| особенностейвнимания обусловлена повышенной | |
| эмоциональной впечатлительностью некоторых лю- | |
| дей и проявляется она в значительном сокращении | |
| объема внимания при эмоциогенных воздействиях. | |
| Наряду с типологическими особенностями суще- | |
| ствуют личностные, сугубо индивидуальные особен- | |
| ности направленности внимания, обусловленные | |
| интересами, культурным уровнем, профессией, жиз- | |
| ненным опытом человека. | |
| Согласно теориям когнитивной последовательно- | |
| сти, люди стремятся построить последовательный | |
| набор убеждений и отношений. Непоследователь- | |
| ность в такой познавательной системе вызывает | |
| вредное психологическое напряжение. Следователь- | |
| но, люди более восприимчивы к информации, ко- | |
| торая поддерживает или усиливает последователь- | СМ |
| ность, избегая при этом информации, которая | 1Л |
| противоречит их убеждениям и отношениям. | |
| Вторая группа факторов, оказывающих влияние на | |
| внимание, - это детерминанты, относящиеся |
к стимулам, т. е. характеристики самих стимулов. Они «контролируемы» в том смысле, что ими можно манипулировать для привлечения и (или) усиления внимания, что и используется в борьбе за внима-ние потребителей.
Чем сильнее раздражитель, тем выше вероятность того, что он привлечет внимание. Увеличение раз-мера печатного рекламного объявления повышает шансы привлечь внимание потребителей. Подобное соотношение верно и для размера иллюстраций или изображений внутри объявления. Вероятность того, что продукт будет замечен в магазине, зависит от размера или количества торговой площади, отве-денной для товара.
| 73. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ | 7 4. ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ | 75. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ | |
| ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА | Различия памяти у людей бывают количе- | ||
| Запоминание.Первоначальная форма запоми- | |||
| нания - непреднамеренное или непроизвольное | Мгновенная,или иконическаяпамять- непос- | ственными и качественными. | |
| запоминание. Это простое запечатление того, что воз- | редственный, отпечаток сенсорной информации. | К количественным характеристикам относятся: | |
| 1) скорость; 2) прочность; 3) длительность; 4) точ- | |||
| действовало, сохранение некоторого следа от возбуж- | Удерживает довольно точную и полную картину | ||
| ность; 5) объем запоминания. | |||
| дения в коре головного мозга. Каждый процесс, про- | мира, воспринимаемую органами чувств, без пере- | ||
| Качественные различия касаются как доминиро- | |||
| исходящий в коре мозга, оставляет следы после | работки полученной информации. Ее длительность | ||
| вания отдельных видов памяти - зрительной, слу- | |||
| себя, хотя степень их прочности бывает различна. | 0,1-0,5 с. Данный вид памяти можно отследить | ||
| ховой, эмоциональной, двигательной и других, так | |||
| Успех запоминания зависит от того, в какой сте- | в следующем эксперименте. | ||
| и их функционирования. «Чистые» виды памяти | |||
| пени материал осмысливается человеком. Механи- | Кратковременная памятьпредставляет собой | ||
| в смысле безусловного доминирования одного из | |||
| ческое запоминание опирается на пространственную | способ сохранения информации в течение коротко- | ||
| перечисленных крайне редки. Чаще всего на прак- | |||
| и временную близость объектов запоминания. Ос- | го промежутка времени, В данном случае удержи- | тике мы сталкиваемся с различными сочетаниями | |
| мысленное запоминание основано на понимании | ваемая информация представляет собой не полное | зрительной, слуховой и двигательной памяти. Ти- | |
| логических связей между частями материала. Оно | отображение событий, которые произошли на сен- | пичными их смешениями являются зрительно-дви- | |
| требует от человека значительно меньше усилий | сорном уровне, а непосредственную интерпретацию | гательная, зрительно-слуховая и двигательно-слу- | |
| и времени и более действенно. | этих событий. Кратковременная память связана с так | ховая память. Однако у большинства людей все же | |
| Сохранение.То, что человек запомнил, мозг хра- | называемым актуальным сознанием человека. Из | доминирует зрительная память. | |
| нит более или менее длительное время. Сохране- | мгновенной памяти в нее попадает только та инфор- | Наибольшего развития у человека обычно дости- | |
| ние как процесс памяти имеет свои закономернос- | мация, которая осознается, соотносится с актуаль- | гают те виды памяти, которые чаще всего исполь- | |
| зуются. Большой отпечаток на этот процесс накла- | |||
| ти. Установлено, что сохранение может быть | ными интересами и потребностями человека, при- | ||
| дывает профессиональная деятельность. | |||
| динамическим и статическим Динамическое сохра- | влекает к себе его повышенное внимание. | ||
| Процессы памятитесным образом связаны | |||
| нение проявляется в оперативной памяти и мате- | Оперативнойназываютпамять,рассчитанную | ||
| с особенностями личности, ее эмоциональным на- | |||
| риал изменяется мало, а статическое сохранение - | на хранение информации в течение определенного, | ||
| строем, интересами и потребностями. Они опреде- | |||
| в долговременной памяти, и материал обязательно | заранее заданного срока, в диапазоне от несколь- | ||
| ляют то, что и как человек запоминает, хранит | |||
| подвергается реконструкции, переработке. | ких секунд до нескольких дней. Срок хранения све- | ||
| и припоминает. То, что интересно и эмоционально | |||
| Реконструкция материала, сохраняемого долго- | дений этой памяти определяется задачей, вставшей | ||
| значимо, запоминается лучше. | |||
| временной памятью, происходит под влиянием той | перед человеком, и рассчитан только на решение | ||
| Память человека не является постоянной, а изме- | |||
| информации, которая непрерывно поступает вновь. | данной задачи. Этот вид памяти по длительности | няется в течение жизни. Рассмотрим типичные | |
| Она проявляется в различных формах: в исчезнове- | хранения информации и свойствам занимает про- | изменения, происходящие в памяти по мере социа- | |
| нии некоторых деталей и замене их другими дета- | межуточное положение между кратковременной | лизации индивида. С раннего детства процесс раз- | |
| лями, в изменении последовательности материала, | и долговременной. | вития памяти ребенка идет по нескольким направ- | |
| в его обобщении. | Долговременная- это память, способная хра- | лениям: 1) начинают действовать аффективная | |
| О сохранении информации и ее видоизменении | нить информацию в течение практически неограни- | (эмоциональная) и механическая (моторная, двига- |
можно судит по следующим двум процессам памяти. ^ ч е н н о г о срока. Информация, попавшая в хранили- V тельная) память, которая постепенно дополняется
и замещается логической и образной; 2) непосред-ственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осоз-нанным использованием для запоминания и воспро-изведения различных мнемотехнических приемов
и средств; 3) непроизвольное запоминание, доми-нирующее в детстве, у взрослого человека превра-щается в произвольное.
Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадле-жит речи, которая также из чисто внешней функ-ции общения все больше превращается во внутрен-нюю.
Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокра-щается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.
Другим мнемоническим приемом является запо-минание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратков-ременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода ин-формации в долговременное хранилище.
Одним из возможных механизмов кратковремен-ного запоминания является временное кодирование, т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акус-тическую форму, а затем сохраняется в долговре-менной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы
в конечном счете можем вспомнить желаемое или, по крайней мере, заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу.
ще долговременной памяти, может воспроизводить-ся сколько угодно, без утраты. Многократное и си-стематическое воспроизведение данной информа-ции только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Емкость долговременной памяти практичес-ки безгранична.

Кратковременная и долговременная память вза-имосвязаны и работают как единая система. Однаиз концепций, описывающих их совместную, взаи-мосвязанную деятельность, разработана американ-скими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.
Кратковременная память характеризуется ог-раниченностью ее объема (в среднем 7 + 2). Припереполнении объема кратковременной памяти че-ловека вновь поступающая информация частично вы-тесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает
в роли обязательного промежуточного храни-лища и фильтра, который перерабатывает самыйбольшой объем информации, сразу отсеивая ненуж-ную, и оставляет потенциально полезную.
Процесс запоминания может протекать более эф-фективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале.
Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина, практически не ограничена по объему и длительно-сти хранения в ней информации.
Оба типа памяти работают во взаимосвязи и па-раллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнению но-вой информацией, а также корректировка усвоен-ных сведений. Иначе говоря, человеку нет необхо-димости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основана ассоциативная память.
| Узнаваниекакого-либо объекта происходит | ||
| в момент его восприятия и означает, что происхо- | ||
| дит восприятие объекта, которое сформировалось | ||
| у человека или на основе личных впечатлений, или | ||
| на основе словесных описаний. Узнавая объект, мы | ||
| всегда относим его к определенной категории | ||
| объектов. | ||
| Забываниевыражается в невозможности вспом- | ||
| нить или в ошибочном узнавании и воспроизведе- | ||
| нии. Физиологической основой забывания являются | ||
| некоторые виды коркового торможения, мешающе- | ||
| го актуализации временных нервных связей. Чаще | ||
| всего это угасательное торможение, которое раз- | ||
| вивается при отсутствии подкрепления. Для борь- | ||
| бы с забыванием надо знать закономерности его | ||
| протекания во времени. | ||
| Забывание протекает во времени непрерывно. | ||
| Наибольшая потеря материала происходит сразу же | Ю | |
| после его восприятия, а в дальнейшем забывание | ||
| идет медленнее. Забывание осмысленного матери- | ||
| ала подчинено той же закономерности. | ||
| Весьма важно своевременно организовывать по- | ||
| вторение воспринятого, не откладывая надолго эту | ||
| работу. Забытое сразу же после восприятия может | ||
| восстанавливаться через некоторое время. Так, уче- | ||
| ник сразу же после уроков не может полностью пе- | ||
| редать содержание воспринятого материала, но че- | ||
| рез 1-2 дня даже без дополнительного чтения | ||
| воспроизводит урок. Забывание протекает быстрее, | ||
| если материал недостаточно понят человеком, если | ||
| материал неинтересен человеку, не связан непос- | ||
| редственно с его практическими потребностями. | ||
| Скорость забывания находится в прямой зависимо- | ||
| сти от объема материала и степени трудности его | ||
| усвоения. |
НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТЫ
И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
| Эффект Зейгарникасостоит в следующем. Если | ||
| людям предложить серию заданий и одни из них | ||
| позволить довести до конца, а другие прервать не- | ||
| завершенными, то окажется, что впоследствии ис- | ||
| пытуемые почти в два раза чаще вспоминают неза- | ||
| вершенные задания, чем завершенные к моменту | ||
| прерывания. Это объясняется тем, что при получе- | ||
| нии задания у испытуемого появляется потребность | ||
| выполнить его, которая усиливается в процессе | ||
| выполнения задания. Эта потребность полностью | ||
| реализует себя, когда задание выполнено, и оста- | ||
| ется неудовлетворенной, если оно не доведено до | ||
| конца. В силу связи между мотивацией и памятью | ||
| первая влияет на избирательность памяти, сохра- | ||
| СЛ | няя в ней следы незавершенных заданий. Можно | |
| сделать вывод: человек непроизвольно удерживает | ||
| в своей памяти и в первую очередь воспроизводит | ||
| то, что отвечает его наиболее актуальным, но не | ||
| вполне еще удовлетворенным потребностям. | ||
| В своих исследованиях А. А. Смирнов установил, | ||
| что действия запоминаются лучше, чем мысли, | ||
| а среди действий, в свою очередь, прочнее запо- | ||
| минаются те, которые связаны с преодолением пре- | ||
| пятствий, в том числе и сами эти препятствия. | ||
| Эффект края.При запоминании ряда однород- | ||
| ной информации лучше всего по памяти воспроиз- | ||
| водятся его начало и конец. |
' 77. МЫШЛЕНИЕ
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, харак-теризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощу-щений и восприятий, мышление, выходя за приделы чувственного данного опыта, расширяет границы по-знания в силу своего характера, позволяющего по-средством умозаключения раскрыть то, что не-посредственно восприятием не дано. Ощущение
и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее слу-чайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через открытие этих отношений между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные аб-страктные свойства, выявляя взаимосвязи и пости-гая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление есть процесс обобщенного
и опосредствованного отражения действительности
в ее существенных связях и отношениях.
Наиболее развитой формой мышления считается

словесно-логическое (понятийное) мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способным отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать вы-воды и решать сложные теоретические задачи. Бо-






