Примерный список речей для самостоятельной работы

Контрольная работа должна иметь самостоятельный и творческий характер. Структура работы состоит из 4 частей

1. Анализ речи выдающегося оратора

 

Студент самостоятельно выбирает текст речи выдающегося оратора прошлого и самостоятельно изучает содержание, затем в письменной форме делает анализ по заданному ранее плану и сдает его преподавателя на проверку.

План анализа речи выдающегося оратора прошлого:

1. Определить вид выступления и его специфику; социально-политическое, академическое, научное; социально-бытовое; лекционное; пропагандистское; судебное; церковно-богословское, праздничное, развлекательное, информационное, агитационное, деловое;

2. В чем заключается предмет речи? Какие научные знания популяризует оратор? Какие идеи пропагандирует? Какие концепции выдвигает?

3. Какова непосредственная цель публичного выступления? Какие средства оратор использует для ее достижения? Зачем произносится речь? Что является речевым событием?

4. В чем состоит методическая специфика анализируемой речи:

а) методы логической организации материала: дедуктивный, индуктивный, концентрический, ступенчатый, хронологической (исторический), альтернативный;

б) композиционно-логическое выстраивание речи: вступление - пролог, завязка речевого действия; основное содержание речи – развитие конфликта и его разрешение, кульминация речи; заключение – развязка речевого действия, финал;

в) композиционно-стилистические приемы: информация, описание, характеристика, воспоминание, комментарии, иллюстрации, факты, примеры, ссылки на авторитетные источники;

г) эмоциональность речи: фигуры речи как особые синтаксические конструкции: обращения, повторы, инверсии, антитеза, аналогии, риторические вопросы, вопросно-ответные ходы, прямая речь, эмоциональные восклицания; тропы – употребление слов в переносном значении: сравнение, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, эпитеты, аллегории; фразеологические единицы: пословицы, поговорки, крылатые слова; юмор, ирония, сатира, сарказм;

5. Оценка богатства языка оратора.

6. Перед какой аудиторией он выступает? Как характер аудитории отражается на содержании речи?

7. Найти в тексте средства активизации аудитории.

8. Какие средства психологического воздействия на аудиторию использует оратор: убеждение, внушение, подражание, заражение, манипулирование, принуждение?

9. Найдите в тексте оратора коммуникативные стереотипы.

10. Как в тексте и через текст выявляется коммуникативное творчество оратора?

11. Какие высказывания оратора раскрывают его нравственную позицию?

 

 

Примерный список речей для самостоятельной работы

1. Цицерон. Речь против Гая Вереса (О предметах искусства); речь в защиту поэта АвлаЛицинияАрхия /Цицерон //Эстетика. Трактаты. Речи, Письма. – М.: Искусство, 1994. – С. 88-162.

2. Н.Н. Поповский. Речь, говоренная в начатии философских лекций при Московском университете ректором Николаем Поповским // Из истории русской гуманистической мысли. – М.: Просвещение, 1993. – С. 90-95.

3. В.О. Ключевский. Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июля 1880 года в день открытия Пушкину; Памяти Пушкина / Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1990. – С. 392-408.

4. А.Ф.Кони. Резюме председателя суда А.Ф. кони по делу Веры Засулич. /Кони А.Ф. Избранное. – М.: Сов.Россия, 1989. - С. 337- 347).

5. В.С.Соловьев. Нравственная миссия художника. Речь, сказанная на высших женских курсах 30 января 1881 года по поводу смерти Ф.М. Достоевского; Слово, сказанное на могиле Достоевского; Три речи в память Достоевского /Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство – 1991 – С. 218-259.

6. Солженицын А. И. Нобелевская лекция / А. И. Солженицын //Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика. – Екатеринбург: изд – во «У – фактория», 1999. – С. 530 – 547.

7. Речи выдающихся ораторов России религиозно-церковного красноречия (по выбору студента)

8. Выдающиеся политические ораторы России(по выбору студента)

9. Выступления М.В.Ломоносова и их роль в развитии отечественной риторики.

10. Речи М.М. Сперанского в развитии риторики.

12. Судебная практика выдающихся ораторов России (самостоятельный выбор речей)

Список может быть дополнен самостоятельным выбором

 

2. Разработка темы диспута и дискуссии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: