- Только не смотри картинки в этой книжке. Они слишком интересные, только я буду их смотреть J
Надевай тёплую шапку!
- Не нужно надевать тёплую шапку? Зачем? Пусть снег запорошит тебе все волосы, а нос превратиться с сосульку. Шапку не дам!
Иди чистить зубы!
- Зубы чистить тебе больше не разрешаю. Нам можно с папой, а тебе нельзя. Пусть они пожелтеют и будут у тебя жёлтенькие, у нас беленькие, а у тебя – жёлтенькие.
№9 Присоединение
Присоединитесь эмоционально к желанию или нежеланию ребёнка, начиная со слов:
- А вот было бы здорово, если бы...
- Представляешь, если бы...
Развивайте это фантазию до весёлого абсурда вместе с ребёнком, преувеличивая то, что хотел или не хотел делать ребёнок.
- А вот было бы здорово, если бы вообще не нужно было ходить никогда в детский садик, а весь детский садик приходил бы к нам домой, и воспитательницы, и дети, и целый день все бы тут играли, занимались, а потом за детьми приходили бы сюда родители, и забирали бы их...
- А вот было бы здорово, если бы посуду мыть не надо было бы вообще никогда-никогда. Поел, и тарелку в окно! J А за окнами вместо асфальта – дорожки из разбитого стекла, фарфора разного цвета и размера! J Можно было бы на прогулке из них мозаику составлять».
- Вот было бы здорово, если бы можно было бы не пить лекарства! Болеешь, врач приходит и говорит: «Назначаю: обнимайтесь 100 раз в день, смотреть 100 раз в день после еды «Винни-Пуха», спать на балконе без одеяла на ледяной подушке и ни в коем случае не пить никаких лекарств!» Придет доктор через неделю, а мы тут с опухшими от мультиков глазами, красными ушами, синим носом и фиолетовыми губами лежим на балконе и смотрим телевизор!..»
Ø Примеры использования приема «Присоединение» смотрите в приложении в конце.
№10 Говорящие предметы (от 1, 5 до 5 лет)
Говорите от имени предмета с ребёнком, как будто этот предмет живой. Одушевите его для ребёнка. Дети быстро «включаются» в эту игру, и с радостью идут навстречу «живому» предмету. Говорите «мультяшным» голосом и выставите этот предмет впереди себя. Устанавите контакт с ребёнком от имени этого предмета.
- Нужно мыть волосы шампунем!
- Я шампунька, я дружу с детками, вкусно пахну, и люблю играть с детскими волосиками. После меня волосики очень вкусно пахнут. Можно я поиграю твоими волосиками?
- Когда ты, наконец, наденешь свои колготки!
- Мы – колготки! Мы любим кататься на детских ножках. Хотим покататься на твоих ножках!
№11 Выбор
Начинайте фразу со слов: «Выбери, как ты хочешь», «Выбери, что ты хочешь» и предложите ребенку два варианта на выбор, каждый из которых всё равно ведёт к тому действию, которое Вы ожидаете от него.
- Иди мыться!
- Выбирай, ты будешь сначала лицо мыть, а потом чистить зубки, или сначала зубки, потом лицо?
- Выбирай, ты будешь полоскать ротик из ручек или из стаканчика?
- Выбирай, ты будешь чистить зубки сегодня простой щёткой или электрической?
- Выбирай, ты будешь чистить сначала верхние зубки или сначала нижние?
- Ложись в кроватку!
- Выбери, ты будешь спать в эту сторону головой в эту? - Выбирай, ты наденешь голубую пижаму или зелёную? - Выбирай, ты хочешь спать на маленькой подушке сегодня или большой?
№ 12 Когда – тогда(отличаетсяот «если.. то...») Иди, надень пижаму! | - Когда ты наденешь пижаму, тогда мы сможем начать читать эту сказку. |
Почисти зубки! | - Когда ты почистишь зубки, я обязательно поставлю тебе мультик. |
Кушай, пожалуйста! | - Когда ты съешь обед, ты сможешь скушать кусок пирога. |
Хочу пойти гулять! | - Когда ты уберёшь игрушки в коробку, мы сможем пойти гулять. |
№ 13 Считаю до 3-ёх.
Спорный метод. Но очень многим родителям он хорошо помогает. Очень часто именно на счёт «Три» дети делают то, что просят их родители.
№ 14 Спойте свою просьбу.
Это очень неожиданно и просто гарантированно привлечёт внимание ребёнка любого возраста, вызовет удивление, и часто приводит к тому, что ребёнок делает, что его просят.
№15 «Пять, три, один – время вышло»
Этот приём помогает Вам заранее мягко предупредить и подготовить ребёнка к тому, что скоро нужно завершать желаемое действие. Напомните ребёнку, что нужно заканчивать какое-то действие 3 раза: за 5 минут, за 3 минуты и за 1 минуту.
Когда Вы приходите третий раз, Вы уже не уходите и следите за тем, чтобы действие было закончено.
- У тебя осталось ещё 5 минут, ты можешь пока играть, через 5 минут нужно будет закончить, и собираться на прогулку.
- У тебя осталось 3 минутки, ещё пока можно играть, потом я приду и нужно будет закончить.
- У тебя осталась 1 минутка, доигрывай этот раунд (кидай мяч последний раз, скатывайся с горки последний раз, дорисовывай деревце – то есть даём возможность логического завершения того, что сейчас делает ребёнок) – и идём гулять.
№16 Используйте призыв к действию, вместо боевых слов.
Боевые слова: «нет, нельзя, прекрати, перестань».
Формулируйте Ваши просьбы, используя глагол, который описывает желаемое поведение ребёнка.Ребёнку тогда проще выполнить просьбу и он лучше понимает, что от него ожидают. Перестаньте ссориться из-за этого грузовика! | Пожалуйста, поделисьмашинкой. |
Не урони малыша! | Держималыша аккуратно. |
Нельзя трогать нож! | Положи,пожалуйста, нож в ящик. |
Нет, ты не получишь мороженого! | Сейчас ты можешь съестьяблоко или кусочек сыра. |
Я сказала – нет, значит нет! | Ты можешь сделатьвот так и вот так. |
Прекрати выходить из-за стола! | Пожалуйста, во время еды сидиза столом. |
Хватит здесь баловаться! | Возьмитеигрушки в свою комнату. |
Ты плохо себя ведёшь, поэтому ничего не получишь! | Я знаю, что с тобой всегда можно договориться. Сейчас ты постараешься, сделаешь, что я тебя попрошу, и всё будет хорошо J |
Домашнее задание.
1. Сообщайте ребёнку каждый день просто так о вашей безусловной любви и принятии его: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе»
2. Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день (утренние приветствия и поцелуй на ночь не считается), независимо от его заслуг и хороших поступков.
3. Обязательно в течение дня находите время как минимум полчаса поиграть во что-нибудь, поговорить по душам с ребенком, не отвлекаясь на телефонные звонки, компьютер, приготовление пищи, чтобы он чувствовал, что это время Вы полностью отдаёте ему. Делайте в это время то, что хочет ребёнок. (Можно 2 раза по 15 минут в день).
4. Выберите 2 наиболее понравившихся Вам приёма и практикуйте их в течение нескольких дней, тренируйтесь! Посмотрите реакцию ребёнка. Найдите те приёмы, которые «работают» с Вашим ребёнком и варьируйте их, в зависимости от ситуации.
Приложение
Родители используют метод «Присоединение» и делятся опытом:
Екатерина:
- Не хочу мыть посуду! (14 лет)
- А вот было бы здорово, если бы посуду мыть не надо было бы вообще никогда-никогда. Поел и тарелку в окно:)) а за окнами вместо асфальта – дорожки из разбитого стекла, фарфора разного цвета и размера:)) можно было бы на прогулке из них мозаику составлять.
(подозреваю, что ребенок скажет «мама купи посудомойку и не мучай меня»:))
Надежда:
- Хочу еще играть!
- А представляешь, как было бы здорово только играть и ни на что не отвлекаться? Мы играли бы с тобой с утра до позднего вечера: строили бы из конструктора домики, гаражи и вагоны, а потом ты бы разбирал свои постройки и начинал бы заново. И потом ты строил бы башню из мягких кубиков и ломал бы ее, а потом стоил заново еще и еще.
И даже приход домой папы с работы не отвлекал бы тебя от игры, ты продолжал бы возводить новые постройки. И даже звонок бабушки, чтобы пригласить тебя в гости, не отвлекал бы тебя от того, чтобы поиграть со своими игрушками. И приглашение мамы попить перед сном молоко с печеньем тебя бы не могло отвлечь от игры. Кстати, малыш, пойдем, попьем молоко и поедим ПЕЧЕНЬЕ?
- Не хочу чистить зубы!
- А давай помечтаем, как было бы здорово вообще никогда не чистить зубы! Мы сложили бы в одну большущую коробку все зубные щетки, и мамину и папину и твою, убрали бы все пасты, даже твою любимую апельсиновую, а заодно и ополаскиватель со всеми стаканчиками. И у нас освободилась бы целая полка в ванной! Мы бы поставили на эту полку водяную мельницу, и ты бы набирал воду из под крана и выливал ее на мельницу. Она бы крутилась и разбрызгивала воду во все стороны, а ты наливал бы больше и больше, а она крутилась бы быстрее и быстрее, - почти так же быстро, как крутится электрическая щетка! Давай посмотрим вместе, как быстро крутятся наши зубные щетки, так же быстро как мельница?
Анастасия
- Не хочу пить лекарства.
- Вот было бы здорово, если бы можно было бы не пить лекарства! Болеешь, врач приходит и говорит: " Назначаю: Обнимайться 100 раз в день, смотреть 100 раз в день после еды "Винни-Пуха", спать на балконе без одеяла на ледяной подушке и ни в коем случае не пить никаких лекарств!" Прийдет доктор через неделю, а мы тут с опухшими от мультиков глазами, красными ушами, синим носом и фиолетовыми губами лежим на балконе и смотрим телевизор!
Елена
- Не хочу стараться красиво писать!
- А представляешь, если бы можно было поработать у папы на работе вместе и написать так, как ты пишешь всякие не ровные буковки. Я буду писать не красиво и папа будет писать каракульки и Настя напишет с право на лево и Миша будет писать одни палочки, как доктор в рецепте. Вот было бы здорово прийти в магазин и не понять сколько что стоит и купить газетку или книжку, а там только начало каждой буквы… Пришлось бы самим книжку сочинять … И тут все рассмеялись…
Светлана
- Не хочу делать уроки!
- Представляешь, как было бы здорово, если уроки, которые вам учитель задает, не надо было делать!!! Учительница сама бы забирала ваши тетрадки домой и делала бы за вас все уроки. Дома бы ей помогал ее муж, ее дети. Бабушка и Дедушка тоже бы помогали вашей учительнице записывать в ваши тетради домашнее задание. А утром учительница раздавала вам ваши тетради, а вы бы сами проверяли и ставили оценки. А если бы ты ставил плохую оценку себе, то на след урок ты бы еще больше задавал учительнице уроков. Вот бы было здорово!!!
Дания
- Не хочу ходить в садик!
- А вот было бы здорово, если бы я не только раньше приходила в садик, а ходила бы туда вместе с тобой, если все родители ходили с детьми, а может и вместо детей, мы с мамой Леры тоже вместе бы играли в куклы и спали на соседних кроватках. Ой, как было бы хорошо, если бы я могла ходить в садик..
Наталия
- Не хочу делать уроки!
- Вот было бы здорово, если бы никогда не нужно было делать уроки - можно гулять, играть после школы. Дневник вообще не открывать! портфель оставлять за дверью. И чтобы в школе за несделанные уроки пятерки ставили. А если вдруг кто-то что-то дома делал - тому 2!
Елена
- Не хочу делать уроки!
- А вот было бы здорово, если бы ты вообще не делала уроки. Не доставала с полки книги, они бы запылились. А потом, потом, начали уползать к соседке, выпрыгивать в окно, падать на голову прохожим. Ты бы пришла в школу и сказала, что книги убежали.