формах.
ствуют результаты; 3) в процессе развития дея- В точно установленное время начинается работа,
тельности происходит автоматизация отдельных и в течение ее в соответствии с планом и заданной
^ о п е р а ц и й и других компонентов деятельности; V
    ^продуктивностью изготовляются продукты труда.


 

Различные формы организации видов деятельно-сти связаны и с различной их мотивацией:

 

1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) ос-новным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.

 

Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в уче-нии и в труде следует вызвать у человека интерес к са-мому процессу деятельности или к ее результатам.

 

Разнообразные виды деятельности допол-няют друг друга, взаимно существуют, взаимопро-никают. В детском саду дошкольник не только иг-рает, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесе-ние игровых моментов в процесс обучения позво-ляет повысить эффективность усвоения материала.

 

В жизни взрослого человека игра также имеет боль-шое значение, занимая определенное место в орга-низации отдыха.

 

Хотя виды деятельности не существуют изолирован-но, в разные периоды жизни человека они имеют нео-динаковое значение. Для одного периода жизни веду-щей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ве-дущими в тот или иной период развития личности. Ведущая деятельность - деятельность, при реализа-ции которой происходит возникновение и формиро-вание основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и зак-ладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу веду-щий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятель-ности школьника - учение, взрослого - труд.


 

4) в результате развития деятельности из нее мо-гут выделяться, обособляться и дальше самостоя-тельно развиваться новые виды деятельности.

 

Деятельность имеет внешние и внутренние ком-поненты.

К внутренним относятся: 1) анатомо-физиоло-

гические структуры и процессы, участвующие в уп-равлении деятельности со стороны центральной не-рвной системы; 2) психологические процессы

и структуры, включенные в регуляцию деятельности.

 

К внешним компонентам можно отнести раз-нообразные движения, связанные с практичес-ким выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внут-ренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют ин-териоризацией. Таким образом, интериориза-ция - это формирование внутренних структур че-ловеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности.

В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, выс-казываний на основе преобразования, ряда внутрен-них структур, сложившихся на основе интериориза-ции внешней сознательной деятельности человека.

 

Внешнюю предметную деятельность можно рассмат-ривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельно-сти всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность кон-тролируется внутренним планом действия.


 

При этом в принятии решения происходит увязы-вание образа ситуации, образа действия, интеграль-ной и дифференциальной программ. Реализация

 

и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так

 

и индивидуально выработанных средств и орудий.

 

Действие, имея определенную цель, осуществляет-ся разными способами в зависимости от тех условий,

 

в которых это действие совершается. Способы осуще-ствления действия называются операциями.

 

Операция (от лат. operatio - «действие») - ис-полнительная единица деятельности человека, со-относимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операцией именуется способ осу-ществления действия. Операции, при помощи ко-торых человек достигает своих целей, являются ре-зультатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются прежде всего врожден-ные или рано сформированные: 1) перцептивные; 2) мнестические; 3) интеллектуальные акты.

 

Операции - это преобразованные действия,~дей-ствия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложно-го действия), и, следовательно, написание букв пре-вращается из действия в операцию.

 

Предпочитаемые человеком операции характери-зуют его индивидуальный стиль деятельности.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Психические процессы - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступа-

ют как важнейшие компоненты любой челове-ческой деятельности. Для того чтобы удовлетво-рять свои потребности, общаться, играть, учиться

 

и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказы-вать суждения. Следовательно, без участия психи-ческих процессов человеческая деятельность не-возможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, ч*то психичес-кие процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

 

Восприятие в процессе практической деятель-ности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основ-ные виды. Практическое манипулирование ребен-ка с объемными близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предме-ты и пространство имеют определенные измере-ния: ширину, высоту, глубину. В результате че-ловек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопро-вождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, спо-собствуют становлению восприятия движения

и его направления. Изменения скорости движу-


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: